Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить эффективность межпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы активизации учебной деятельности

младших школьников
Психолого-педагогическая сущность активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………5
Психологические особенности младших школьников…...………….16
Анализ практического опыта активизации учения на уроках естествознания и чтения……………………………………………….22


Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Общность знаний, полученных школьниками на уроках

естествознания и чтения…………………………………………………….28
Единство операционных компонентов учебной деятельности

младших школьников на уроках естествознания и чтения…………..36

2.3 Общность мотивов учебной деятельности у младших

школьников………………………………………………………………40

III. Заключение…………………………………………………………………….48

IV. Список литературы……………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Межпредметные связи диплом.DOC

— 244.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

            Введение…………………………………………………………………2 

      Глава I. Теоретические основы активизации учебной деятельности

                     младших школьников

    1. Психолого-педагогическая сущность активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………5
    2. Психологические особенности младших школьников…...………….16
    3. Анализ практического опыта активизации учения на уроках естествознания и чтения……………………………………………….22
 

      Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников

    1. Общность знаний, полученных школьниками на уроках

     естествознания  и чтения…………………………………………………….28

    1. Единство операционных компонентов учебной деятельности

           младших школьников на уроках  естествознания и чтения…………..36

      2.3 Общность  мотивов учебной деятельности у младших

            школьников………………………………………………………………40 

III. Заключение…………………………………………………………………….48 

IV. Список литературы……………………………………………………………51 

V . Примечания…………………………………………………………………...55 
 
 

      Введение 

      Социально-экономическое  развитие современного общества объективно побудило положительные изменения  в сфере образования. В нынешних условиях развития общественно-экономических  отношений появилась необходимость  подготовки учащихся, способных к  самообразованию в условиях быстрого изменения жизни общества. Обновление содержания, образования, отход от однообразия школы, быстро меняющиеся, приоритеты в области профессиональной деятельности диктуют потребность в людях, способных учиться самостоятельно.                

      Человек может быть способен к самообразованию, если он владеет учебной деятельностью, если он умеет учиться. Проблема формирования и активизации учебной деятельности чрезвычайно актуальна для начальной  школы, так как в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и активно формирующейся, и хотя в данном возрасте еще невозможно достичь становления ученика как полноценного субъекта учебной деятельности, но существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в начальной школе.

      Современная, педагогическая ситуация характеризуется  наличием разнообразных образовательных  программ, авторских, экспериментальных  учебных курсов, появлением новых  учебных предметов. Такое количество инноваций - показатель того, что новые социальные условия диктуют необходимость пересмотра содержания, форм и методов обучения и попытки активизировать процесс получения и приобретения, знаний.

      Проблема  активизации учебной деятельности учащихся всегда была в центре внимания педагогов. Поиски путей решения данной проблемы ведутся учеными в разных направлениях. Можно выделить два пути активизации учебной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Оба пути имеют одну конечную цель: воспитание нравственной, образованной, творческой, способной к саморазвитию личности. Но подходы в достижении этой цели разные. Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется прежде всего через увеличение количества учебных предметов, посредством увеличение объема знаний, сообщаемого ученикам. Интенсивный путь основан на субъективной, личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения.

      Для педагога интенсивный путь развития познавательной активности заключается не в процессе обычной передачи знаний, но в научении самого ученика сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любопытством, любознательностью, организацией: учебной деятельности, умением добывать знания и т.д. Малоисследованным в настоящее время является вопрос о возможностях различных организационных форм и методов обучения в активизации учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания и чтения.

      Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиции межпредметных связей в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков (Я. Коменского,  Д. Локка, И. Гербарта, М. Песталоцци, К. Ушинского), в работах советских дидактов (И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина и др.), ученых-психологов (Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Ф. Талызиной, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелеса и др.), ученых-методистов (М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Калягина, Г.Н. Приступы и др.).

      Ряд работ посвящен проблемам межпредметных связей в начальном обучении, являющихся «Зоной ближнего развития» для постепенного перехода к интеграции учебных предметов (Т.Г. Рамзаева, Г.Н. Аквилева, Д.И. Трайтак, Г.В. Бельтюкова, Н.Я. Виленкин, Н.М. Дружинина, Т.С. Назарова, И.К. Блинова, Р.Г. Матюшова и др.).

      Тема: Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

      Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить эффективность межпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.

      Объект исследования: Процесс активизации учебной деятельности младших школьников.

      Предмет исследования: Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

     Тема, цель, объект  и  предмет  исследования  обусловили выдвижение  и  решение  следующих  задач:

  1. Выявить психолого-педагогическую сущность проблемы активизации учебной деятельности младших школьников.
  2. Проанализировать практический опыт активизации учения на уроках естествознания и чтения.
  3. Экспериментально проверить эффективность междпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.

    Гипотеза исследования: Межпредметные связи естествознания и чтения будут активизировать учебную деятельность младших школьников, если:

  • имеет место общность знаний, полученных школьниками на уроках естествознания и чтения;
  • осуществляется единство операционных компонентов учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания и чтения;
  • сформирована общность мотивов учебной деятельности у младших школьников.
 
 

      Глава 1. Теоретические  основы активизации  учебной деятельности младших школьников

      1.1 Психолого-педагогическая  сущность активизация  учебной деятельности  младших школьников 

      Человек развивается в процессе деятельности, которая формирует его как  личность. Понятию деятельности посвящены  работы философов (общественная сущность), психологов (психологическая сущность деятельности), физиологов (ее физиологические  механизмы), педагогов (социальная сущность относительно возраста), в которых даются различные характеристики деятельности и ее структуры, предлагаются классификации ее видов.

      Деятельность  человека, как правило, предметна, что  раскрывает ее объективно-субъективную природу, т.е. в ней отражается предметный материал (объект) и активная роль субъекта (человека) по его познанию, изменению и преобразованию.

      Деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и. творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

      Деятельность  всегда носит целенаправленный характер, т.е. это активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели, бесцельная активность не может  быть признана деятельностью. Другой, важной чертой человеческой деятельности является ее осознанность, т.е. она осуществляется при участии сознания и предполагает планирование, предвидение результата.

      Человеческая  деятельность в ее разнообразных  формах и средствах реализации есть продукт истории, т.к. порождается она искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей. Это потребности в познании, творчестве, в нравственном самосовершенствовании.

      Опираясь  на исследования В.В. Давыдова, мы рассматриваем деятельность как единство двух сторон - внутренней и внешней. Цель, анализ условий, схема действий, выбор средств - все это принадлежит внутренней стороне деятельности, т.е. мышлению. Физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом или предметом деятельности, входящие в деятельность объективные процессы, результат - все это образует внешнюю сторону деятельности, т.е. практику. Данные стороны, подчиняясь законам диалектики, существуют в единстве и взаимопереходах (7, с. 18).

      А.Н. Леонтьев называет структуру деятельности: "потребность, мотив, цель, условие  достижения цели (единство цели и условий  составляет задачу) и соотносимые  с ними действие и операции" (7, с.25). В нашем исследовании мы исходим  из того, что условия достижения цели можно назвать другим термином - "активизация", тогда структура деятельности будет выглядеть следующим образом: потребность - мотив - цель - активизация - действие - операции,

      Виды  деятельности человека разнообразны. Умственный и физический труд, политическая и управленческая деятельность, научное, художественное и техническое творчество, учение и спорт - все это конкретные виды деятельности, Можно выделить и основные виды деятельности, свойственные всем людям - это общение, игра, учение и труд.

      Учение, по определению М.Н. Скаткина, выступает  как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков (10). Учение может  быть организованным и осуществляться в специальных общеобразовательных  учреждениях, но может быть и. неорганизованным и происходить попутно (в семье, во дворе, в общественных местах и т.д.) в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

      Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых (33). Процесс обучения включает две формы деятельности: обучающую (деятельность учителя.) и обучаемую (деятельность учащихся). Эффективность процесса обучения зависит от правильного сочетания обеих форм деятельности. Конструктивное решение проблемы организации учебной деятельности при обучения естествознанию невозможно без учета опыта психологии и дидактики, в разработке деятельностного подхода к обучению.

      Процесс обучения - это специально организованная познавательная деятельность, со своими задачами, содержанием, формой организации, условиями; это и есть учебная деятельность. В продолжение можно сказать, что процесс обучения естествознанию и чтению - это специально организованная учителем познавательная деятельность учащихся, предметом изучения которой является природа во всех ее проявлениях.

      По  определению психологов, предметная деятельность рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов  культуры и природы людьми и на развитие человеческих способностей, умений и навыков. Не воздействуя  на объект и не преобразуя его, субъект не сможет понять его природу, а останется на уровне простых описаний. Отсюда словесное знание (определения, понятия) не меняет мышление школьника, что доказывает невозможность передачи понятия в готовом виде. Учащийся может усваивать понятия лишь в результате собственной деятельности, направленной не на слова, а на те предметы, понятия о которых мы хотим у него сформировать.

      В настоящее время нет единой теории учения. Широко распространенное понятие "познавательная, деятельность" обычно несет дидактическую нагрузку и по содержанию тождественна учению. По мнению Г.И. Щукиной, понятие "познавательная, деятельность" в большей степени, относится к деятельности обучаемого. Вот почему понятие учебно-познавательная деятельность, с точки зрения ученого, наиболее полно характеризует процесс обучения: это «форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное - в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающего поколения» (45.с.16).

      Некоторые ученые, например, А.А. Люблинская, В.П. Стрезикозин, учебную деятельность характеризуют как деятельность познавательную (21). Безусловно, эти виды деятельности тесно взаимосвязаны, что и привело, видимо, к возникновению устойчивого словесного образования "учебно-познавательная деятельность".

Информация о работе Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников