Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………

19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................

38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………

38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................


45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Васильевой 26.11.11..doc

— 529.00 Кб (Скачать)

 

Из приведенной выше таблицы видно, что результаты исследования акцентуации характера личности родителей показывают, на сколько высоко оцениваются повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, раздражительность, вспыльчивость (20, 17, 13, 11 баллов), что отмечается низкой контактность с членами семьи. Наиболее ярко выраженные черты характера у детей проявляются такие, как низкая контактность, робость, пугливость, неуверенность в себе, тревожность, боязливость, подавленное настроение, характерно пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, безынициативность (22, 17, 15, 11, 10 баллов). Таким образом, ярко выраженные личностные качества родителей свидетельствуют о насилии над детьми, что ведет к развитию неблагополучия в семье и дети становятся все более замкнутыми и отстраненными от реальной жизни в обществе.

При исследовании преобладающей формы агрессивного поведения у родителей, полученные результаты можно также усреднить и вывести в сводную таблицу средних показателей (в Таблице 2). Данная таблица составлена по шкалам агрессии.                                                                                                     

 

Таблица 2

Сводная таблица средних показателей форм агрессии для родителей

Виды агрессии

Родители

Подростки

Физическая

5

2

Косвенная

1

0

Раздражение

1

4

Негативизм

1

3

Обида

0

3

Подозрительность

0

0

Вербальная

4

2

Чувство вины

0

1


 

По таблице диагностики агрессивности можно выделить то, что большинство родителей применяют физическую агрессию (5 человек) в совокупности с вербальной (4 человека) по отношению к своим детям, на основании чего подростки становятся более раздражительными (4 человека) и также проявляют негативизм (3 человека) в форме агрессии к своим родителям, другим окружающим людям. Таким образом, на примере своих родителей подростки применяют больше вербальную агрессию (2 человека), а также у них формируется чувство обиды (3 человека) по отношению к другим сверстникам, которые получают больше тепла и ласки от родителей, где в семье царит открытость, взаимопонимание и благоприятная психологическая атмосфера. Асоциальное поведение родителей становится главным фактором развития насилия над детьми, что ведет к развитию неблагополучия семьи и подростки все чаще стараются покинуть дом, найти то место, где их будут понимать, любить, либо они начинают подражать своим родителям и проявлять агрессию по отношению к окружающим людям.

При исследовании уровня знаний о ребенке для родителей полученные ответы также были усреднены и выведены в таблицу средних показателей (в Таблице 3).                                                                                                          

 

Таблица 3

 

Сводная таблица средних показателей родительского отношения к детям

 

Отвержение

Социальная желательность

Симбиоз

Гиперсоциализация

Инвалидизация

4

2

1

4

1


 

Таким образом, при обработке полученных результатов по данной методике можно выделить то, что большинство родителей не имеют достаточного представления о воспитании, об особенностях и интересах своих детей. Также они не могут контролировать свое поведение и тем самым срываются на своих детях, что в дальнейшем служит негативным фактором для формирования насилия в семье над детьми. Оптимальные родительские отношения к ребенку наблюдаются в 2 семьях, где родители высоко оценивают способности своего ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность, стараются быть на равных. К нейтральному уровню можно отнести 3 семьи, т.е. родители стремятся оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляя ему самостоятельности.

Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 5 семьях, что свидетельствует о восприятии своего ребенка плохим. Требуя от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, в основном испытывают к нему злость, раздражение, досаду. По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребенком, что приводит к возрастанию тревожности у детей.

Таким образом, в данном параграфе рассматриваются методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, дано обоснование каждой методики исследования, представлены результаты констатирующего эксперимента, являющиеся основополагающими для разработки коррекционно-реабилитационной программы по предупреждению насилия над детьми.

 

2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи

 

Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возникающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проблем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.

В работе с семьей необходимо выделять те направления помощи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения [15, 41]. Анализ причин попадания детей в учреждения разного вида показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т. д.

Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возможного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации, как самого ребенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родительских прав, помещают ребенка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего выявления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией.

Можно выделить следующие моменты работы с неблагополучной семьей:

- превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи;

- помощь в выстраивании отношений в семье (уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи);

- патронаж, т.е. оказание профилактических мер, направленных на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказалась семья с ребенком [44, 46]

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних центральной задачей стала диагностика несовершеннолетних правонарушителей, а также последующая коррекция и реабилитация как условноосужденных, так и жертв насилия. Исходя из этого, остро назрела необходимость в разработке индивидуально-ориентированных и групповых программ по сопровождению условноосужденных и жертв насилия [8, 52].

Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи (в Приложении Е).

На основании изучения законодательства РФ [29, 50, 55], анализа теоретических подходов к проблеме насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, исследования опыта работы по данной проблеме мы разработали коррекционно-реабилитационную программу по предупреждению насилия над детьми.

Цель программы: создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми.

Задачи программы:

1.                  Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми.

2.                  Определить основные направления коррекционно-реабилитационной  работы специалистов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.

3.                  Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

4.                  Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей.

Основные направления программы:

Первый этап - диагностика насилия. На данном этапе предлагаются следующие методы работы: анкетирование детей и взрослых с целью выявление наиболее ярко выраженных «тяжелых» черт характера; методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) (в Приложении Д), самодиагностика типового семейного состояния (в Приложении Г), метод опроса (беседа), метод наблюдения; социальный патронаж неблагополучных семей с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.

Второй этап - реабилитация ребенка - жертвы насилия и его семьи.

По результатам первичного обследования проводится заседание междисциплинарного консилиума, на котором устанавливается патронаж семьи и определяются необходимые действия специалистов по данному факту насилия. Решение консилиума вписывается в протокол.

Если ситуация требует изъятия ребенка из семьи (существует угроза жизни и здоровью ребенка), то специалисту по социальной работе поручается сообщить об этом факте в органы опеки и попечительства, а ребенка, по ходатайству междисциплинарного консилиума, определяют в Центр реабилитации несовершеннолетних.

Если ситуация не требует изъятия ребенка из семьи, то работу с ним продолжает психолог, социальный педагог, юрист, специалист по социальной работе. По результатам углубленного изучения специалисты заполняют диагностическую карточку ребенка для определения путей коррекционно-реабилитационной работы с ним. При необходимости ребенок направляется к врачу педиатру для определения его психического и соматического здоровья.

Специалисты изучают историю семьи и составляют коррекционно-реабилитационную программу. Она включает в себя:

1) психологическое сопровождение;

2) групповые формы работы с детьми - жертвами домашнего насилия;

3) социальный патронаж семьи специалистом по социальной работе, социальным педагогом.

Заканчивается этот этап оценкой состояния ребенка после всех реабилитационных мероприятий и патронажных действий. Результаты отражаются в итоговом заключении.

Третий этап - работа с населением.

Работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях. На данном этапе мы предлагаем:

- лекции для родителей: «Формы жестокого обращения с детьми в семьях»; «Влияние насилия на психику ребенка»;

Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи