Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………

19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................

38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………

38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................


45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Васильевой 26.11.11..doc

— 529.00 Кб (Скачать)

- просветительскую работа юриста;

- практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир», включающие в себя укрепление структуры «Я - взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а также способствующие стабилизации адекватной самооценки.

Реализация данной программы необходима для адаптации жертв насилия  в социуме, а также предупредить развитие данного факта.

Структура программы:

Программа коррекционно-реабилитационных занятий состоит из 3-х этапов:

1 этап – диагностический. Сбор проблематики для последующей коррекции.

2 этап – коррекционно-реабилитационные занятия с целью овладения навыками адекватного взаимодействия с родителями в конфликтных ситуациях.

3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.

Сроки и этапы реализации программы:

1, 3  этап – диагностический (июнь, июль).

Первичная диагностика на этапе комплектования группы, итоговая диагностика по завершению занятий.

2 этап — коррекционно-реабилитационные занятия с целью овладения навыками адекватного реагирования на проблемные ситуации, возникающие при взаимодействии с родителями (август, сентябрь).

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Повысятся адаптивные возможности подростков - жертв насилия, исходя из их социального опыта, психического состояния.

2. Расширится  круг видения проблемных ситуаций.

3. Появится способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умение находить конструктивные пути выхода из нее.

4. Несовершеннолетние и их родители  обучатся различным приемам снятия накопившегося эмоционального напряжения.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в данном параграфе рассматривается коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, ее цель и задачи, содержание и сущность данной программы.

 

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования

 

Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи была апробирована в Отделе по делам несовершеннолетних и работе в школах с учащимися отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Муниципального отдела МВД России «Топкинский» в течение 4-х месяцев, что не может показать наиболее явных показателей в изменении поведения и взаимоотношений в неблагополучных семьях, где насилие над детьми является следствием развития неблагополучия семьи.

Используемые методы и методики (для диагностического этапа): тест – опросник  для выявления акцентуаций характера (К. Леонгард) (в Приложении А), методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) (в Приложении Д), самодиагностика типового семейного состояния (в Приложении Г), метод опроса (беседа), метод наблюдения.

Мы попробовали реализовать разработанную коррекционно-реабилитационную программу на практике.

В программе принимали участие 15 подростков и их родители.

Информацию о неблагополучных семьях, фактах насилия над детьми мы получали из Отдела по делам несовершеннолетних и работе в школах с учащимися отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Муниципального отдела МВД России «Топкинский».

В реализации программы принимала участие междисциплинарная команда, состоящая из педагогов, психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога, медиков, специалиста Отдела по делам несовершеннолетних и работе в школах с учащимися отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Муниципального отдела МВД России «Топкинский».

На каждом этапе реализации программы мы использовали все вышеназванные методы работы.

В результате реализации программы мы выявили следующую тенденцию: все дети, подвергавшиеся насилию в семье, склонны к асоциальному поведению.

В результате исследования были выделены наиболее значимые предпосылки асоциального поведения:

−                    неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;

−                    неосознаваемая родительская установка на «разрешение» детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

−                    родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;

−                    непринятие ребенка детской группой;

−                    неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.

Мы составили для каждого ребёнка индивидуальную программу реабилитации. Нам удалось следующее:

- научить детей и родителей различать насильственные и ненасильственные формы поведения,

- помочь родителям понять, какой ущерб наносит насилие психике ребёнка;

- помочь в установлении отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей;

- помочь подросткам обрести навыки в сфере успешного взаимодействия со взрослыми;

- сформировать у подростков некоторые умения, помогающие противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; противостоять различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанным с эмоциональным насилием.

Мы осознаем, что проделанная нами работа - лишь первые шаги в деле профилактики семейного насилия. Дети и семьи, с которыми мы работали, нуждаются в регулярном социальном патронаже и помощи различных служб, объединившихся в борьбе с насилием над детьми. Однако дети и взрослые, с которыми мы работали, осознали, что насилие, агрессия, асоциальное поведение - путь в пропасть. Они знают, куда обратиться, если не смогут самостоятельно противостоять чужому насилию или собственной агрессии.

Таким образом, предложенная программа поможет диагностировать случаи семейного насилия, вести информационно - просветительскую работу с детьми и родителями по профилактике насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, обучать детей разных возрастов противостоять насилию.

Программа разработана таким образом, что ведущим, работающим по ней, может стать любой специалист, профессионально связанный с воспитанием и детско-родительскими отношениями - специалист по социальной работе, психолог, воспитатель, врач, учитель, психиатр. Это позволит специалистам формировать единый подход в планировании работы по профилактике насилия над детьми, в ее проведении, формировать единое понятийное пространство, в рамках которого может строиться коррекционно-реабилитационная работа команды и оцениваться ее результаты. Программа рассчитана на функционирование в различных детских организациях. Все ее компоненты направлены на удовлетворение разных потребностей и в то же время составляют единое целое.

