Наглядные средства и особенности их использования в работе с учащимися с нарушением слуха, как один из важнейших компонентов образователь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить перечень наглядных средств в работе с учащимися с нарушением слуха, как важный компонент образовательной среды.
Задачи исследования:
Определить содержание наглядных средств в структуре образовательной среды.
Изучить влияние нарушения слуха на развитие ребёнка.
Определить роль образовательной среды в коррекции развития ребёнка.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011(почти готовая).doc

— 245.00 Кб (Скачать)

    Пространственные  ресурсы:

    1) микропространство (рабочее поле);

    2) микропространство (рабочее место);

    3) замкнутое пространство  (комната,  класс,  квартира, учреждение образования и т. д.);

    4) открытое пространство (школьный двор, и др.);

    5) маршруты передвижения в пространстве. 

    Организационно-смысловые  ресурсы:

    • режимы (работы на уроках, в течение дня, в течение недели, в течение года);
    • дозировки (зрительной, тактильной, слуховой, интеллектуальной, физической нагрузки);
    • правила, регулирующие отношения ребенка с окружающими (отношения с предметами, отношения с пространством, временные отношения, отношения с собой и другими людьми).

    Социально-психологические  ресурсы:

  • значимые другие (родные, близкие, друзья, педагоги и т.д.);
  • социальные роли;
  • социальные отношения (установки, мотивы, стиль, характер взаимоотношений);
  • социальные потребности;
  • социальный статус;
  • социальные нормы и правила;
  • социальные привычки;
  • чувства;
  • настроения;
  • привязанности.
 

    Образовательная среда школы территориально представляет собой комплекс локальных сред: помещение класса, музыкальный и физкультурный зал, рекреации, коридор, столовая, школьный участок.

    Каждая  из названных локальных сред выполняет  свою функцию и, следовательно, оказывает свое обучающее и воспитывающее воздействие на ребенка, каждая может представлять собой информационный центр (крыльцо школы, вестибюль, коридор); место экспериментирования и творческого самовыражения (изостудия, музыкальный зал, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, огород на участке и т. д.); место презентации детского творчества (галерея, выставка рисунков и поделок в рекреации или вдоль лестничных пролетов); место повышения физической активности (физкультурные комплексы, полосы препятствий). Интеграция воспитательных воздействий локальных сред обеспечивает повышение эффективности образовательной развивающей среды в целом. Организация образовательной среды предполагает отбор средовых ресурсов и их последующее объединение в действенные комплексы с учетом требований, предъявляемых современной педагогикой. Основные положения личностно-ориентированной модели взаимодействия в системе «ребенок — педагог» реализуются в принципах построения развивающей образовательной среды: уважение потребностей ребенка и его мнения, опережающий характер обучения, динамичность и функциональность среды, обеспечение активности в разных видах деятельности, учет возрастных особенностей.

    Создавая  развивающую образовательную среду  — реальную действительность, в условиях которой происходит становление личности ребенка, — педагоги стремятся сделать ее насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Однако никто лучше самого ребенка не знает, какое пространство жизнедеятельности оптимально и привлекательно для него. И если в свете личностно-ориентированной педагогики ребенок и педагог выступают как партнеры, то это положение должно быть реализовано и в совместном создании среды развития. Необходимо дать возможность ребенку участвовать в изменении среды, вновь и вновь создавать ее вместе с педагогами в соответствии со своими вкусами и настроениями.

    В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена реалия того, что ребенок становится творцом своего предметного мира, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми и сверстниками выступает как творец своей личности. Позиция взрослого (педагога, родителя) в данном вопросе заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, способствовать удовлетворению его потребностей и желаний.

    ТРЕБОВАНИЕ  УВАЖЕНИЯ К ИНТЕРЕСАМ  И ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА предполагает предоставление ему свободы исследования, резерва свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельную поисковую активность детей, побуждать их творчески относиться к выполняемой деятельности, к самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого следует соблюдать следующие условия:

    • разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
    • включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
    • предоставление ребенку свободы познания;
    • резерв свободного места и времени для разворачивания игр;
    • определение уровня и места размещения игрового, дидактического материала согласно росту ребенка.

    УВАЖИТЕЛЬНОЕ  ОТНОШЕНИЕ К МНЕНИЮ РЕБЕНКА заключается в создании для него атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся понимание эмоционального состояния ребенка, признание его личности, способность взрослого стать на его позицию. Данный принцип находит свое отражение в следующем:

    • невмешательство взрослого в дела, которыми занят ребенок, без его просьбы;
    • создание в классе такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;
    • отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;
    • представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права, которые не должны никем нарушаться.

    Среда в школе должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств, двигательной и речевой активности. Предметно-пространственное окружение школьников должно предоставлять им возможность построения непересекающихся сфер активности (к примеру, собственное рабочее место). Это позволит детям, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно заниматься, не мешая друг другу.

    Многообразие  детских потребностей порождает  многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства - общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность - заключают в себе огромные потенциальные педагогические возможности. Немаловажным является и использование общих способов стимулирования творческой активности:

    • обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными и новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
    • поощрение высказывания оригинальных идей;
    • обеспечение возможности для практической деятельности;
    • использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям;
    • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
    • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

    УЧЕТ  ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ подразумевает выявление отличительных признаков в организации развивающей среды. Развивающая среда заполняется востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, в случае необходимости легко трансформирующимися из одних средовых комплексов в другие. В этом заложен 
ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СРЕДЫ.

    Образовательная развивающая среда не может быть построена окончательно, не может быть неизменной и застывшей, иначе она перестанет выполнять свою функцию, стимулирующую развитие. Из этого следует, что необходимо периодически изменять количественные и качественные характеристики среды развития школьника (размеры, наполняемость и др.) заменяя отдельные средовые ресурсы, перемещая их в пространстве, ввода новые элементы. Это ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ. Опережающий характер обучения реализуется через организацию средовых ресурсов: 15 % из них должны быть ориентированы на детей более старшей возрастной группы (примерно на 1 год). Это обеспечит перспективы для саморазвития ребенка-дошкольника.

    ПРИНЦИП ДИСТАНЦИИ, ПОЗИЦИИ  ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. Контакт между педагогом и воспитанником, необходимый для решения образовательных задач, устанавливается в случае выравнивая позиций: взрослый не «диктует» свою волю ребенку, не управляет и не командует им, а вступает в партнерские доверительные отношения. Выбор оптимальной позиции и дистанции общения означает широкое использование контактных форм общения (контакт глаз - для детей младшего школьного возраста). Позиция «глаза в глаза» и приемлемая для каждого ребенка дистанция общения с педагогом и со сверстниками предполагают специальные условия организации пространства:

    • разновысокая мебель в помещениях, возможность ее перемещения и различного расположения (размещение столов по кругу, П-образно, в виде составленных вместе столов);
    • гибкая система зонирования помещений с различной степенью изоляции зон (визуальной, пространственной) в пределах общего пространства пребывания детей;
    • разный уровень поверхности пола, наличие подиумов, антресолей, манежей, террас;
    • организация индивидуального места ребенка в группе и в логопедическом кабинете;
    • наличие в планировочном решении дошкольных учреждений  общих для нескольких групп пространств (сенсорная комната, игротека, столовая, фитобар и др.);
    • увеличение пространства за счет рационального размещения средовых ресурсов в спальнях, раздевалках, туалетных комнатах.
 

    ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСТВА означает создание игровой среды, обеспечивающей ребенку мобильность, физическую и творческую активность, стойкость познавательных интересов, развитие воли, эмоций и чувств. Этому в должной степени способствуют:

    • цветовой и световой дизайн помещений, звуковой фон (записи звуков природы, наличие фонотеки с записями любимых детских мелодий и песенок);
    • применение различных по фактуре, физическим характеристикам 
      и качеству строительных и отделочных материалов, использование сетчатых или решетчатых перегородок, перегородок-барьеров, стеклянных домиков, зеркальных комнат;
    • наличие условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности: образные игрушки и атрибуты сюжетно-ролевых игр, мебель для взрослых (мягкий уголок) в раздевалке, материалы для детского творчества;
    • физкультурные комплексы и спортинвентарь в классе;
    • обеспечение детей материалами и создание условий для художественного изобразительного творчества;
    • изучение интересов и наклонностей всех детей группы и каждого ребенка в отдельности с целью обогащения развивающей среды привлекательными для них ресурсами.
 

    ПРИНЦИП ЭМОЦИОГЕННОСТИ СРЕДЫ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО. Прежде чем быть включенными в состав моделируемой развивающей среды средовые ресурсы должны пройти количественный и качественный отбор. Недостаток стимулов обедняет и ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная хаотичная среда дезорганизует его. Ребенок будет развиваться и комфортно себя чувствовать, если сама среда побуждает дошкольника взаимодействовать с ее различными элементами, повышая его функциональную активность. Разнообразные и меняющиеся впечатления - стимул для интеллектуального, нравственного эстетического и физического развития ребенка. Обратная сторона медали: окружение, созданное взрослым для ребенка, должно быть комфортно и для самого педагога. Для ребенка создаются оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности, а для педагога - оптимальные условия для профессиональной самореализации, и для обоих — оптимальные условия для взаимодействия в коррекционно-образовательном процессе. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определенных традиций, включением в интерьер деталей, учитывающих личные вкусы педагогов и их воспитанников: репродукции картин, икебана, декоративные полочки для растений, крупные игрушки-символы, фотографии детей и их родителей. Такие штрихи домашнего уюта помогают ребенку адаптироваться в дошкольном учреждении, напоминают малышу о его семье.

    Не  следует забывать, что дети любят  все  необычное, таинственное, сказочное, загадочное, и это качество не остается без внимания педагогов: уместно вводить средовые ресурсы, отвечающие перечисленным характеристикам (пособие «Сказочный замок для звуков», сборники волшебных сказок в групповой библиотечке, таинственные узоры на стеклах окон в преддверии Нового года, виртуальные музеи и выставки в классе).

    ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ПРИВЫЧНЫХ  И НЕОРДИНАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ  В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ. В школе (классе), где обучаются ребята младшего школьного возраста должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Продуманное эстетичное оформление развивает у ребенка чувство прекрасного. Простые, но талантливые этюды, эстампы, реальная или абстрактная скульптура дают представление о языке изобразительного искусства и знакомят ребенка с доступными для его восприятия и понимания образцами. Маленькие экспозиции можно развернуть в групповой комнате или раздевалке, для больших коллекций подойдут рекреационные и коммуникационные пространства — переходы, галереи, коридоры (при условии хорошего освещения).

Информация о работе Наглядные средства и особенности их использования в работе с учащимися с нарушением слуха, как один из важнейших компонентов образователь