Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………

19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................

38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………

38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................


45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Васильевой 26.11.11..doc

— 529.00 Кб (Скачать)

 

Описание акцентуаций по Леонгарду–Личко:

1.                  Гипертимная – повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

2.                  Возбудимая – повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями.

3.                  Эмотивная – чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни.

4.                  Педантичная – ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий.

5.                  Тревожная – высокий уровень тревожности, склонность к страхам, повышенная робость и пугливость.

6.                  Циклотимная – периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.

7.                  Демонстративная – демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.

8.                  Неуравновешенная – слабоволие, непоседливость, склонность к праздности и развлечениям, трусость, безынициативность.

9.                  Дистимная – сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность.

10.             Экзальтированная – большой диапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от одних событий и в полное отчаяние от других.

КЛЮЧ

1.                  Г-1 Гипертимные хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77,  –: нет

2.                  Г-2 Возбудимые х2 +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81,  –: 12, 46, 59

3.                  Г-3 Эмотивные х3 +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79,  –: 25

4.                  Г-4 Педантичные х2 +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83, –: 36

5.                  Г-5 Тревожные х3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82,  –: 5

6.                  Г-6 Циклотимные х3 +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84,  –: нет

7.                  Г-7 Демонстративные х2 +: 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88,  –: 51

8.                  Г-8 Неуравновешенные х3 +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86,  –: нет

9.                  Г-9 Дистимные х3 +: 9, 21, 43, 75, 87,  –: 31, 53, 65

10.             Г-10 Экзальтированные х6 +: 10, 32, 54, 76,  –: нет

При подсчете баллов по каждой шкале суммировать ответы на пункты в строках «+» со свои знаком и на пункты в строках «–» с обратным знаком, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатели которых выше этого среднего.

 

 

 


Приложение Б

 

Методика диагностики показателей и форм агрессии

А. Басса и А. Дарки

 

Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько  они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: «Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет».

1.Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2.Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3.Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4.Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5.Не всегда получаю то, что мне положено.

6.Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8.Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10.Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11.Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.Когда установленное правило не нравиться мне, хочется нарушить его.

13.Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14.Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15.Часто бываю не согласен с людьми.

16.Иногда не ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18.В раздражении хлопаю дверьми.

19.Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20.Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21.Меня немного огорчает моя судьба.

22.Думаю, что многие люди не любят меня.

23.Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25.Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26.Я не способен на грубые шутки.

27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

29.Почти каждую неделю вижу кто-нибудь из тех, кто мне не нравиться.

30.Довольно многие завидуют мне.

31.Требую, чтобы люди уважали мои права.

32.Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34.От злости иногда бываю мрачным.

35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчусь.

36.Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37.Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39.Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40.Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41.Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42.Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43.Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45.Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46.Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47.Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48.Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49.С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50.Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52.Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53.Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54.Неудачи огорчают меня.

55.Дерусть не реже и не чаще других.

56.Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57.Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58.Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает не справедливо.

59.Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60.Ругаюсь только от злости.

61.Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62.Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63.Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64.Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66.Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68.Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69.Не огорчусь из-за мелочей.

70.Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71.Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72.В последнее время я стал занудой.

73.В споре часто повышаю голос

74.Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75.Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

При обработке данных в обычных условиях ответы «да» и «пожалуй, да» объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «нет», «пожалуй, нет» (суммируются как ответы «нет»).

 

КЛЮЧ 1

 

для обработки результатов испытания по опроснику

1.ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11):

«да»: 1,25,33,41,48,55,62,68;

«нет»: 9,17.

2.ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (К=8):

«да»: 7,15,23,31,46,53,60,71,73;

«нет»: 39,66,74,75.

3.КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13):

«да»: 2,10,18,34,42,56,63;

«нет»: 26,49

4.НЕГАТИВИЗМ (к=20):

«да»: 4,12,20,28;

«нет»: 36.

5.РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9):

«да»: 3,19,27,43,50,57,64,72;

«нет»: 11,35,69.

6.ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11):

«да»: 6,14,22,30,38,45,52,59;

«нет»: 65,70.

7.ОБИДА (к=13):

«да»: 5,13,21,29,37,44,51,58.

8.ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11):

«да»: 8,16,24,32,40,47,54,61,67.

Суммарные показатели:

(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА – индекс агрессивности;

(«6» + «7») : 2 = ИВ – индекс враждебности.

А.Басс и А.Дарк предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:

1.Использование физической силы против другого лица – ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИИ.

2.Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) – ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.

3.Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.) – КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.

4.Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – НЕГАТИВИЗМ.

5.Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости -  РАЗДРАЖЕНИЕ.

6.Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред – ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.

7.Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания – ОБИДА.

8.Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – АУТОАГРЕССИЯ, или ЧУВСТВО ВИНЫ.

 


Приложение В

 

Методика диагностики родительского

отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

 

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится с симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребенку самостоятельности никогда.

Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи