Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………
19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................
38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………
38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................
45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………
- отсутствие или небольшое число друзей, редкое участие в общих играх;
- побеги из дома;
- попытки суицида, нанесение самоповреждений и т.д.
Помочь ребенку, попавшему в такую ситуацию, можно лишь поняв его беспокойство и проблемы, установив доверительные отношения с ним. Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве. Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей. Профилактика насилия и коррекция его последствий невозможна без осознания возможностей правового и социального обеспечения защиты ребенка.
Любое проявление домашнего насилия является психологической травмой для пострадавших. Чем сильнее травма, тем тяжелее и длительные последствия она вызывает. Следовательно, насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на человеке.
Таким образом, в данном параграфе рассматривается насилие как следствие развития неблагополучия семьи. Проводится анализ последствий насилия над детьми, рассматриваются причины, препятствующие выявлению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи.
Выводы по первой главе
Таким образом, в данной главе рассматривается социально-психологическая сущность насилия над детьми, асоциальное поведение родителей как фактора развития неблагополучия семьи, насилие как следствие развития неблагополучия семьи, содержание процесса насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи.
Развитие неблагополучия семьи многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен. Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка.
В общественной жизни насилие над детьми ведет к потерям человеческих жизней в результате убийств детей и подростков, или их самоубийств. Это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве.
Таким образом, разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи
Данное исследование было проведено в Отделе по делам несовершеннолетних и работе в школах с учащимися отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Муниципального отдела МВД России «Топкинский». Цель исследования: разработать коррекционно-реабилитационную программу по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи.
В исследовании приняло участие 15 подростков из 10 неблагополучных семей. Особенностью данной выборки является то, что исследованию подвергались мальчики и девочки от 10 до 14 лет и их родители.
Выбор детей подросткового возраста как основного контингента в данных практических занятиях неслучаен. В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а также со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции - осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т. д.
Основной проблемой при проведении исследования было непонимание поставленных вопросов используемых методик, трудности в налаживании контакта и неохотой сотрудничать в исследовании.
Для разработки коррекционно-реабилитационной программы по предупреждению развития насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи, были использованы следующие методики:
1. Анкета определения акцентуаций характера К. Леонгарда. Целью использования данной методики является выявление наиболее ярко выраженных «тяжелых» черт характера, способствующих формированию жестокого обращения с детьми (в Приложении А).
2. Тест А. Басса, А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким. Целью использования данной методики является выявление преобладающих форм агрессии. Основные формы агрессии, которые выявляет автор подразделяет на: физическую, косвенную, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальную, чувство вины (в Приложении Б).
3. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, целью которого является выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (в Приложении В).
Данные методики являются более подходящими для разработки коррекционно-реабилитационной программы, так как они позволяют вывить ярко выраженные черты характера, способствующих формированию жестокого обращения с детьми, а также преобладающих форм агрессии, по которым прослеживаются взаимоотношения родителей с детьми, что может послужить для развития неблагополучия семьи.
Программа представляет собой ряд последовательных этапов деятельности социального педагога по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи. Выполнение программы требует высокой квалификации специалистов, а также их тесного взаимодействия в ходе проводимой работы.
Программа позволяет четко структурировать работу по оказанию необходимой помощи пострадавшим детям; дает возможность реализации индивидуально-личностного подхода; имеет многовекторное направление для взаимодействия и воздействия на объект воспитания/реабилитации/
Процедура проводимого исследования включает в себя ряд основных этапов, а именно:
1. Испытуемым было предложено ответить на 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала - о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.
2. На данном этапе стало проведение диагностики агрессивности, как у подростков, так и родителей. Испытуемым было предложено ответить на 75 утверждений, с занесением ответа в регистрационный бланк.
3. Следующим этапом стало проведение анкетного опроса родителей, которым также было предложено ответить на 61 вопрос, с занесением выбранного варианта ответа в регистрационный бланк, данные вопросы были связаны с влиянием семьи на формирование подростка как личности.
В исследовании приняло участие 15 подростков из 10 неблагополучных семей в возрасте от 10 до 14 лет, а также их семьи для выявления уровня знаний о ребенке и влияние семьи на формирование личности подростка, а также факторов формирования насилия в семье.
Время заполнения бланков ограничивалось на 30 минут для каждого испытуемого. Процедура исследования была связана со сложностью обработки полученного материала.
При обработке, полученного в ходе исследования материала были использованы следующие методы, предложенные в каждой из методик:
1. При обработке ответов по методике изучения акцентуаций личности было предложено использование ключа с занесением полученных ответов в специальный регистрационный бланк, содержащий факторы наиболее проявляющихся личностных качеств. Данные факторы могли оцениваться как высоко, так и низко. Факторы подразделяются на 10 шкал:
демонстративный тип;
застревающий тип;
педантичный тип;
возбудимый тип;
гипертимный тип;
дистимический тип;
тревожно-боязливый тип;
аффективно-экзальтированный тип;
эмотивный тип;
циклотимный тип.
Данные шкалы содержат норму оценки по каждому виду (в Приложении А).
2. При обработке полученных ответов на методику А. Басса, А. Дарки было предложено использование ключа, предполагающий наличие определенной степени враждебности, то есть агрессивности с занесением ответов в специальный регистрационный бланк. Наличие агрессивности в ключе подразделялось на шкалы, содержащие определенный вид агрессии с нормой оценки по каждому виду (в Приложении Б).
3. При обработке ответов методики уровня знаний о ребенке для родителей было также предложено использование ключа, позволяющего выявить, на сколько родители имеют представление о воспитании и состоянии своего ребенка (в Приложении В).
Заключительным этапом по обработке материала, полученного по каждой методике, было выделение среднего показателя.
Полученные в ходе исследования результаты подверглись оценки среднеарифметического значения, полученные по выборке.
При исследовании типа акцентуации характера личности, полученные результаты оценивались как низкие и высокие. В результате была составлена сводная таблица средних показателей по шкалам типа акцентуации характера личности (в Таблице 1).
Таблица 1
| родители | дети |
| баллы | |
Гипертимная | 0 | 4 |
Возбудимая | 20 | 11 |
Эмотивная | 9 | 17 |
Педантичная | 4 | 3 |
Тревожная | 4 | 22 |
Циклотимная | 11 | 10 |
Демонстративная | 13 | 9 |
Неуравновешенная | 17 | 11 |
Дистимная | 8 | 15 |
Экзальтированная | 3 | 3 |
Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи