Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа
Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить эффективность межпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы активизации учебной деятельности
младших школьников
Психолого-педагогическая сущность активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………5
Психологические особенности младших школьников…...………….16
Анализ практического опыта активизации учения на уроках естествознания и чтения……………………………………………….22
Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Общность знаний, полученных школьниками на уроках
естествознания и чтения…………………………………………………….28
Единство операционных компонентов учебной деятельности
младших школьников на уроках естествознания и чтения…………..36
2.3 Общность мотивов учебной деятельности у младших
школьников………………………………………………………………40
III. Заключение…………………………………………………………………….48
IV. Список литературы……………………………………………………………51
Учитель открывает на доске ленту для слов со свободными окошечками. (Лес).
- Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный.)
В пустые окошки на доске вставить слова, с которыми познакомились на уроке.
Далее учитель предлагает ученикам познакомиться со стихотворениями Ф. Тютчева и С. Есенина. (Раздать учащимся книги для самостоятельной работы.)
В течение 5-7 минут дети самостоятельно читают стихотворения. Затем ученики рассаживаются по группам: в одной группе те, кто выбрал стихотворение Ф. Тютчева, в другой, - стихотворение С. Есенина.
Учитель раздает детям карточки для самоанализа.
Ф. Тютчев «Чародейкою-зимою околдован лес стоит».
Что ты чувствуешь, читая стихотворение?
Какое состояние природы нарисовано поэтом?
Как чародейка-зима изменила жизнь леса?
Что удивляет Ф. Тютчева в картине зимнего леса?
С. Есенин «Заметает пурга белый путь».
Какие чувства возникли у тебя при чтении стихотворения?
Что удивило тебя в картине зимнего леса?
Какое состояние природы нарисовано поэтом?
Какой вопрос ты бы задал товарищу?
Учитель предлагает подготовиться к выразительному чтению. Из каждой группы учащиеся выбирают одного школьника для участия в конкурсе на лучшее чтение стихотворения.
Приведем еще один пример межпредметной связи на уроках естествознания и чтения с использованием «Лесной газеты» В. Бианки как природоведческой энциклопедии в третьем классе.
Учитель на доске вывешивает красочно оформленный текст телеграммы:
«Трудное сейчас время для птиц и зверей: подъели дрозды рябиновые запасы, пощелкали белки свои орешки. На дворе – декабрь, а до лета еще далеко. В месяц Лютого Голода, гибельных метелей и буранов помни о своих маленьких друзьях - птицах. Каждый день доставляй продукты в птичьи столовые, устраивай маленьким птицам ночлежки: скворечники, синичники, дуплянки. Сбор пожертвований в пользу голодающих птиц организуй среди товарищей и знакомых. Кто даст зерна, кто сальца, кто хлебных крошек. И сколько ты их спасешь от голодной смерти! Мухоловки-пеструшки, синицы, дятлы, воробьи».
В практическом применении «Лесной газеты» большую помощь окажет составленный учителем картотека и приложения к ней: предметный указатель и занимательный материал, составленный на основе разделов «Лесной газеты».
Составляя каталог рассказов (например о птицах) можно выписать все видовые названия птиц и распределить их по временным циклам с учетом среды обитания, поведения, повадок.
На отдельных карточках в алфавитном порядке указаны: видовые названия птиц, дата встречи с ними, обстоятельства встречи. Вся информация о птицах дается в карточках достаточно полно и кратко.
Богатую пищу для догадок дают вопросы, данные в рисунках. В них рассматриваются, например, следы разных птиц и зверей на снегу, и по этим «почеркам» нужно догадаться, кто прошел.
После прочтения телеграммы детям дается задание: пользуясь составленной картотекой, найти, какие птицы к нам прилетают, какие домики нужны птицам, что должно быть в птичьей столовой, какую пользу приносят птицы. Таким образом осуществляется связь с уроками чтения.
Для
осуществления межпредметных
Завершающий
этап урока – работа с карточками
занимательного характера. Они должны
быть представлены на больших листах бумаги.
Детям предлагается отгадать загадки,
дать ответ на поставленный вопрос, рассмотреть
следы на снегу и ответить, какая птица
здесь прошла.
Выводы
Межпредметные связи – один из способов решения проблемы комплексного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.
Межпредметные связи будут активизировать учебную деятельность младших школьников, если имеет место общность знаний полученных школьниками на уроках естествознания и чтения.
К
общности знаний на уроках естествознания
относится использование
Методами,
с помощью которых
Также
межпредметные связи
Единство
операционных компонентов учебной
деятельности осуществляется с помощью
использования заданий
И, наконец, межпредметные связи естествознания и чтения будут активизировать учебную деятельность младших школьников, если сформирована общность мотивов учебной деятельности.
Для того, чтобы была сформирована общность мотивов учебной деятельности необходимо разработать уроки, используя средства активизации учебной деятельности.
Общность
мотивов учебной деятельности младших
школьников рекомендуется формировать
с помощью следующих методов:
проблемное изложение знаний; дискуссия;
комментированные упражнения; создание
атмосферы коллективной познавательной
деятельности на уроке и индивидуализации
обучения; формирование стимулов к учению;
использование наглядных, технических
средств обучения.
В процессе нашего исследования мы выяснили, что учебная деятельность - это деятельность, организуемая учителем в целях преобразования опыта учащихся путем активного использования ими опыта, накопленного человечеством.
В
данном определении учебной
Младший
школьник имеет следующие
То есть учебная деятельность на уроках чтения и естествознания для учащихся осуществляется как познавательная, поскольку ее результатом является новое для них знание о природе и обществе, новые для них умения и навыки. В этом состоит парадокс учебной деятельности: усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменения в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Кроме того, субъектом в учебной деятельности становится не только ученик, но и учитель, так как в процессе организации учебной деятельности он самоорганизуется и изменяется: совершенствуется его методика преподавания, углубляются его научные знания.
Один из путей формирования учебной деятельности младших школьников: внутрипредметные и межпредметные связи. Единство всех сторон учебной деятельности в процессе ее формирования обеспечивается здесь за счет реализации в обучении комплекса внутрипредметных и межпредметных связей на основе: 1) общности знаний, 2) общности операционных компонентов учебной деятельности, 3) общности мотивов учебной деятельности. Эти связи дают возможность формировать у учащихся, такие качества субъекта учебной деятельности, как владение системой общих действий, умение применять эту систему к любому содержанию учебного материала, способность переносить сформированные способы действий в новые ситуации и другие.
Активизацией учебной деятельности называется усиление деятельности школьника, активности и целеустремленности субъекта, а руководство этим процессом осуществляет учитель за счет совершенствования содержания, методов и форм обучения.
Межпредметные связи – один из способов решения проблемы комплексного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.
Межпредметные связи будут активизировать учебную деятельность младших школьников, если имеет место общность знаний полученных школьниками на уроках естествознания и чтения, если осуществляется единство операционных компонентов учебной деятельности и сформирована общность мотивов учебной деятельности младших школьников.
В
нашем исследовании мы разработали
уроки, используя средства активизации
учебной деятельности и подробно
описали методы и средства, способствующие
осуществлению межпредметных
Литература