Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить эффективность межпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы активизации учебной деятельности

младших школьников
Психолого-педагогическая сущность активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………5
Психологические особенности младших школьников…...………….16
Анализ практического опыта активизации учения на уроках естествознания и чтения……………………………………………….22


Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Общность знаний, полученных школьниками на уроках

естествознания и чтения…………………………………………………….28
Единство операционных компонентов учебной деятельности

младших школьников на уроках естествознания и чтения…………..36

2.3 Общность мотивов учебной деятельности у младших

школьников………………………………………………………………40

III. Заключение…………………………………………………………………….48

IV. Список литературы……………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Межпредметные связи диплом.DOC

— 244.00 Кб (Скачать)

      Однако  учителя начальной школы из практики знают, что одни отрывки из произведений литературы заметно повышают познавательную активность учащихся, а другие не оказывают сколько-нибудь видимого воздействия на их учебную деятельность.

      Изучение  опыта творчески работающих учителей позволило установить, что привлечение  художественной литературы к изучению естествознания дает хороший педагогический эффект. Но эти произведения могут стать ценным учебно-дидактическим средством, если обладают художественной ценностью, изложение в них органически связано с темой урока, доступно учащимся начальных классов, если имеют познавательное значение, что расширяет кругозор детей. Если материал зачитывается на уроке, то его объем должен быть небольшим.

      Методика  использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент из художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному. Задания следует разнообразить. Например, задать вопросы: какое явление вы узнаете в данном литературном произведении? По каким признакам вы об этом судите? Или предложить учащимся сравнить наблюдения писателя с их наблюдениями и ответить на вопрос: какие особенности явления природы нашли отражение в данном литературном произведении?

      К художественным произведениям можно  обращаться на разных этапах урока: при  объяснении нового материала, при его  закреплении, во время опроса.(43)

      Межпредметные связи на уроках естествознания и  чтения можно осуществить, используя следующие формы и методы:

    1. Беседа (если отдельные уроки);
    2. Интегрированные уроки.
    3. Экскурсии на природу.

      Беседа  – диалогический метод обучения, при котором учитель путем  постановки тщательно продуманной  системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

      В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы выделяют различные  виды бесед.

      Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

      Для сообщения новых знаний используются сообщающиеся беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

      В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная  беседа).

      Успех проведения бесед во многом зависит  от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

      В целом, метод беседы имеет следующее  преимущество:

  • активизирует учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством.(30, с.222)

      Интеграция  – процесс сближения и связи  наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой  высокую форму воплощения межпредметных  связей на качественно новой ступени  обучения, способствующей созданию нового целого «монолита знаний».

      Важнейшим основанием принципа интеграции является понимание условности строгого деления  естественнонаучного и гуманитарного  знания на отдельные образовательные  области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Следование этому принципу стало основой разработки интегрированного курса "Окружающий мир".

      Интеграция  затрагивает методику каждого предмета, решающего своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).

      В сочетании разных форм работы принцип  интеграции проявляется в той мере, в какой он касается методики каждого предмета, решающего своими средствами задачи формирования интеллектуальных умений.

      Свойство  психологической комфортности предполагает организацию учебной деятельности детей в условиях сотворчества, сотрудничества, сопереживания, постоянного внимания к их здоровью и психологическому самочувствию, безотметочного обучения.

      Это свойство является проявлением принципа интеграции (этот принцип по разным основаниям выражает себя в свойстве психологической комфортности: во-первых, интегрированные предметные курсы отличаются большей образностью в силу их синтетической природы, и поэтому они более доступны детям, которые сами синтетически воспринимают мир; во-вторых, созданные в учебниках комплекта "целостные картины мира" гармонизируют восприятие мира младшим школьником, сообщают им чувство устойчивости и законосообразности мира; в-третьих, решение в рамках каждого курса общепредметных задач, связанных с формированием сходных учебных действий, сходных приемов мышления - еще одна сфера реализации принципа интеграции - придает чувство уверенности младшему школьнику, способствует успешности учебного процесса).

      В учебниках свойство психологической  комфортности реализуется с помощью  большого количества иллюстраций, интересного "игрового" материала, материала для работы в группах, материала для повторения, а также обширного справочного материала, позволяющего младшему школьнику удостовериться в правильности выполняемых действий.

      В ходе исследовательской работы мы выявили факторы, способствующие активной мыслительной деятельности в процессе интегрирования учебных предметов: приемлемое сочетание предметов для интеграции, адекватности действий учителя и учащихся (обучающая деятельность учителя и учебно-познавательные действия учащихся), тщательный отбор содержания, методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей.

      Раскроем  факторы, влияющие на эффективность  интегрированных уроков.

      Интегрирование  на межпредметной основе в дидактической  системе предполагает адекватность действий учителя (обучающая деятельность) и действий учащихся (учебно-познавательная деятельность). Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеют различия.

    1. На целевом этапе учитель ставит общепредметную цель. Учащиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направив внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса и синтеза, качеств личности, способностей и интересов.
    2. На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Учащиеся мобилизуют волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим обобщенным знаниям.
    3. На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают общепредметные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.
    4. На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросники и задания, практические задания, способствующие обобщению знаний различных предметов. Учащиеся выполняют действия переноса, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощью наглядных пособий.
    5. Следующий этап – результативный. Учитель применяет педагогические умения осуществлять интеграцию в целях образования, развития, воспитания. Учащиеся, используя системность знаний, умение обобщать, применяют знания на практике.
    6. На этапе контроля учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учащихся по связываемым друг с другом предметам (естествознание и чтение), оценивает качество усвоения. Учащиеся проявляют самооценку знаний и самоконтроль по различным предметам, а также умения их синтезировать.

      Как показывают исследования, к числу  методов и приемов, способствующих осуществлению интегрального подхода, относятся:

    1. Эвристические беседы;
    2. Беседы обобщающего плана;
    3. Экскурсии;
    4. Творческие работы по развитию речи, написание их по материалам художественных произведений, наблюдением на уроках естествознания;
    5. Наглядные методы обучения;
    6. Самостоятельные работы;
    7. Выразительное чтение пейзажных описаний на уроках естествознания и др. (1, с.49)

      Приведем  несколько примеров общности знаний, полученных школьниками на уроках естествознания и чтения.

      Использование художественной литературы при изучении естествознания. При изучении устройства термометра интерес у учащихся может вызвать отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Жалька».

      «Несколько  раз за ночь я подхожу к окну, отодвигаю занавеску, гляжу на термометр  и возвращаюсь в постель. Это  заметила Жалька (кличка собаки). Она трогательно привязана ко мне и в самом глубоком сне слышит меня, как слышит мать своего ребенка. После меня непременно встанет, раздвинет носом гардины, лизнет термометр и возвращается на свой коврик возле печки.»

      Учащимся  поясняем, что собака, конечно, не могла определить показания термометра, хотя и подражала своему хозяину. Предлагаем учащимся снять показания трех термометров, шкалы которых изображены на рисунке (выполненном на доске или на дидактических карточках), и ответить на вопросы: какой термометр показывает самую низкую температуру? Самую высокую? Какова разница показаний первого и второго, первого и третьего, второго и третьего термометров?

      На  уроке по теме «Растения весной»  целесообразно использовать отрывок  из рассказа М.М. Пришвина «Как распускаются разные деревья»:

      «Листики  липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.

      Дуб сурово развертывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но в самом  младенчестве своем какой-то дубовый.

      Осинка  начинается не в зеленой краске, а в коричневой, и в самом  младенчестве своем монетками, и  качается.

      Клен  распускается желтый, ладошки листа  сжатые, смущенно и крупно висят  подарками.

      Сосны открывают будущее тесно сжатыми  смолисто-желтыми пальчиками. Когда пальчики разомкнутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи…

      Когда дерево распускается в лесу, тут-то и бывает видно все, как ему  живется и что ему надо: там  лист покраснел в затенении, там  к веточке наверху сок не дошел, и она стоит голая..».

      Зачитав на уроке этот отрывок, учащимся можно  предложить ответить на вопросы: В чем  особенность молодых листьев  липы, осины, клена и сосны? Можно ли сравнить по цвету и по форме молодые листья осины и клена, сосны и липы? Почему на отдельных веточках листья не распускаются? Младшим школьникам предлагается сравнить свои наблюдения за распусканием листьев на различных деревьях с наблюдением автора рассказа.(43, с.42)

      На  уроках чтения при  изучении произведений о природе объяснять  явления природы, используя знания, полученные на уроках естествознания.

      На  уроке чтения во втором классе учитель  предлагает работу над первой частью сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек». Цель урока: пробудить интерес к  жизни животных; укрепить навыки выборочного пересказа.

      Чтобы заинтересовать учащихся, учитель прерывает  чтение сказки вопросами: Зачем Листопадничек  убежал из гнезда? Почему не захотелось ему остаться в лесу? Почему журавли жалели зайчаток? Отчего плакали Листопаднички? Прочитав первую часть рассказа, дети дают основной ответ: «Зайчонок не захотел остаться в лесу, потому что «стало пусто и холодно», отмечают карандашом места, где описана осень.

      «Мы нашли в сказке новую мысль: «…стало  в лесу скучно и холодно… стало  еще скучнее в лесу…» Посмотрим, как эта мысль раскрыта». Дети выясняют, что наступила осень, улетели птицы, попрятались звери, облетела листва с деревьев, стало холоднее.(47, с.21) 

      2.2 Единство операционных  компонентов учебной  деятельности  младших  школьников на  уроках естествознания и чтения 

      Межпредметные связи естествознания и чтения будут  активизировать учебную деятельность младших школьников, если осуществляется единство операционных компонентов  учебной деятельности.

      На  уроках естествознания и чтения рекомендуется  давать школьникам задания творческого характера на материале этих уроков. Например, на уроках естествознания можно дать задание написать сочинение о временах года, о природных явлениях, о жизни животных, использовать пословицы, поговорки, народные приметы. На уроках чтения предложить учащимся составить гербарий растений, перечисленных в художественной литературе.

Информация о работе Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников