Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа
Цель исследования: определить перечень наглядных средств в работе с учащимися с нарушением слуха, как важный компонент образовательной среды.
Задачи исследования:
Определить содержание наглядных средств в структуре образовательной среды.
Изучить влияние нарушения слуха на развитие ребёнка.
Определить роль образовательной среды в коррекции развития ребёнка.
Пространственные ресурсы:
1)
микропространство (рабочее
2)
микропространство (рабочее
3) замкнутое пространство (комната, класс, квартира, учреждение образования и т. д.);
4) открытое пространство (школьный двор, и др.);
5)
маршруты передвижения в пространстве.
Организационно-смысловые ресурсы:
Социально-психологические ресурсы:
Образовательная среда школы территориально представляет собой комплекс локальных сред: помещение класса, музыкальный и физкультурный зал, рекреации, коридор, столовая, школьный участок.
Каждая из названных локальных сред выполняет свою функцию и, следовательно, оказывает свое обучающее и воспитывающее воздействие на ребенка, каждая может представлять собой информационный центр (крыльцо школы, вестибюль, коридор); место экспериментирования и творческого самовыражения (изостудия, музыкальный зал, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, огород на участке и т. д.); место презентации детского творчества (галерея, выставка рисунков и поделок в рекреации или вдоль лестничных пролетов); место повышения физической активности (физкультурные комплексы, полосы препятствий). Интеграция воспитательных воздействий локальных сред обеспечивает повышение эффективности образовательной развивающей среды в целом. Организация образовательной среды предполагает отбор средовых ресурсов и их последующее объединение в действенные комплексы с учетом требований, предъявляемых современной педагогикой. Основные положения личностно-ориентированной модели взаимодействия в системе «ребенок — педагог» реализуются в принципах построения развивающей образовательной среды: уважение потребностей ребенка и его мнения, опережающий характер обучения, динамичность и функциональность среды, обеспечение активности в разных видах деятельности, учет возрастных особенностей.
Создавая
развивающую образовательную
В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена реалия того, что ребенок становится творцом своего предметного мира, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми и сверстниками выступает как творец своей личности. Позиция взрослого (педагога, родителя) в данном вопросе заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, способствовать удовлетворению его потребностей и желаний.
ТРЕБОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ИНТЕРЕСАМ И ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА предполагает предоставление ему свободы исследования, резерва свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельную поисковую активность детей, побуждать их творчески относиться к выполняемой деятельности, к самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого следует соблюдать следующие условия:
УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МНЕНИЮ РЕБЕНКА заключается в создании для него атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся понимание эмоционального состояния ребенка, признание его личности, способность взрослого стать на его позицию. Данный принцип находит свое отражение в следующем:
Среда в школе должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств, двигательной и речевой активности. Предметно-пространственное окружение школьников должно предоставлять им возможность построения непересекающихся сфер активности (к примеру, собственное рабочее место). Это позволит детям, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно заниматься, не мешая друг другу.
Многообразие детских потребностей порождает многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства - общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность - заключают в себе огромные потенциальные педагогические возможности. Немаловажным является и использование общих способов стимулирования творческой активности:
УЧЕТ
ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ подразумевает выявление отличительных
признаков в организации развивающей
среды. Развивающая среда заполняется
востребованными, многофункциональными,
вариативными ресурсами, в случае необходимости
легко трансформирующимися из одних средовых
комплексов в другие. В этом заложен
ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
СРЕДЫ.
Образовательная развивающая среда не может быть построена окончательно, не может быть неизменной и застывшей, иначе она перестанет выполнять свою функцию, стимулирующую развитие. Из этого следует, что необходимо периодически изменять количественные и качественные характеристики среды развития школьника (размеры, наполняемость и др.) заменяя отдельные средовые ресурсы, перемещая их в пространстве, ввода новые элементы. Это ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ. Опережающий характер обучения реализуется через организацию средовых ресурсов: 15 % из них должны быть ориентированы на детей более старшей возрастной группы (примерно на 1 год). Это обеспечит перспективы для саморазвития ребенка-дошкольника.
ПРИНЦИП ДИСТАНЦИИ, ПОЗИЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. Контакт между педагогом и воспитанником, необходимый для решения образовательных задач, устанавливается в случае выравнивая позиций: взрослый не «диктует» свою волю ребенку, не управляет и не командует им, а вступает в партнерские доверительные отношения. Выбор оптимальной позиции и дистанции общения означает широкое использование контактных форм общения (контакт глаз - для детей младшего школьного возраста). Позиция «глаза в глаза» и приемлемая для каждого ребенка дистанция общения с педагогом и со сверстниками предполагают специальные условия организации пространства:
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСТВА означает создание игровой среды, обеспечивающей ребенку мобильность, физическую и творческую активность, стойкость познавательных интересов, развитие воли, эмоций и чувств. Этому в должной степени способствуют:
ПРИНЦИП ЭМОЦИОГЕННОСТИ СРЕДЫ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО. Прежде чем быть включенными в состав моделируемой развивающей среды средовые ресурсы должны пройти количественный и качественный отбор. Недостаток стимулов обедняет и ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная хаотичная среда дезорганизует его. Ребенок будет развиваться и комфортно себя чувствовать, если сама среда побуждает дошкольника взаимодействовать с ее различными элементами, повышая его функциональную активность. Разнообразные и меняющиеся впечатления - стимул для интеллектуального, нравственного эстетического и физического развития ребенка. Обратная сторона медали: окружение, созданное взрослым для ребенка, должно быть комфортно и для самого педагога. Для ребенка создаются оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности, а для педагога - оптимальные условия для профессиональной самореализации, и для обоих — оптимальные условия для взаимодействия в коррекционно-образовательном процессе. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определенных традиций, включением в интерьер деталей, учитывающих личные вкусы педагогов и их воспитанников: репродукции картин, икебана, декоративные полочки для растений, крупные игрушки-символы, фотографии детей и их родителей. Такие штрихи домашнего уюта помогают ребенку адаптироваться в дошкольном учреждении, напоминают малышу о его семье.
Не следует забывать, что дети любят все необычное, таинственное, сказочное, загадочное, и это качество не остается без внимания педагогов: уместно вводить средовые ресурсы, отвечающие перечисленным характеристикам (пособие «Сказочный замок для звуков», сборники волшебных сказок в групповой библиотечке, таинственные узоры на стеклах окон в преддверии Нового года, виртуальные музеи и выставки в классе).
ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ПРИВЫЧНЫХ И НЕОРДИНАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ. В школе (классе), где обучаются ребята младшего школьного возраста должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Продуманное эстетичное оформление развивает у ребенка чувство прекрасного. Простые, но талантливые этюды, эстампы, реальная или абстрактная скульптура дают представление о языке изобразительного искусства и знакомят ребенка с доступными для его восприятия и понимания образцами. Маленькие экспозиции можно развернуть в групповой комнате или раздевалке, для больших коллекций подойдут рекреационные и коммуникационные пространства — переходы, галереи, коридоры (при условии хорошего освещения).