Результатом проведенных исследований стало выделение основных направлений работы специалистов (социальные педагогик, социальные работники, психологи, юристы и др.):

- расширение сотрудничества с общественными объединениями и религиозными организациями в оказании помощи подросткам из неблагополучных семей;

-  профилактика насилия над детьми;

- социально – педагогическая реабилитация подростков, находящихся в социально опасном положении;

- оказание психолого-медико-педагогической помощи подросткам, подвергшимся насилию в семье;

- организация и проведение разъяснительных работ среди несовершеннолетних и их родителей, связанных с пропагандой здорового образа жизни, семейных ценностей и традиций;

- издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений);

- подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей - активной жизненной позиции по защите своих прав;

- выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в данном параграфе расстраиваются результаты экспериментального исследования и выделяются основные направления работы специалистов по проблеме насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи.

 

 

Выводы по второй главе

 

 

Во второй главе рассматриваются методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, дано обоснование каждой методики исследования, которые являются основополагающими для разработки коррекционно-реабилитационной программы по предупреждению насилия над детьми, а также проводится анализ экспериментального исследования и даются результаты каждой методики исследования.

В центре внимания социального педагога и других специалистов всегда должен стоять ребенок, а жизненно необходимой средой для его развития является семья. На основании полученных результатов по первичной диагностике данных методик можно сделать вывод о том, что результаты дополняют друг друга, потому что, выявляя наиболее яркие черты характера у родителей и детей, прослеживаются их проблемы, связанные с отношением родителей к своим детям и умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение у родителей. От правильности построения взаимоотношений между родителями и детьми, а также воспитания будет зависеть проявление агрессивного поведения родителей к своим детям, что свидетельствует о формировании насилия в семье над детьми.

Анкетный опрос несовершеннолетних свидетельствует о том, что взаимоотношения с родителями часто ограничиваются упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков, что подпитывает насилие, которое родители используют в качестве метода воспитания. Но в итоге несовершеннолетние, накапливая чувство негативизма, безразличия, лицемерия и враждебности, становятся более жестокими, раздраженными по мелким пустякам, что может свидетельствовать об их наклонности к совершению преступления.

Не все родители сразу могут перестроиться на новые формы отношения с детьми, особенно если до этого времени в их обычную практику воспитания входили окрики, критика детей, телесные наказания. Ведущему важно замечать малейшие сдвиги участников в освоении новых навыков и поддерживать участников в стремлении к изменениям. Характер их взаимоотношений с детьми складывался на протяжении долгого времени и возможности быстрых изменений ограничены. Однако системное использование новых приемов, таких как внедрение коррекционно-реабилитационной программы привело к изменению поведения родителей и подростков, что послужило основой для улучшения их отношений.

Подводя итог, можно наблюдать и проследить  динамику изменений, происходящих у подростков в ходе всего курса коррекционно-реабилитационных занятий, а также по данным диагностики. У родителей также можно проследить изменения в личностном развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере во взаимоотношениях с детьми. Дальнейшее консультативное сопровождение после завершения коррекционно-реабилитационных занятий позволит и дальше наблюдать изменения у подростков и их родителей при помощи следующих методов: наблюдения, опроса.

Программа позволяет четко структурировать работу по оказанию необходимой помощи пострадавшим детям; дает возможность реализации индивидуально-личностного подхода; обеспечивает возможность своевременной коррекции и внесения изменений в работе; направлена на решение различных проблемных вопросов, связанных с реабилитацией ребенка (жертва – физического насилия, жертва - сексуального насилия, жертва попустительского отношения и безразличия и т.п.).

Выводы и материалы данного исследования могут применяться при проектировании педагогических систем работы с детьми из семей «группы риска», профилактической деятельности по недопущению насилия; в системе повышения квалификации работников различных социальных институтов, занимающихся проблемами жертв насилия.

 


Заключение

 

 

1.                  Насилие над детьми как фактор неблагополучия семьи следует анализировать с использованием методологического инструментария теорий, выявляя особые характеристики субъекта, обусловленные возрастными психосоциальными особенностями, спецификой социально-экономического и общественно-политического статуса, социокультурными традициями и динамизмом эмоциональной сферы и тем, что духовный мир, а, следовательно, ценностные структуры сознания находятся в состоянии становления.

2.                  Следует подчеркнуть, что система служб, занимающихся профилактикой проявления неблагополучия в семье, только формируется. Оказанная за счет средств федерального и местного бюджета помощь в основании требуемым оборудованием укрепляет материальную и техническую базу и существенно повышает эффективность работы этих учреждений, улучшает условия проживания в них членов семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, создает основу для внедрения совершенных социальных технологий их реабилитации, коррекции и адаптации.

Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи