Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить эффективность межпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы активизации учебной деятельности

младших школьников
Психолого-педагогическая сущность активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………5
Психологические особенности младших школьников…...………….16
Анализ практического опыта активизации учения на уроках естествознания и чтения……………………………………………….22


Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Общность знаний, полученных школьниками на уроках

естествознания и чтения…………………………………………………….28
Единство операционных компонентов учебной деятельности

младших школьников на уроках естествознания и чтения…………..36

2.3 Общность мотивов учебной деятельности у младших

школьников………………………………………………………………40

III. Заключение…………………………………………………………………….48

IV. Список литературы……………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Межпредметные связи диплом.DOC

— 244.00 Кб (Скачать)

     Учитель открывает на доске ленту для  слов со свободными окошечками. (Лес).

      - Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный.)

  • А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима).
  • Как можно ее назвать? (Зима кружевница, морозная, снежная, волшебница.)
  • А что вы услышали? (Ветер).
  • А что делает ветер в лесу? (Баюкает, дует, завывает, шумит, поет грустную песню).

     В пустые окошки на доске вставить слова, с которыми познакомились на уроке.

     Далее учитель предлагает ученикам познакомиться  со стихотворениями Ф. Тютчева и  С. Есенина. (Раздать учащимся книги для самостоятельной работы.)

  • Эти поэты по-разному увидели зиму. Выберите одно из стихотворений и постарайтесь ответить на вопросы: «Какой увидел зиму Ф. Тютчев? Какой увидел зиму С. Есенин?» (Вопросы записать на доске).

     В течение 5-7 минут дети самостоятельно читают стихотворения. Затем ученики рассаживаются по группам: в одной группе те, кто выбрал стихотворение Ф. Тютчева, в другой, - стихотворение С. Есенина.

     Учитель раздает детям карточки для самоанализа.

     Ф. Тютчев «Чародейкою-зимою околдован лес стоит».

     Что ты чувствуешь, читая стихотворение?

     Какое состояние природы нарисовано поэтом?

     Как чародейка-зима изменила жизнь леса?

     Что удивляет Ф. Тютчева в картине  зимнего леса?

     С. Есенин «Заметает  пурга белый путь».

     Какие чувства возникли у тебя при чтении стихотворения?

     Что удивило тебя в картине зимнего  леса?

     Какое состояние природы нарисовано поэтом?

     Какой вопрос ты бы задал товарищу?

     Учитель предлагает подготовиться к выразительному чтению. Из каждой группы учащиеся выбирают одного школьника для участия в конкурсе на лучшее чтение стихотворения.

     Приведем  еще один пример межпредметной связи  на уроках естествознания и чтения с использованием «Лесной газеты»  В. Бианки как природоведческой энциклопедии в третьем классе.

     Учитель на доске вывешивает красочно оформленный текст телеграммы:

     «Трудное  сейчас время для птиц и зверей: подъели дрозды рябиновые запасы, пощелкали белки свои орешки. На дворе – декабрь, а до лета еще  далеко. В месяц Лютого Голода, гибельных  метелей и буранов помни о своих маленьких друзьях - птицах. Каждый день доставляй продукты в птичьи столовые, устраивай маленьким птицам ночлежки: скворечники, синичники, дуплянки. Сбор пожертвований в пользу голодающих птиц организуй среди товарищей и знакомых. Кто даст зерна, кто сальца, кто хлебных крошек. И сколько ты их спасешь от голодной смерти! Мухоловки-пеструшки, синицы, дятлы, воробьи».

     В практическом применении «Лесной газеты»  большую помощь окажет составленный учителем картотека и приложения к ней: предметный указатель и занимательный материал, составленный на основе разделов «Лесной газеты».

     Составляя каталог рассказов (например о птицах) можно выписать все видовые названия птиц и распределить их по временным  циклам с учетом среды обитания, поведения, повадок.

     На отдельных карточках в алфавитном порядке указаны: видовые названия птиц, дата встречи с ними, обстоятельства встречи. Вся информация о птицах дается в карточках достаточно полно и кратко.

     Богатую пищу для догадок дают вопросы, данные в рисунках. В них рассматриваются, например, следы разных птиц и зверей на снегу, и по этим «почеркам» нужно догадаться, кто прошел.

     После прочтения телеграммы детям дается задание: пользуясь составленной картотекой, найти, какие птицы к нам прилетают, какие домики нужны птицам, что должно быть в птичьей столовой, какую пользу приносят птицы. Таким образом осуществляется связь с уроками чтения.

     Для осуществления межпредметных связей можно использовать пересказ  небольших  отрывков из «Лесной газеты».

     Завершающий этап урока – работа с карточками занимательного характера. Они должны быть представлены на больших листах бумаги. Детям предлагается отгадать загадки, дать ответ на поставленный вопрос, рассмотреть следы на снегу и ответить, какая птица здесь прошла. 

     Выводы

        Межпредметные связи – один из способов решения проблемы комплексного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.

      Межпредметные связи будут активизировать учебную  деятельность младших школьников, если имеет место общность знаний полученных школьниками на уроках естествознания и чтения.

     К общности знаний на уроках естествознания относится использование произведений литературы (описание природы, поведение  животных и т.д.). На уроках чтения при  изучении произведений о природе  объяснять явления природы, используя  знания, полученные на уроках естествознания.

     Методами, с помощью которых осуществляется общность знаний, являются беседы (если отдельные уроки), интегрированные  уроки, экскурсии на природу.

      Также межпредметные связи естествознания и чтения будут активизировать учебную деятельность младших школьников, если осуществляется единство операционных компонентов учебной деятельности.

     Единство  операционных компонентов учебной  деятельности осуществляется с помощью  использования заданий творческого  характера, дидактических игр, поисковую деятельность.

      И, наконец, межпредметные  связи естествознания и чтения будут активизировать учебную  деятельность младших школьников, если сформирована общность мотивов учебной  деятельности.

      Для того, чтобы была сформирована общность мотивов учебной деятельности необходимо разработать уроки, используя средства активизации учебной деятельности.

      Общность  мотивов учебной деятельности младших  школьников рекомендуется формировать  с помощью следующих методов: проблемное изложение знаний; дискуссия; комментированные упражнения; создание атмосферы коллективной познавательной деятельности на уроке и индивидуализации обучения; формирование стимулов к учению; использование наглядных, технических средств обучения.  

    1. Заключение
 

      В процессе нашего исследования мы выяснили, что учебная деятельность - это деятельность, организуемая учителем в целях преобразования опыта учащихся путем активного использования ими опыта, накопленного человечеством.

      В данном определении учебной деятельности делается акцент на организацию деятельности ученика учителем, что важно для предмета нашего исследования - активизация учебной деятельности младших школьников.

      Младший школьник имеет следующие психологические  особенности: неустойчивость внимания, отсутствие произвольной деятельности, доверие и личная тяга к учителю, повышенная восприимчивость и подражательность. Все это объясняет повышенную готовность учащихся младших классов к учебной деятельности, интеллектуальную активность и развитие познавательных потребностей, которые удовлетворяются в начальной школе, прежде всего учителем.

      То  есть учебная деятельность на уроках чтения и естествознания для учащихся осуществляется как познавательная, поскольку ее результатом является новое для них знание о природе  и обществе, новые для них умения и навыки. В этом состоит парадокс учебной деятельности: усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменения в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Кроме того, субъектом в учебной деятельности становится не только ученик, но и учитель, так как в процессе организации учебной деятельности он самоорганизуется и изменяется: совершенствуется его методика преподавания, углубляются его научные знания.

      Один  из путей формирования учебной деятельности младших школьников: внутрипредметные и межпредметные связи. Единство всех сторон учебной деятельности в процессе ее формирования обеспечивается здесь за счет реализации в обучении комплекса внутрипредметных и межпредметных связей на основе: 1) общности знаний, 2) общности операционных компонентов учебной деятельности, 3) общности мотивов учебной деятельности. Эти связи дают возможность формировать у учащихся, такие качества субъекта учебной деятельности, как владение системой общих действий, умение применять эту систему к любому содержанию учебного материала, способность переносить сформированные способы действий в новые ситуации и другие.

      Активизацией  учебной деятельности называется усиление деятельности школьника, активности и целеустремленности субъекта, а руководство этим процессом осуществляет учитель за счет совершенствования содержания, методов и форм обучения.

      Межпредметные связи – один из способов решения  проблемы комплексного подхода к  обучению и воспитанию младших школьников.

      Межпредметные связи будут активизировать учебную  деятельность младших школьников, если имеет место общность знаний полученных школьниками на уроках естествознания и чтения, если осуществляется единство операционных компонентов учебной  деятельности и сформирована общность мотивов учебной деятельности младших школьников.

     В нашем исследовании мы разработали  уроки, используя средства активизации  учебной деятельности и подробно описали методы и средства, способствующие осуществлению межпредметных связей на уроках естествознания и чтения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература 

    1. Бахарева  Л.Н. Интеграция учебных занятий  в начальной школе на краеведческой  основе // Начальная школа. – 1991. - №8. – С.48-51.
    2. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. – Л.: ЛГПИ, 1989.
    3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976.
    4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. – М.: Academia, 1998.
    5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
    6. Григорян Н.В. Что такое «развивающее обучение»? // Начальная школа. – 1999. - №1. – С.54-57.
    7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
    8. Давыдов В.В., Слободчиков В.И. и др. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. - №3-4. – С.14-19.
    9. Дефектологический словарь /Гл. ред. А.И. Дьячков. – М.: Педагогика, 1970.
    10. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.
    11. Еремина В.В. Мои источники повышения эффективности урока // начальная школа. – 1989. - №3. –С.34-36.
    12. Зимняя И.А. педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
    13. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. – 1989. - №5. –С.25-27.
    14. Ковалева Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // начальная школа. – 1991. - №12. –С.16-20
    15. Колпакова Г.И. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса //Начальная школа. 1989. - №10-11. – С.29-31.
    16. Коренюк Л.Ю. Изучение стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» // Начальная школа. – 1991. - №1. С.14-17.
    17. Кропочева Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания. – Новокузнецк, 2001.
    18. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа. – 1993. - №5. – С.13-16.
    19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
    20. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт, 1999.
    21. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.
    22. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированный урок по теме «Зима» с использованием методов «театральной педагогики» // Начальная школа. – 1995. - №1. – С.8-10.
    23. Мунова Е. Межпредметные связи при работе с «лесной газетой» В. Бианки как природоведческой энциклопедией // Начальная школа. – 1992. - №2. – С.36-38.
    24. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 1998.- Кн.1; кн..2.
    25. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик» на уроках русского языка как способ установления межпредметных связей // Начальная школа. – 1992. - №5-6. – С.13-16.
    26. Нефедова Л.К. Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению // Начальная школа. – 1990. №12. – С.68-71.
    27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986.
    28. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учебник. – М.: Просвещение, 1990.
    29. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие /Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Аcademia, 1999.
    30. Педагогика /Под ред. проф. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996.
    31. Педагогическая энциклопедия: В 4 тт. /Гл. ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1964.
    32. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие. – М.: Academia, 2000.
    33. Подласый И.П. Педагогика: Учебн. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Просвещение, 1996.
    34. Пономарева О.Н. Организация подведения итогов наблюдений за погодой и другими явлениями природы // Начальная школа1989. - №9. – С.43-45.
    35. Прохорова Е.Б. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсиях в природу // Начальная школа. – 4990. - №8. – С.41-45.
    36. Репкин В.В. Психологические проблемы познавательной активности учащихся на начальных этапах формирования учебной деятельности //Исследования интеллектуальных возможностей  и учебной деятельности младшего школьника. – Ереван, 1975.
    37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.2. – М.: Педагогика, 1989.
    38. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.
    39. Руссков С.П. Межпредметные связи в трудовом обучении // Начальная школа. – 1990. - №1. – С.43-48.
    40. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. – М.: Педагогика, 1971.
    41. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Знание, 1988.
    42. Тарасова Т.И. Учимся охранять природу // Начальная школа. 1989. - №5. – С.27-30. 
    43. Тихомирова С.А., Полесская Л.И. Использование произведений художественной литературы при изучении природоведения // Начальная школа. – 1990. - №10. – С.42-44.
    44. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.
    45. Щукина Г.И. активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.
    46. Эйснер Л.Г. Как работает учитель по развитию речи // начальная школа. – 1990. - №6. – С.10-12.
    47. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению // Начальная школа. – 1990. - №1. – С.20-26.

Информация о работе Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников