Наглядные средства и особенности их использования в работе с учащимися с нарушением слуха, как один из важнейших компонентов образователь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить перечень наглядных средств в работе с учащимися с нарушением слуха, как важный компонент образовательной среды.
Задачи исследования:
Определить содержание наглядных средств в структуре образовательной среды.
Изучить влияние нарушения слуха на развитие ребёнка.
Определить роль образовательной среды в коррекции развития ребёнка.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011(почти готовая).doc

— 245.00 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ

    Младший школьный возраст  – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. (Обухова, с. 273). Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью ребёнок занят в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

      Сенсорные процессы (ощущение) на  протяжении возраста значительно  совершенствуются: повышается, прежде  всего, тонкость и точность работы всех органов чувств.

    Значительный  прогресс наблюдается в развитии восприятия: увеличивается его объём. Это связано, в частности, с развитием  такого вида деятельности как наблюдения, благодаря чему восприятие становится более управляемым и целенаправленным. Следующими особенностями восприятия и ощущений младшего школьника является их поверхностность, слабая дифференцированность. Например, ребёнок не всегда умеет выделить в наблюдаемом предмете главные особенности, признаки, так как его внимание ещё привлекают яркие, внешние признаки. У младших школьников также наблюдается неточность восприятия сходных объектов. Имеются особенности и в восприятии формы предметов и пространственно-временных отношений. А именно: форма часто не выявляется как признак. Например, дети могут нарисовать часы так: циферблат, стрелки, цифры укажут, но форму – нет.

    Хотя  в дошкольном возрасте произвольное внимание и формируется, но всё же даже и в младшем школьном возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Так же ещё не совершенны его устойчивость и переключаемость.

    Память  младшего школьника также обладает рядом других особенностей: 1) лучше  запоминает наглядный материал, чем  словесный;

    2) из словесного материала лучше  запоминает слова, обозначающие названия предметов, чем слова – абстрактные понятия, так как нет опоры на наглядные образы;

    3) из абстрактных понятий лучше  запоминают слова, обобщающие  ряд фактов, труднее то, что не  раскрыто на конкретном примере. (Гамезо, с. 189-190, 1984 г.).

    Одной из тенденций развития современной системы дошкольного образования является разработка вопросов моделирования образовательной среды. Это обусловлено широким распространением в педагогической практике идеи средового подхода. Организуя развивающую образовательную среду для ребенка раннего школьного возраста, педагоги должны учитывать все факторы способствующие формированию и становлению базовых характеристик личности. Деятельность специалистов дошкольных учреждений направлена на создание такого средового пространства, которое соответствовало бы возрастным, психофизическим, индивидуальным особенностям воспитанников, отвечало бы их интересам, способствовало реализации целей и задач Закона об «Образовании лиц с особенностями психофизического развития».

    Таким образом, работа является актуальной, так как одна из основных целей закон РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» - социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни. Как известно, для успешной социализации в частности ребёнка с нарушением слуха, очень важна ранняя коррекционно – педагогическая помощь. А  для данной возрастной категории наиболее эффективным воздействием является включение ребёнка в безопасную, адаптированную, насыщенную, специально организованную, рационально структурированную образовательную среду!

    Признавая значимость всех направлений работы в рамках психолого-педагогического сопровождения, мы в своем исследовании акцентировали внимание на вопросах создания образовательной среды, компенсирующей каждому ребенку имеющиеся у него отставания в развитии и вызванные ими ограничения жизнедеятельности, способствующей его личностному развитию и решению проблем социализации.

    Объект  исследования – процесс использования наглядных средств, как один из компонентов образовательной среды.

    Предмет исследования – содержание наглядных средств, используемых на уроках начальной школы. 

    Цель  исследования: определить перечень наглядных средств в работе с учащимися с нарушением слуха, как важный компонент образовательной среды.

    Задачи  исследования: 

    1. Определить содержание наглядных средств в структуре образовательной среды.
    2. Изучить влияние нарушения слуха на развитие ребёнка.
    3. Определить роль образовательной среды в коррекции развития ребёнка.

    Метод исследования – теоретический анализ:

    • обобщение материала по использованию наглядных средств;
    • определить место наглядных средств в образовательной среде.
 

      ГЛАВА 1 

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ 

    
    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ. ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
 

    Дайте ребёнку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать. В.Воскобович

    Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической, личностной и деятельностной составляющих.

    Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Ребенок – великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.[3]

    Среда - источник разнообразного культурного опыта. Особая организация среды может стимулировать ее влияние на развитие личности. Достигается особая организация за счет привнесения в среду, а также акцентирования в ней разнообразных элементов культуры (предметы искусства, быта, нестандартные дизайнерские решения, определенные правила, манеры поведения и т. д.), которые специальным портом выделяются, приближаются к ребенку, включаются в доступную ему деятельность.

    Субъект,   управляющий   образовательным  процессом  (педагог, родитель), способен выполнять систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования задуманного образовательного результата. Он не только активно взаимодействует с ребенком, но обеспечивает формирование обучающей среды, способствующей его самообучению и саморазвитию. [2]

    Развивающая образовательная среда — это  система материальных объектов деятельности ребенка и взаимоотношений с ними, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.[1]

    Элементы  культуры, сосредоточенные в окружающей ребенка среде, представляют собой источник влияний на его развитие, при этом их действенность необязательно является гарантированной. Однако ситуация меняется, если данные элементы культуры подвергаются специальному отбору в соответствии с определенными образовательными целями и становятся объектом направленного взаимодействия в организованной системе «ребенок - среда». Степень их действенности значительно возрастает, и они преобразуются в образовательный средовой ресурс. Чем большее число элементов культуры преобразовано в образовательные ресурсы (цвета, формы, материалы, из которых сделаны предметы, сами предметы, правила взаимодействия с ними, мотивы поведения и др.), тем более богатой в плане влияний будет образовательная среда.

    Успешное, гарантированное влияние элементов  культуры на развитие ребенка нередко становится возможным только при наличии определенной совокупности условий. Данные условия позволяют оптимизировать процесс взаимовлияний в системе «ребенок - среда» (приближение объекта к ребенку, наличие доступного ребенку правила пользования объектом, обеспечение удобной позы, маршрута передвижения и т. д.). Каждое такое условие также представляет собой образовательный средовой ресурс.

    Любая образовательная среда кроме состава характеризуется границами. Границы образовательной среды определяются совокупностью локальных сред, в которых функционирует ребенок; я - ситуация, семья, класс, учреждение образования, двор, микрорайон и др., при этом не столько их физическими показателями, сколько культурным уровнем (К. А. Ковалев, С. К. Нартова-Бочавер, В. И. Слабод-чиков, В. А. Левин).

    Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность локальных сред, обеспечивающих ребенку познание и развитие, ее основными элементами являются средовые ресурсы, представленные в виде средовых влияний или средовых условий.[2] 

    В связи с укреплением позиций  гуманистического направления образовательная  среда учреждения образования предстает  как многомерное пространство, адекватное потребностям современного школьника, соответствующее направлениям развития культуры общества.

    Среда, окружающая ребенка и непосредственно  влияющая на его развитие, должна быть прежде всего безопасной для ребёнка, способствовать укреплению его здоровья, созданию комфортных условий для образования ребенка на основе личностно-ориентированной модели воспитания. Первоочередная задача—обеспечение ребенку чувства психологической защищенности (психологическое здоровье), развитие индивидуальности ребенка, формирование знаний, умений и навыков не как самоцель, а как средство полноценного личностного развития.

    Педагогами  давно доказан факт, что успешность школьного обучения определяется не наличием большого запаса знаний у школьников, а полученной способностью самостоятельно извлекать из окружающей среды эти знания и аккумулировать их. Не случайно, перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача «научить учиться» своих воспитанников.

    Каждый  ребенок, обладая умением добывать из спонтанной, а также специально созданной взрослыми развивающей среды знания и применять их в жизни, обучает себя и других. Именно это позволяет развивать и совершенствовать детскую любознательность, самостоятельность, творчество.

    Приступая к моделированию развивающей среды, педагогу следует четко представлять стратегию и тактику этой работы.

    Образовательный процесс не может осуществляться вне определенного социального, пространственного и предметного окружения, называемого образовательной средой. Она выступает, во-первых, в качестве источника разнообразного культурного опыта, во-вторых, как совокупность условий его успешного присвоения. Педагоги (при активном содействии родителей) получают возможность превратить такую среду в средство диагностики, проектирования и продуцирования желаемого образовательного результата. Они не только взаимодействуют с ребенком в процессе обучения и воспитания, но и обеспечивают формирование развивающей среды, способствующей его самообучению и саморазвитию.

    Элементы  культуры, сосредоточенные в окружающей ребенка среде и специально отобранные педагогом для решения поставленных образовательных задач, становятся образовательными ресурсами. Но для успешного, гарантированного влияния на развитие ребенка нужны еще определенные условия, которые также представляют собой образовательные средовые ресурсы. Чем больше образовательных ресурсов содержит среда, тем она богаче, тем большее воздействие оказывает на развитие ребенка.

    В соответствии с основными сферами  образовательной среды принято выделять группы средовых ресурсов.

    По  мнению отечественных ученых, образовательную  среду можно представить как  «замысловатое переплетение разнообразных  влияний и условий как целенаправленных, так и стихийных. При этом преобладать целенаправленное, но и для стихийного обязательно должно оставаться место, поскольку именно из стихийного появляются новые средовые ресурсы![1]

    Ресурсы развивающей образовательной среды

    Основные  группы средовых ресурсов:

    Предметные  ресурсы:

    1) помещение (объем, освещенность, цветовое решение, 
наполненность, оформление);

    2) мебель (размер, функциональность, комфорт);

    3) оборудование;

    4) учебно-дидактические материалы  (учебники, тетради, иллюстрации,  таблицы, схемы и др.);

    5) предметы быта;

    6) средства индивидуальной коррекции и др. 

Информация о работе Наглядные средства и особенности их использования в работе с учащимися с нарушением слуха, как один из важнейших компонентов образователь