Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………

19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................

38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………

38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................


45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Васильевой 26.11.11..doc

— 529.00 Кб (Скачать)

20.   Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21.   Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

22.   Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23.   Я иногда не слушаюсь родителей.

24.   Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25.   Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26.   Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27.   Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28.   Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29.   Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

30.   Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31.   Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

32.   Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

33.   Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34.   Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно»

35.   Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36.   Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37.   Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38.   Бывает, что иногда я говорю неправду.

39.   Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40.   Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41.   Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42.   Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43.   Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44.   Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45.   Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

46.   Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

47.   Иногда я скучаю на уроках.

48.   Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49.   Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50.   Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51.   Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52.   Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53.   Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54.   Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55.   Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56.   Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57.   Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58.   Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59.   Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60.   Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61.   Меня раздражает, когда девушки курят.

62.   Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63.   Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64.   Сигарета в трудную минуту меня успокаивает

65.   Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66.   Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67.   Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68.   Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69.   Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70.   Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71.   Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72.   Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73.   Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74.   Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75.   Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

76.   Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77.   Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

78.   Я часто не могу сдерживать свои чувства.

79.   Бывало, что я опаздывал на уроки.

80.   Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81.   Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82.   Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83.   Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

84.   Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85.   Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86.   Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87.   Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88.   Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89.   Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90.   Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91.   Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92.   Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93.   Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94.   Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

95.   Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96.   Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97.   Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98.   Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Ключ к методике:

При каждом совпадении ответа с ключом присваивается один балл.  По каждой шкале подсчитывается суммарный балл.   Результаты интерпретируются путем сравнения с тестовыми нормами. Если результаты по шкале больше на 1S тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать ярко выраженным, если меньше на 1S, то измеряемое свойство можно считать маловыраженным. Если у подростка были обнаружены тенденции к  делинквентному поведению, то имеет смысл сравнить результаты этого подростка с нормами «делинквентной» подвыборки.

 

1. Шкала установки на социально-желательные ответы:

Да                                                                       Нет

13,30,32,                                                            2,4,6,21,23,33,38,47,54,79,83,87

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил:

Да                                                                       Нет

11,22,34,41,44,50,53,59,                                   1,10, 55,61,86,93

80,88,91,

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению:

Да                                                                       Нет

14,18,22,26,27,31,34,35,43,

46,59,60,62,63,64,67,74,81,91                          95

4. Шкала склонности самоповреждающему и саморазрушающему поведению:

Да                                                                        Нет

3,6,9,12,16,27,28,37,39,51,                               24,76

52,58,68,73,90,91,92,96,98

5. Шкала склонности к агрессии и насилию:

Да                                                                       Нет

3,5,16,17,25,37,42,45,48,49,51,                     15,40,75,85

65,66,70,71,72,77,82,89,94,97

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

Да                                                                       Нет

7,19,20,36,49,56,57,69,70,                                 29

71,78,84,89,94

7. Шкала склонности к делинквентному поведению:

Да                                                                       Нет

18,26,31,34,35,42,43,44,48,                              55,61,86

52,62,63,64,67,74,91,94

 

Тестовые нормы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение Е

 

Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению насилия

над детьми

 

Условия реализации программы. Программа рассчитана на учащихся 9-10 классов. В зависимости от возраста участников группы программа может видоизменяться.

Оптимальное число участников группы - 13-15 человек (учащиеся 9-10 классов - 15 человек в группе).

Общий объем программы - 32 часа. Программа тренинга рассчитана на четыре дня работы по восемь часов в день. Возможно уменьшение общего количества часов до 24; количества часов в день - до четырех (но не меньше).

Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту).

Рекомендации по использованию программы. Обязательна предварительная встреча тренера с каждым участником программы с целью формирования мотивации на участие подростка в тренинге.

Эффективность программы оценивается путем:

- анализа тренером анкет подростков о программе;

- откликов родителей, педагогов, социальных работников об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.

Содержание программы представлено следующими блоками информации:

Введение.

Создание работоспособности. Создание благожелательной, доверительной и рабочей атмосферы в группе. Ориентация в проблеме. Обнаружение и актуализация проблемных областей. Выявление образа «взрослого» и образа «подростка», существующих в подростковом сознании.

Обучение и развитие.

Три мира (взрослых, подростков, общий). Определение границы этих миров. Осознание разницы позиций в общении взрослого и подростка. Выявление особенностей взаимоотношений взрослых и подростков, пути их изменения. Преимущества открытости в общении взрослых и подростков; отвага быть искренним, открытым.

Типология поведения (деструктивные и конструктивные способы взаимодействия; манипуляция). Выявление деструктивных и конструктивных способов поведения. Диагностика чувств, которые то или иное поведение вызывает у окружающих. Выход на эффективность конструктивного способа взаимодействия. Выявление механизмов и способов манипуляции в общении взрослых и подростков. Диагностика чувств, которые вызывает манипулятивное поведение. Обсуждение причин лжи и последствий, которые она имеет.

Эмоции и чувства: осознание и конструктивные способы выражения. Развитие сензитивности к собственным чувствам и чувствам других людей. Понимание языка чувств. Конструктивные способы выражения эмоций. Мотивы поведения взрослых.

Понимание поведения взрослых через осознание мотивов этого поведения. Отреагирование чувств относительно взрослых. Осознание того, что значит принимать взрослых. Формирование навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми. Развитие навыков эффективного взаимодействия. Ответственность подростка за формирование конструктивных отношений со взрослыми. Осознание границ собственной ответственности. Самоценность. Повышение самооценки. Поиск внутренних ресурсов. Понимание ценности другого человека. Развитие умения получать поддержку от взрослых и оказывать ее. Получение поддержки от группы.

Завершение тренинга

Личностная обратная связь («чемодан»). Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка.

Итоги тренинга. Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.

 

69

 



Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи