Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………
19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................
38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………
38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................
45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………
3. В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой из государственных центров социального обслуживания семьи и детей. Наиболее эффективным является тот кризисный стационар, который имеет нестандартную обстановку, приближенную к домашней, что создает особый психологический климат и имеет важное психотерапевтическое значение.
4. Главным средством профилактики насилия в семье является создание в семье атмосферы взаимного доброжелательного отношения и доверия, а в самом себе - стремления понять другого члена семьи, уметь поставить себя на его место, постараться найти наилучший выход из конфликтной ситуации, суметь убедить в правильности своей позиции. В случае же, если конфликт зашел далеко, то и умение простить, чтобы оборвать цепь взаимонепонимания и обид, вернуть доверие, восстановить добрые отношения между близкими людьми.
5. Анкетный опрос родителей показывает то, что большинство из них не имеют достаточного представления о воспитании и способах регулирования своего поведения, что может привести к необратимым последствиям и послужить фактором формирования агрессивного поведения, равнодушного отношения к интересам детей, что может привести к отторжению подростков от своих родителей.
6. Анкетный опрос и проведение тестов среди подростков из неблагополучных семей, а также их родителей свидетельствует о наличии агрессивности во взаимоотношениях между родителями и детьми, что является следствием насилия и безразличного отношения со стороны родителей. Таким образом, в неблагополучных семьях подростки воспитываются, либо сурово и сухо, формируя в них моральную ответственность, либо предоставлены сами себе, что может привести к отчуждению подростков от семьи и принятию противоправных норм поведения в среде сверстников.
7. В соответствии с разработанной коррекционно-реабилитационной программой по работе с детьми, подвергшимся насилию в семье, был разработан механизм ее реализации, заключающийся в уменьшении числа случаев насилия в семье; раннего выявления и прекращения развития неблагополучия в семье, связанного с насилием одного из членов семьи по отношению к другому; реабилитации пострадавших от насилия в семье и восстановлению их качества жизни. При этом основными направлениями выступили: 1) выявление и постановка на учет семей, в которых выявлены случаи насилия над детьми; создание информационного банка данных о детях из кризисных семей и анализ статистических данных; 2) оказание педагогической, психолого-педагогической, медицинской помощи членам семей данной категории; 3) правовая защита и правовое просвещение членов семей данной категории; 4) педагогическое, психологическое, медицинское просвещение; 5) материальная поддержка семей; 6) создание рабочих мест для членов семьи и содействие в поиске работы; 7) работа с семьями «группы риска», в которых проживают несовершеннолетние, склонные к совершению антиобщественного поступка, либо совершившие правонарушение или преступление; 8) вовлечение детей и родителей в организованную досуговую деятельность и их оздоровление; 9) профилактические мероприятия с членами семей.
8. Показателями эффективности данной программы являются:
− позитивное изменение семьи к проблеме насилия;
− активизация мотивации всех видов деятельности несовершеннолетних и создание благоприятного эмоционального фона жизнедеятельности субъекта, повышающего его активность;
− стабилизация нравственного и правового пространства, не допускающего насилия.
9. В ходе проведенной коррекционно-реабилитационной программы у несовершеннолетних:
- повысился уровень толерантности к различным фрустрационным ситуациям, они научились находить эффективные способы решения своих проблем;
- научились приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения;
- снизился уровень агрессивности в отношениях с родителями и окружающими людьми.
10. Таким образом, для уменьшения факта самого насилия над детьми необходимо:
- изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, а в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом;
- создать программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта;
- организовать публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов, предупреждению и сдерживанию насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями.
11. Необходима четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по социальной реабилитации - комиссий по делам семьи и детей, и защите их прав. К огромному сожалению, комиссии не могут эту функцию в полной мере реализовать, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах. Поэтому общими показателями конструктивного человеческого взаимодействия между членами семьи является атмосфера взаимного доверия, уважительности, любви, готовность помочь друг другу, отказ от претензий на собственную правоту всегда и во всем и сознательное желание добиваться взаимопонимания.
Список литературы
1. Алексеева, Л.С. Неполная семья: состояние и тенденции развития [Текст] / Л.С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 2. – С. 24-48
2. Алексеева, Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье [Текст] / Л.С. Алексеева // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 43-52.
3. Алексеева, Л.С. Социально-психологическая экспертиза постразводской ситуации неполной семьи как одна из технологии социальной работы [Текст] / Л.С. Алексеева //Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 3. – С. 45-69
4. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь [Текст] / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. - М.: Генезис, 2005. - 256 с.
5. Алешин, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю.Е. Алешин, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М., 2007. – 254 с.
6. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковец. - Спб.: прайм-Еврознак, 2001. – 216 с.
7. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы: учебник [Текст] / В.Г. Бочарова. – М., 2005. – 312 с.
8. Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 2008.- 154 с.
9. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова, Т.А. Васильков. – М., 2010. – 346 с.
10. Волкова, Е.Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми [Текст] / Волкова Е.Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - № 6. - С.24-28.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психотерапия [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб., 2009. – 275 с.
12. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: учебник [Текст] / Ю.Н. Галагузова. – М., 2008. – 412 с.
13. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб., 2009. – 184 с.
14. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. Рекомендации социальным педагогам [Текст] / Т. Гончарова // Народное образование. -2002. - № 6. – С. 45-64
15. Гордеева, М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Российской Федерации [Текст] / М.В. Гордеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - № 1. – С. 20-46
16. Горшков, И.В. Личная патология и внутрисемейная агрессия [Текст] / И.В. Горшков, В.П. Горинов // Социальная психиатрия. Вып. 2. - 2008. – т.7– С. 111-125
17. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». [Текст] – М., 2007. – С. 46-78
18. Григович, И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. [Текст] / И.Н. Григович. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. – 245 с.
19. Гуггенбюлъ, А. Зловещее очарование насилия: Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними [Текст] / А. Гуггенбюлъ. СПб.: гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. - 316 с.
20. Гурко, Т.А. Трансформация института семьи [Текст] / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 2009. - № 10. – С. 73-95
21. Доклад уполномоченного по правам человека в РФ за 2009 г. [Текст] // Российская газета - Федеральный выпуск № 5194 от 28 мая 2010 г.
22. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] / Н.Ф. Дивицына. - Ростов - н./д, 2005. – 276 с.
23. Здравомыслова, О.М. Российская семья: стратегии выживания [Текст] / О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян // Семья в России. - 2008. - № 3-4. – С. 54-68
24. Иванов, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие. [Текст] / А.В. Иванов. – М., 2010. – 448 с.
25. Иванова, Л.К. Система визуальной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к социальной работе с семьей [Текст] / Л.К. Иванова // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - № 3. – С. 24-49
26. Иванцова, А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей [Текст] / А. Иванцова // Воспитание школьников. – 2000. - № 7. – С. 22-25
27. История социальной педагогики: хрестоматия-учебник [Текст] / под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 478 с.
28. Колтыпина, М.В. Ненасилие — социально-политический механизм гражданского общества [Текст] / М.В. Колтыпина // Ценности гражданского общества и личность. М.: Музей и общественный центр им. А.Д. Сахарова, 2001. – 110 с.
29. Конституция Российской Федерации. [Текст] - М.: ЛексЭСТ, 2004. – 128 с.
30. Королева, Г.Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи [Текст] / Г.Н. Королева //Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 3. – С. 25-53
31. Ладыкова, О.В. Насилие в семье [Текст] / О.В. Ладыкова // Проблемы школьного воспитания. - 2002. - № 3. - C.73-77.
32. Лазарев, А.И. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации [Текст] / А.И. Лазарев, Ю.А. Блинков, Г.В. Голубцова // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - № 3. – С. 15-30
33. Латышев, Г. В. Смотри по жизни вперед: руководство по работе с подростками [Текст] / Г.В. Латышев, М.В. Орлова, С.М. Яцышин и др. - СПб., 2001. - 112 с.
34. Маханько, А. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе [Текст] / А. Маханько // Социальная работа. - 2008. - № 4. - С.5-9.
35. Мишина, Т.М. Семейные конфликты и семейная психиатрия. Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии [Текст] / Т.М. Мишина. - СПб., 2009. – 285 с.
36. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник [Текст] / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург, 2002. – 291 с.
37. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие : научно-методич. пособие [Текст] / под. ред. JI.C. Алексеевой. - М., 2000. - 144 с.
38. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст] / Под ред. Н.М Платоновой, Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 153 с.
39. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире [Текст] / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. - М.: Весь Мир, 2003. – 205 с.
40. Насилие и социальные изменения [Текст] / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А. М.: Литограф, 2000. – 224 с.
41. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога: учебник [Текст] / Р.В. Овчарова. – М., 2007. – 198 с.
42. Олифиренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. [Текст] / Л.Я. Олифиренко. – М., 2002. – 233 с.
43. Оптимальные модели организации деятельности центров социальной помощи семье и детям [Текст] / Под. ред. Матвиенко И.В. - М., 2003. – 132 с.
44. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа; методики и технологии [Текст] / И.И. Осипова //Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 3. – С. 12-27
45. Пелевина, В.В. Информационная атака: «Вместе против насилия» (Опыт межведомственного взаимодействия по формированию информационного поля по решению проблем насилия и жестокого обращения) [Текст] / В.В Пелевина // Социальная работа. - 2005. - № 3. - С. 25-27.
46. Плоткин, М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей [Текст] / М.М. Плоткин // Педагогика. – 2000. - № 1. – С. 47-51
47. Поликарпова, Т.Н. У тебя есть дом [Текст] / Т.Н. Поликарпова. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 213 с.
48. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учеб. пособие [Текст] / Науч. ред. и сост. В.Т. Лисовский. - М.; СПб.; Березники, 2008. – 315 с.
49. Психология человеческой агрессивности [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 127 с.
50. Семейный кодекс Российской Федерации. [Текст] - М.: ЛексЭСТ, 2004. – 136 с.
51. Словарь по социальной педагогике [Текст] / автор-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. – 213 с.
52. Синягина, Ю.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Ю.Ю. Синягина. – М., 2001. – 254 с.
53. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия [Текст] / Под ред. Синельникова А. М. – М.: Университетская книга, 2001. – 128 с.
54. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей [Текст] / В.С. Торохтий. – М., 2003. - 232 с.
55. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Текст] – М.: Юркнига, 2004. – 160 с.
56. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. [Текст] / И.А. Фурманов. - М.: ВЛАДОС, 2004 - 319 с.
57. Холостова, Е.И. Настольная книга специалиста: социальная работа с семьей [Текст] / Е.И. Холостова. - М.; Тула, 2006. – 235 с.
58. Хухлина, В.В. Семья и дети в зеркале статистики [Текст] / В.В. Хухлина // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 1. – С. 34-58
Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи