Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить эффективность межпредметных связей естествознания и чтения в активизации учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы активизации учебной деятельности

младших школьников
Психолого-педагогическая сущность активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………5
Психологические особенности младших школьников…...………….16
Анализ практического опыта активизации учения на уроках естествознания и чтения……………………………………………….22


Глава II. Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Общность знаний, полученных школьниками на уроках

естествознания и чтения…………………………………………………….28
Единство операционных компонентов учебной деятельности

младших школьников на уроках естествознания и чтения…………..36

2.3 Общность мотивов учебной деятельности у младших

школьников………………………………………………………………40

III. Заключение…………………………………………………………………….48

IV. Список литературы……………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Межпредметные связи диплом.DOC

— 244.00 Кб (Скачать)

      Творческое  задание представляет собой учебное  задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся  необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение. Рисунок. Придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития. (29, с.273)

      Уже в первом классе учащимися выполняются  задания творческого характера. Для формирования навыка составления  устного рассказа учитель использует наблюдения, организованные на экскурсиях. Так, в первом классе на экскурсии  в парк можно предложить рассмотреть березу и подметить, что у нее белый ствол с черными крапинками, кудрявая крона, ветви опущены вниз. В итоге коллективно составить рассказ-описание.

      От  составления устных рассказов в  дальнейшем дети переходят к написанию  сочинений миниатюр.

      На  уроке естествознания, после изучения темы «Дикие животные» (2 класс) учащиеся получают домашнее задание:

    1. Найти картинку с изображением белочки и загадку к ней.
    2. Подумайте, какими словами можно заменить слово белочка в рассказе (лесной житель, зверек, плутишка).

      На  следующем уроке учащиеся при  отгадывании загадок объясняют, по каким признакам они узнали белку. Затем проводится беседа по вопросам с использованием картинки: Какой  зверек белка? Какая у нее мордочка? Глазки? С чем их можно сравнить? Какие уши? Шерсть? Хвост? Для чего они служат ей? Чем питается белка?

      Составляется  устный рассказ-загадка по плану: 1. Лесной житель. 2. Внешний вид. 3. Чем  питается. Придумывается название (Что  же это за зверек?).

      Затем учащиеся получают задание написать сочинение-загадку, при этом соблюсти условие: ни  разу не употреблять  слово белка.

      И еще один из приемов, позволяющих  активизировать учебную деятельность на уроках естествознания: знакомство с самодельным пособием, которое можно назвать «календариком».

      «Календарик»  состоит из 5-6 листов, следующих друг за другом (в зависимости от названия месяца, он может быть похож на снежинку (январь), кораблик (апрель), ягоду (июнь), солнышко (июль), кленовый или дубовый  лист (октябрь) и т.д.).

      Содержание  пособия:

    1. Изменения в неживой природе (сведения об особенностях данного месяца).
    2. Изменения в жизни растений.
    3. Изменения в жизни животных.
    4. Изменения в характере труда людей.
    5. Литературная страничка (выдержки из рассказов или стихотворений о сезоне года).
    6. «Азбука народной мудрости» (пословицы, поговорки, народные приметы).

      Для использования литературной странички  учитель предлагает дома найти и  выписать выдержки из рассказов или  стихотворений о сезоне года. На уроке можно предложить некоторым ученикам зачитать или лучше рассказать выученный наизусть материал.

      Можно поставить перед классом «микропроблему»: «Почему мы так говорим?» (Приводим пословицу или поговорку.) Дети не должны остаться безучастными к обсуждению: обычно на уроке можно услышать несколько вариантов ответа. Так, при обсуждении пословицы «В зимний холод всякий молод» с помощью учителя учащиеся выясняют, что когда холодно на одном месте неподвижно не постоишь, поэтому люди, чтобы не замерзнуть, по улице идут быстро, прыгают, чтобы согреться, ожидая автобус на остановке.

      Такой, достаточно глубокий анализ помогает активизировать учебную деятельность младших школьников.

      Как способ установления межпредметных  связей предлагаем использовать «Толковый  словарь». Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматривается на уроках чтения и естествознания.

      Межпредметные связи будут активизировать учебную  деятельность младших школьников, если перед экскурсией на природу подобрать  стихотворения, дать их детям заучить, и по ходу занятия зачитывать их. Стихи помогают учащимся дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения.

      Повышению познавательной активности младших  школьников на экскурсиях служат дидактические  игры, например «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнения увиденного и на воспроизведения в памяти того, что было. Таким же образом можно познакомить детей и с живой природой, с пернатым населением, научить отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. 
 
 
 

      2.3 Общность мотивов  учебной деятельности  у младших дошкольников 

      Межпредметные  связи естествознания и чтения будут  активизировать учебную деятельность младших школьников, если сформирована общность мотивов учебной деятельности.

      Общность мотивов учебной деятельности младших школьников рекомендуется формировать с помощью следующих методов: проблемное изложение знаний; дискуссия; комментированные упражнения; создание атмосферы коллективной познавательной деятельности на уроке и индивидуализации обучения; формирование стимулов к учению; использование наглядных, технических средств обучения.

      Суть  метода постановки проблемы или создание проблемной ситуации заключается в  представлении учебного материала  в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема, сразу «зажигает» их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.

      Дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

      Дискуссию целесообразно использовать в том  случае, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятельности  в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Однако начинать проводить мини-дискуссии и создавать условия для осознания учащимися необходимости соблюдения ее требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, т.е. выработать два качества:

  • не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т.е. научиться не обижаться на замечания;
  • доказывать правильность своего мнения не криком, оскорбительными интонациями и словами, а фактами и примерами.

      Метод выравнивание вокруг учебного материала  игрового приключенческого сюжета –  это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных  учебных действий. В последние  годы учителя все чаще пытаются обогатить  и разнообразить учебное содержание урока, используя именно этот прием.

      Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного  интереса у учащихся играет подбор образного, яркого. Занимательного учебного материала и добавление его к  общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, активизирует учебную деятельность и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

      Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например в курсу естествознания это могут быть примеры типа «явления природы в сказках» и др. Подбор занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры (межпредметная связь).

      Занимательность может быть построена и на создании ситуации эмоционального переживания  через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

      Прием взаимных заданий способствует быстрейшему  развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте или другими одноклассниками. Задания, полученные от соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот прием помогает учителю достичь сразу нескольких целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности; во-вторых, они включаются в творческую деятельность: в-третьих, проверяется домашнее задание, интерес к которому резко повышается.

      Дальнейшим  развитием приема взаимных заданий выступает прием обсуждения взаимных заданий.

      Временная работа в группах считается в  течение последнего десятилетия  одним из наиболее перспективных  методов обучения. Он представляет собой работу учащихся в составе  групп по выполнению небольших учебных  заданий. Разбивка класса производится оперативно, на ограниченное время. Перед группами ставятся задачи «промежуточного» характера, т.е. готовящие почву для следующего этапа учебного процесса. Такими заданиями могут быть:

  • обмен идеями, собственным опытом;
  • выработка правил;
  • обмен сведениями и быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников;
  • решение, что делать дальше, выбор варианта продолжения урока;
  • постановка вопросов, проблем для предстоящего обсуждения;
  • выявление и обсуждение разногласий и расхождений;
  • проведение «мозговой атаки»;
  • подготовка общеклассной дискуссии;
  • пересмотр и переформулирование целей дискуссии, зашедшей в тупик;
  • выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.

      Создание  креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б. Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод выступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся представляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность.

      Особенность этого метода является его постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, обсуждая любые проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рассказ или объяснение будут «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска.(29)

      При разработке уроков следует использовать средства активизации учебной деятельности.

      Урок  по теме «Зима» проводится во втором классе.

      Для обсуждения представлены два разнохарактерных произведения по теме «Зима»: С. Есенина  «Заметает пурга…» и Ф. Тютчева  «Чародейкою-зимою…». Учитель вместе с учениками в конце урока  обсуждают понравившееся ученикам произведение, используя специальные карточки для самоанализа.

      На  уроке создается атмосфера сотрудничества и поиска, побуждающая к диалогу. Через слово происходит формирование у детей поэтического вкуса и  образного мышления.

      Вопросы для вводной беседы: Какое сейчас время года? Сколько месяцев длится зима? Что вы можете сказать о состоянии деревьев и кустарников зимой? Кто видел как шел первый снег? (Он шел медленно, неторопливо. И все, что попадалось ему на пути, снег красил в белый цвет). Кто помнит, чем пахнет снег? (свежесть, холодом, сыростью, зимой). Какие вы видели снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие).

  • Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. Закройте глаза и представьте себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали ее в своем воображении. Теперь возьмите ручку и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.
  • Ребята, хотите отправиться в путешествие в зимний лес? Закройте глаза. Кто из вас что-нибудь увидел или услышал в лесу? (Рекомендуем музыкальную пьесу И.С. Баха «Шутка» в грамзаписи).
  • Что вы увидели и услышали в лесу?

Информация о работе Межпредметные связи естествознания и чтения как средство активизации учебной деятельности младших школьников