Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………
19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................
38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………
38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................
45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………
Из приведенной выше таблицы видно, что результаты исследования акцентуации характера личности родителей показывают, на сколько высоко оцениваются повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, раздражительность, вспыльчивость (20, 17, 13, 11 баллов), что отмечается низкой контактность с членами семьи. Наиболее ярко выраженные черты характера у детей проявляются такие, как низкая контактность, робость, пугливость, неуверенность в себе, тревожность, боязливость, подавленное настроение, характерно пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, безынициативность (22, 17, 15, 11, 10 баллов). Таким образом, ярко выраженные личностные качества родителей свидетельствуют о насилии над детьми, что ведет к развитию неблагополучия в семье и дети становятся все более замкнутыми и отстраненными от реальной жизни в обществе.
При исследовании преобладающей формы агрессивного поведения у родителей, полученные результаты можно также усреднить и вывести в сводную таблицу средних показателей (в Таблице 2). Данная таблица составлена по шкалам агрессии.
Таблица 2
Сводная таблица средних показателей форм агрессии для родителей
Виды агрессии | Родители | Подростки |
Физическая | 5 | 2 |
Косвенная | 1 | 0 |
Раздражение | 1 | 4 |
Негативизм | 1 | 3 |
Обида | 0 | 3 |
Подозрительность | 0 | 0 |
Вербальная | 4 | 2 |
Чувство вины | 0 | 1 |
По таблице диагностики агрессивности можно выделить то, что большинство родителей применяют физическую агрессию (5 человек) в совокупности с вербальной (4 человека) по отношению к своим детям, на основании чего подростки становятся более раздражительными (4 человека) и также проявляют негативизм (3 человека) в форме агрессии к своим родителям, другим окружающим людям. Таким образом, на примере своих родителей подростки применяют больше вербальную агрессию (2 человека), а также у них формируется чувство обиды (3 человека) по отношению к другим сверстникам, которые получают больше тепла и ласки от родителей, где в семье царит открытость, взаимопонимание и благоприятная психологическая атмосфера. Асоциальное поведение родителей становится главным фактором развития насилия над детьми, что ведет к развитию неблагополучия семьи и подростки все чаще стараются покинуть дом, найти то место, где их будут понимать, любить, либо они начинают подражать своим родителям и проявлять агрессию по отношению к окружающим людям.
При исследовании уровня знаний о ребенке для родителей полученные ответы также были усреднены и выведены в таблицу средних показателей (в Таблице 3).
Таблица 3
Отвержение | Социальная желательность | Симбиоз | Гиперсоциализация | Инвалидизация |
4 | 2 | 1 | 4 | 1 |
Таким образом, при обработке полученных результатов по данной методике можно выделить то, что большинство родителей не имеют достаточного представления о воспитании, об особенностях и интересах своих детей. Также они не могут контролировать свое поведение и тем самым срываются на своих детях, что в дальнейшем служит негативным фактором для формирования насилия в семье над детьми. Оптимальные родительские отношения к ребенку наблюдаются в 2 семьях, где родители высоко оценивают способности своего ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность, стараются быть на равных. К нейтральному уровню можно отнести 3 семьи, т.е. родители стремятся оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляя ему самостоятельности.
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 5 семьях, что свидетельствует о восприятии своего ребенка плохим. Требуя от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, в основном испытывают к нему злость, раздражение, досаду. По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребенком, что приводит к возрастанию тревожности у детей.
Таким образом, в данном параграфе рассматриваются методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, дано обоснование каждой методики исследования, представлены результаты констатирующего эксперимента, являющиеся основополагающими для разработки коррекционно-реабилитационной программы по предупреждению насилия над детьми.
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи
Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возникающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проблем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.
В работе с семьей необходимо выделять те направления помощи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения [15, 41]. Анализ причин попадания детей в учреждения разного вида показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т. д.
Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возможного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации, как самого ребенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родительских прав, помещают ребенка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего выявления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией.
Можно выделить следующие моменты работы с неблагополучной семьей:
- превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи;
- помощь в выстраивании отношений в семье (уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи);
- патронаж, т.е. оказание профилактических мер, направленных на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказалась семья с ребенком [44, 46]
При рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних центральной задачей стала диагностика несовершеннолетних правонарушителей, а также последующая коррекция и реабилитация как условноосужденных, так и жертв насилия. Исходя из этого, остро назрела необходимость в разработке индивидуально-ориентированных и групповых программ по сопровождению условноосужденных и жертв насилия [8, 52].
Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи (в Приложении Е).
На основании изучения законодательства РФ [29, 50, 55], анализа теоретических подходов к проблеме насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, исследования опыта работы по данной проблеме мы разработали коррекционно-реабилитационную программу по предупреждению насилия над детьми.
Цель программы: создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми.
Задачи программы:
1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми.
2. Определить основные направления коррекционно-реабилитационной работы специалистов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.
3. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.
4. Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей.
Основные направления программы:
Первый этап - диагностика насилия. На данном этапе предлагаются следующие методы работы: анкетирование детей и взрослых с целью выявление наиболее ярко выраженных «тяжелых» черт характера; методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) (в Приложении Д), самодиагностика типового семейного состояния (в Приложении Г), метод опроса (беседа), метод наблюдения; социальный патронаж неблагополучных семей с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.
Второй этап - реабилитация ребенка - жертвы насилия и его семьи.
По результатам первичного обследования проводится заседание междисциплинарного консилиума, на котором устанавливается патронаж семьи и определяются необходимые действия специалистов по данному факту насилия. Решение консилиума вписывается в протокол.
Если ситуация требует изъятия ребенка из семьи (существует угроза жизни и здоровью ребенка), то специалисту по социальной работе поручается сообщить об этом факте в органы опеки и попечительства, а ребенка, по ходатайству междисциплинарного консилиума, определяют в Центр реабилитации несовершеннолетних.
Если ситуация не требует изъятия ребенка из семьи, то работу с ним продолжает психолог, социальный педагог, юрист, специалист по социальной работе. По результатам углубленного изучения специалисты заполняют диагностическую карточку ребенка для определения путей коррекционно-реабилитационной работы с ним. При необходимости ребенок направляется к врачу педиатру для определения его психического и соматического здоровья.
Специалисты изучают историю семьи и составляют коррекционно-реабилитационную программу. Она включает в себя:
1) психологическое сопровождение;
2) групповые формы работы с детьми - жертвами домашнего насилия;
3) социальный патронаж семьи специалистом по социальной работе, социальным педагогом.
Заканчивается этот этап оценкой состояния ребенка после всех реабилитационных мероприятий и патронажных действий. Результаты отражаются в итоговом заключении.
Третий этап - работа с населением.
Работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях. На данном этапе мы предлагаем:
- лекции для родителей: «Формы жестокого обращения с детьми в семьях»; «Влияние насилия на психику ребенка»;
Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи