Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.

Работа содержит 1 файл

ира диплом2.docx

— 2.41 Мб (Скачать)

5. Уроки,  опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от  Хоттабыча. 

6. Уроки,  основанные на имитации деятельности  учреждений и организаций: суд,  следствие, трибунал, цирк, патентное  бюро, ученый Совет. 

7. Перенесенные  в рамках урока традиционные  формы внеклассной работы: КВН,  «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка  художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков». 

8. Интегрированные  уроки. 

9. Трансформация  традиционных способов организации  урока: лекция-парадокс, парный опрос,  экспресс-опрос, урок-зачет (защита  оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Нестандартный урок – это интересная, необычная  форма предоставления материала  на занятии. Она призвана наряду с  целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес  к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать  материал, оригинально мыслить и  самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью  ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают  активное участие в ходе урока.

Многообразие  типов нестандартных уроков позволяет  использовать их на всех ступенях образования  детей и на разных предметах. А  внедрение новых технологий в  учебный процесс – компьютеризация  школ, оснащение школ проекторами  – позволяет придумывать новые  нестандартные уроки.

Учитель должен помнить, что не все типы работ  на разных этапах обучения знакомы  ребятам. Поэтому стоит подробнее  говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися, приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и  обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях  могут быть менее информативны и  полезны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль нетрадиционного обучения в образовании

Значимость  указанных выше занятий в общем  учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании  на усвоение коллективом учащихся в  целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной  степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального  развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение  и, как правило, единственный заранее  предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности  действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный  интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых  задач обедняет личность ребенка, поскольку  в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным  образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как  выдумка, сообразительность, способность  к творческому поиску, логическому  анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования  развивающих упражнений является повышение  творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для  учащихся, развитие которых соответствует  возрастной норме или же опережает  ее (для последних рамки стандартной  программы просто тесны), так и  для школьников, требующих специальной  коррекционной работы, поскольку  их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве  случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием  базовых психических функций.

Урок  технологии можно определить как  специально организованный процесс  развития у учащихся способности  самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков технологии создает предпосылки  для решения многих актуальных проблем  педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование  активных и интерактивных методик  в преподавании технологии. Последние  годы ознаменовались поисками и широким  использованием методики, позволяющей  значительно повысить эффективность  обучения технологии в школе.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель технологии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.[17]

Нетрадиционные  формы урока базируются на понимании  учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В  связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных  научных дисциплин. НФУ имеют  большое многообразие и очень  трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать  по следующим позициям: урок-игра или  урок-учебная игра; урок-учебная  дискуссия; урок-исследование.

Применение  нетрадиционных форм уроков, в частности  урока-игры, урока-экскурсии – это  мощный стимул в обучении, это разнообразная  и сильная мотивация. Посредством  таких уроков гораздо активнее и  быстрее происходит возбуждение  познавательного интереса, отчасти, потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

На нетрадиционных уроках активизируются психические  процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее  время ученые выяснили разницу функционального  назначения правого и левого полушарий  головного мозга. Левое полушарие  специализируется на вербально –  символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется  высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при  функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем  обобщения понятий. Вот, что по этому  поводу пишет И.И. Макарьев: “Образная  память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а  также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в  городе. Именно правое полушарие мозга  напоминает нам, где лежит та или  иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”.

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с  доминированием интуиции – правополушарный.

По мнению И.И. Макарьева: “школа переоценивает  левополушарное речевое мышление в  ущерб правополушарному”. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей  природе и потому способны даже самую  сухую информацию оживить и сделать  яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный  ребенок способен выполнять такой  объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной  ситуации. В частности, в научно –  педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения. [9]

Чтобы понять причины подобной функциональной способности, необходимо вспомнить некоторые  особенности подростковой психологии. В подростковом возрасте устраняются  все условности в действиях, урок – игра приближается к жизни. Она  интересна, когда дается возможность  не только познать что-то, но и применять  свои знания и одновременно, с этим, по словам В.А. Крутецкого и Н.С. Лукина: “уйти в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации”.[7] В.М. Григорьев замечает, что умело организованные уроки – игры, позволяют задействовать в учебных целях, энергию, которую школьники расходуют на “подпольную игровою деятельность”. Это ведется “на уроках всех (без исключения!) преподавателей… Способы “конспирации” оттачивались сотнями школьников, а обмен опытом подпольных проделок налажен с завидной оперативностью”. [5]

При этом если педагог “войной пошел” на игры ребят, он сам же ставит их в  роль “подпольщиков”, - и тогда найдите  для подростков более привлекательную  игру! Не лучше ли использовать игровую  энергию ребят “в мирных целях”?

Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может  извлечь из них педагогическую пользу. Многие из самостоятельных игр подростков могут стать материалом для разработки дидактических игр”.[1]

Подростковый  возраст характеризуется психологами  как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью  психики, что связано с переходом  на новую ступень умственного  и психического развития.[11] Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе технологии, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность НФУ – очень важная, ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться  в умениях и навыках, реализовать  интерес к перевоплощениям и  импровизациям. Все это прекрасно  реализуется, например, на уроках –  играх или на уроках – дискуссиях. В подростковом возрасте внешние  игровые действия свертываются и  переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.). Игровые действия позволяют расширить  границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: “вообразить  то, что он не видел, может представить  себе по чужому рассказу то, чего в его  непосредственном опыте не было”.[3] НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение – “я тоже могу”, т. е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации НФУ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Немаловажное  значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей  в учебном процессе

Опыт  убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей  существенно возрастают, если к организации  учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость  учебы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным  делам и проблемам ребенка  становится вполне естественным. Участие  родителей в решении проблем  учебы детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые под ходы к обучению и воспитанию ребенка.

Педагогу  важно организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью  можно использовать выполнение семейных заданий при: изучении темы или при  подготовке к конкретному уроку, занятию. Результаты представляются учениками  на одном из уроков при изучении соответствующей темы.

По итогам изучения какой-либо темы целесообразно  организовать семейные конкурсы, которые  предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на уроке или после  уроков, организацию выставок результатов  семейного творчества.

В практике используются различные способы  привлечения родителей к организации  учебных занятий:

-подготовка  методических материалов к уроку;

-выступление  на уроке родителей специалистов  по изучаемой проблеме;

-организация  родителями экскурсий на предприятие  и т.д.

Детям могут  предлагаться домашние задания, связанные  с получением информации от своих  родителей, бабушек и дедушек.

В практике получила распространение такая  форма, как проведение открытых занятий  для родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения учащихся, которые целесообразно  знать родителям при оказании помощи детям в учебе; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей  делами ребенка. В зависимости от доминирующей цели и выбирается структура  занятия, но в любом случае учитель  продумывает, как показать с лучшей стороны детей, особенно обратить внимание на тех, чьи родители присутствуют на уроке.

Необходимо  стимулировать и пропагандировать участие родителей в учебной  деятельности детей. В этой связи  целесообразно оценивать результаты совместного творчества, представлять их на выставках, поощрять благодарственными  письмами родителей и детей.

Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций