Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить эффективность межпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы активизации учебной деятельности

младших школьников
Психолого-педагогическая сущность активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………5
Психологические особенности младших школьников…...………….16
Анализ практического опыта активизации учения на уроках естествознания и чтения……………………………………………….22


Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Общность знаний, полученных школьниками на уроках

естествознания и чтения…………………………………………………….28
Единство операционных компонентов учебной деятельности

младших школьников на уроках естествознания и чтения…………..36

2.3 Общность мотивов учебной деятельности у младших

школьников………………………………………………………………40

III. Заключение…………………………………………………………………….48

IV. Список литературы……………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Межпредметные связи диплом.DOC

— 244.00 Кб (Скачать)

      Развивающее обучение осуществляется в форме  вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использовании в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

      Распространенной  классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.(30, с.159)

      Суть  объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.  Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

      Для приобретения этих умений и навыков  используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя.

     Деятельность  учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика – в выполнении действий по образцу.

     Суть  проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

     В целях постепенного приближения  учащихся  к самостоятельному решению  познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

     Этой  цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.

     Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видах содержания материала и характером деятельности учители, организующего эту разнообразную деятельность учеников.

     Ю.К. Бабинский на основе целостного подхода  к процессу обучения выделяет три  группы методов:

    1. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности:

    а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации;

    б) индуктивные  и дедуктивные (логические аспекты);

    в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

    г) самостоятельной  работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением);

    1. Методы стимулирования и мотивации:

    а) интереса к учению;

    б) долга  и ответственности в учении.

    1. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

    а) устный, письменный, лабораторно-практический.(30, с.231) 

     Среди способов активизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения естествознанию и чтению наиболее продуктивными являются на наш взгляд дидактические игры, наблюдение природы, наглядные пособия.

     Играформа деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

     Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по иммитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

     Технология  дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При  этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней  познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку  информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

     Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.(30, с.230)

     В нашем исследовании мы исходим из того, что дидактическая игра – это метод обучения, в процессе которого в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

     По  определению Н.М. Верзилина, метод  – это способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися (41).

     На  каждой ступени обучения игра выполняет  определенные функции. В начальной  школе дидактическая игра вводится в ход урока для активизации учебной деятельности младших школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и работоспособности при подготовке к восприятию учебного материала, при закреплении и систематизации новых понятий, при повторении и учете знаний.

     Наблюдение – это практический метод обучения, представляющий собой целенаправленное  восприятие предметов и явлений природы учащимися, в процессе которого выделяются общие и отличительные признаки, устанавливаются закономерности и на основе этого выдвигаются определения, выводы и обобщения (28).

     В начальной школе этот метод не может использоваться в чистом виде, т.к. при работе с младшими школьниками  необходимо постоянно поддерживать их внимание. Поэтому применяется  только в сочетании с рассказом учителя.(29)

     Наблюдение  как один из основных методов обучения естествознанию известен давно, но в  современной методике преподавания он не утратил своей актуальности и, по нашему мнению, является одним  из основных способов активизации учебной деятельности младших школьников.

      Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

      Наглядные методы обучения условно можно разделить  на две большие группы: метод иллюстраций  и метод демонстраций.

      Метод иллюстраций предполагает показ  ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

      Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, компьютеров  и пр.(30)

     Для примера сравним проведение уроков естествознания без применения способов активизации учебной деятельности и с применением дидактических игр, наблюдением природы, наглядных пособий.

     Протоколы наблюдения за учащимися в игровых  ситуациях показали, что общение  между учащимися и между учащимися  и учителем возрастает в 2,5 раза. Увеличение уровня общения положительно влияет на формирование классного коллектива, мотивацию учения, отношение к учебной деятельности.

     На  уроках с использованием дидактической  игры или наблюдение природы дети чаще и активнее говорят, количество сказанных слов почти удваивается, т.е. развивается устная речь младших школьников. 

      Выводы

      В современных психолого-педагогических и научно-методических исследованиях  признано положение о том, что  учебная деятельность - это деятельность, организуемая учителем в целях преобразования опыта учащихся, а предметом изменения в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, осуществляющий эту деятельность. Под формированием учебной деятельности исследователи понимают управление взрослым процессом становления учебной деятельности школьника. Активизация учебной деятельности есть совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса.

     Умственное  развитие ребенка, посещающего школу, качественно меняется благодаря  требованиям, предъявляемым учебной  деятельностью. Ребенок теперь вынужден входить в реальность образно-знаковых систем и в реальность предметного  мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач. Перечислим основные задачи, которые решаются в младшем школьном возрасте:1) проникновение в тайны лингвистического, синтаксического и др. строения языка; 2) усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких интегративных связей; 3) решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира; 4) развития произвольных сторон внимания, памяти и воображения; 5) развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

     Среди способов активизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения естествознанию и чтению наиболее продуктивными  являются на наш взгляд дидактические  игры, наблюдение природы, наглядные пособия. 

      Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников

      2.1 Общность знаний, полученных школьниками  на уроках естествознания  и чтения

       

      Многопредметность преподавания в начальной школе дает возможность для разработки и внедрения принципа межпредметных связей.

      Межпредметные связи – один из способов решения  проблемы комплексного подхода к  обучению и воспитанию младших школьников.

      Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия. Во-первых, в классе работает один учитель, который ведет все предметы, и ему хорошо известен весь программный и пройденный материал начальной школы. На этой основе легко определить, какие учебные предметы могут взаимно дополнять изучаемый материал. Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи. (39)

      В основе своей деятельности учителя начальных классов ставят задачу развития интереса к учению, особенно к процессу познания. В эффективности ученической деятельности большое значение имеет реализация принципа межпредметных связей в обучении.

      Межпредметные связи будут активизировать учебную деятельность младших школьников, если имеет место общность знаний полученных школьниками на уроках естествознания и чтения.

      Так, например, на уроках естествознания необходимо использовать произведения литературы о жизни животных, описании природы, пословицы, поговорки, народные приметы, поэтические произведения. На уроках чтения при изучении произведений о природе объяснять явления природы, используя знания, полученные на уроках естествознания.

      Привлечение произведений художественной литературы к изучению естествознания обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся. Образная, яркая речь художественных текстов повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию учащихся. Произведения художественной литературы помогают наблюдать явления природы, подмечать в них закономерности.

Информация о работе Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников