Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………
19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................
38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………
38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................
45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3.Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто неприятен мне.
9.Явсегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку «липнет» все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.Я жалею своего ребенка.
26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.Я мечтала о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребенком.
38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребенка.
44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребенка.
46.Мой ребенок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребенка.
54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
1.Принятие-отвержение: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,24,
42,43,44,45,46,47,49,52,53,55,
2.Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,34,35,36.
3.Симбиоз: 1,5,7,28,32,41,58.
4.Авторитарная гиперсоциализация: 2,19,30,48,50,57,59.
5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение,
-социальная желательность,
-симбиоз,
-гиперсоциализация,
-инфагтилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.
1 шкала: «принятие-отвержение» | ||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||
процентильный ранг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.63 | 3.79 | 12.02 | |||||||||||||||||
«сырой» балл | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |||||||||||||||||
процентильный ранг | 31.01 | 53.79 | 68.35 | 77.21 | 84.17 | 88.60 | 90.50 | 92.40 | 93.67 | |||||||||||||||||
«сырой» балл | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |||||||||||||||||
процентильный ранг | 94.30 | 95.50 | 97.46 | 98.10 | 98.73 | 98.73 | 99.36 | 100 | 100 | |||||||||||||||||
«сырой» балл | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
|
|
| |||||||||||||||||
процентильный ранг | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|
|
| |||||||||||||||||
2 шкала | ||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||||||||
процентильный ранг | 1.57 | 3.46 | 5.67 | 7.88 | 9.77 | 12.29 | 19.22 | 31.19 | 48.82 | 80.93 | ||||||||||||||||
3 шкала | ||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||
процентильный ранг | 4.72 | 19.53 | 39.06 | 57.96 | 74.97 | 86.63 | 92.93 | 96.65 | ||||||||||||||||||
4 шкала | ||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||
процентильный ранг | 4.41 | 13.86 | 32.13 | 53.87 | 69.30 | 83.79 | 95.76 | |||||||||||||||||||
5 шкала | ||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||
процентильный ранг | 14.55 | 45.57 | 70.25 | 84.81 | 93.04 | 96.83 | 99.37 | 100.0 |
Приложение Г
Самодиагностика типового семейного состояния
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны – зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я не поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Бланк для ответов
Номера вопросов
Сумма баллов
Шкалы
Д/з
1 4 7 10 13 16 19
В = 5
2 5 8 11 14 17 20
Т = 5
3 6 9 12 15 18 21
Н = 6
Итого
С = 14
Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» - чувство вины, «Т» - тревога, «Н» - нервно-психическое напряжение, «С» - общая семейная тревога, «Д/з» - значение, при котором состояние диагностируется.
Приложение Д
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
А.Н. Орел
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению содержит 7 шкал:
1. Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.
2. Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.
Опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком – истребителем.
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
13. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи