Методика интенсивного обучения на уроках немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе элементы интенсивного обучения будут рассматриваться как средство повышения эффективности обучения иностранному языку.

Эффективность – это отношение достигнутого результата по тому или иному критерию к максимально достижимому или заранее запланированному результату.

Содержание

Введение.

I. Теоретическая часть.

1. Краткий обзор существующих систем интенсивной методики.

2. Принципы интенсивного обучения.

2.1. Активизация учебной деятельности;

2.2. Принцип коллективного взаимодействия;

2.3. Объем усваиваемого материала в плане его концентрированности;

2.4. Личностно-ориентированное общение;

2.5. Сознательное усвоение языка при обучении общению;

2.6. Количество и вариативность приемов/ упражнений;

2.7. Плотность общения;

2.8. Коммуникативная обстановка на занятии.

3. Пути повышения эффективности учебного процесса.

4. Работа над полилогом

4.1. I предъявление – «введение в ситуацию»;

4.2. II предъявление – «дешифровка материала»;

4.3. III предъявление – «активный сеанс»;

4.4. IV предъявление – «музыкальный сеанс»

5. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.

6. Приемы, используемые в интенсивной методике.

7. Учебные тексты.



II. Практическая часть.

Заключение.

Библиография.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Игры, которые проводились на практике, заинтересовали ребят. Об этом свидетельствует и анкета, проведенная с ними после очередной игры, а также успеваемость учащихся, которая заметно повысилась после проведения подобных игр. Но не все учащиеся были заинтересованы, поэтому, по моему мнению, нужно было наряду с проведением ролевых игр осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся в отдельности.

 

ТАБЛИЦА

УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ГОС.  ПРАКТИКИ

 

Имя, фамилия

29.

01.

31 01.

3. 02.

3. 02.

5. 02.

7. 02.

10. 02.

12. 02.

14.02.

16.02.

19.02.

21.02.

общ.

оц-ка

Марина Т.

5

5

5

 

5

5

 

5

4

5

4

5

4,7

Саша З.

5

5

5

 

5

5

 

5

5

 

4

5

4,9

Лев А.

3

 

3

 

4

2

3

3

4

 

3

3

3,1

Света М.

4

 

4

4

4

3

5

4

4

4

 

5

4,1

Наташа Б.

4

4

5

 

5

4

4

5

5

4

 

4

4,4

Катя Г.

3

 

4

4

4

4

5

5

4

 

4

5

4,2

Настя К.

4

4

4

 

5

3

4

4

5

4

 

5

4,2

 

 

Таким образом, средняя оценка составляет в 8 «В» классе – 4.23,  а в 8 «А» - 3. 89 баллов, что свидетельствует о возможном влиянии методов интенсивной методики на учебный процесс.

 

 

 

Вывод по практической части

 

Таким образом, в течение практики были использованы ролевые игры и проверено их влияние на учебный процесс. Можно сделать вывод, что ролевые игры поддерживают интерес учащихся к учебе, поднимают мотивацию к учению. К концу практики учащиеся показали хороший уровень знаний.

Ко всему нужно добавить, что для полного рассмотрения влияния ролевых игр на эффективность учебного процесса не хватало времени.

В процессе проведения игр учащиеся показывали хороший уровень овладения лексикой, старались грамматически правильно строить предложения, высказывать свое мнение по данной проблеме, но с использованием опор, вели диалоги, полилоги.

Очень хорошо, что и в материал учебника авторы включили в речевой блок ролевые игры и полилоги, работа над которыми велась либо интенсивным путем, либо с использованием элементов  интенсивной методики.

Таким образом, можно констатировать, что использование подобных приемов работы позволяет восполнить некоторые пробелы в их владении произношением, лексикой, структурой предложения, способствуя повышению речевой активности школьников, их мобилизации, дает им большую уверенность в себе.

Если бы работа с ролевыми играми велась весь учебный год, то в конце учебы, на основе всех проведенных ролевых игр, мог бы быть составлен сценарий, в котором упоминались бы все проведенные с учащимися  игры. Можно было бы также составить маленький разговорник учащегося, который мог бы стать проектной работой в конце курса.

Можно сделать вывод, что возникшее противоречие между количеством материала, который учащиеся должны были усвоить, и нехваткой учебных часов мешало полному рассмотрению влияния ролевых игр на эффективность учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интенсивное обучение сравнительно недавно вошло в методическую «шкатулку» учителя, но уже получило широкое распространение в педагогических кругах. В данной работе рассматривалось использование методики интенсивного обучения на практике и ее эффективность. Было сделано предположение, что процесс обучения будет более эффективным, если  использовать элементы интенсивного обучения. В процессе работы проверялось, верно ли оно при помощи таких методов, как анкетирование, беседа с учителем, анализ продуктов деятельности учащихся. После того, как мною на практике была применена методика интенсивного обучения,  и, используя как критерии оценки вышеуказанные методы, можно сказать, что интенсив действительно оказывает положительное влияние на эффективность учебного процесса.

Такие формы интенсивной методики, как диалоги, полилоги, ролевые и деловые игры приветствуются современными педагогами. Они помогают решить задачу реплики и превращения ее в микродиалог.

В теоретической части работы раскрываются такие понятия как интенсивное обучение,  эффективность, рассказывается о некоторых формах интенсива, о необходимом оборудовании на уроке иностранного языка, о принципах интенсивного обучения, о некоторых путях достижения эффективности урока, приемах, используемых в интенсивной методике и т.д. Были описаны условия правильного применения на уроке двух приемов интенсивного обучения : полилога и ролевой игры. Полилог -  форма говорения, адекватная общению в коллективе. Полилогу свойственны те же лингвистические и психологические особенности, что и диалогу. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы драматизации, включая ролевые игры, в которых принимают участие большое количество учащихся.

Прием ролевой игры сравнительно недавно вошел в методический арсенал средней школы. Ролевая игра не имеет в своей основе цельного текста. Для ее осуществления предлагается общий сюжетный ход, распределяются и намечаются их коммуникативные намерения.

В современной методике используются следующие разновидности ролевой игры: сказочного характера, бытового содержания, мировоззренческого содержания.

Успешное проведение ролевой игры предполагает четкую подготовку и организацию, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Учитель должен помнить, что его главная задача состоит в том, чтобы открывать возможности для активной речевой деятельности учащихся.

Важное место на уроке занимает знание и првильное применение принципов интенсивной  методики : активизация учебной деятельности, принцип коллективного взаимодействия, объем усваиваемого материала, личностно-ориентированное общение, сознательное усвоение языка, количество и вариативность приемов, плотность общения и коммуникативная обстановка на занятии. Использование интенсивного обучения на уроке иностранного языка требует от учителя хорошей подготовленности и знаний.

В практической части работы были разработаны и апробированы на уроках иностранного языка, проходящих в 8 «В» классе на базе школы №3, такие приемы интенсивной методики как  ролевые игры, приводится беседа с учителем и анкетирование с учащимися. Указаны фрагменты уроков с использованием ролевой игры. Нужно заметить, что ролевые игры приветствуются учащимися и выполняются ими с удовольствием.

История методики преподавания иностранных языков по существу является историей методов обучения, находящихся в состоянии непримиримого соперничества или пребывающих в состоянии мирного сосуществования. И главным соперником в методическом «багаже» преподавателя иностранного языка в настоящее время становится методика интенсивного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Бим И.Л. Методика обучения иностранному языку и проблемы школьного учебника// Русский язык. – 1997. - №5. – стр. 9 – 13.

2.      Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе// Иностранные языки в школе. – 1989. №2. – стр. 69 – 75.

3.      Денисова Л.Г. Интенсивная методика во внеклассных занятиях в школе// Иностранные языки в школе. – 1989. - №3. – стр. 60 – 65.

4.      Денисова Л.Г., Мезенин С.М. Английский язык. Книга для учителя к пробному учебному пособию для 10 класса. Интенсиный курс. – М., Просвещение, 1994.

5.      Игнатова Т.Н. Английский язык. Интенсивный курс. – М., Высшая школа,1998.

6.      Китайгородская Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранному языку.// Иностранные языки в школе. – 1988. - №6. – стр. 3 – 8.

7.      Методические рекомендации по овладению методикой интенсивного обучения немецкому языку.

8.      Миролюбов А.А. Обучение иностранному языку в свете реформы школы// Иностранные языки в школе. – 1986. - №2. – стр. 3 – 10.

9.      Смирнова Т.Н. Немецкий язык: Учебник для неязыковых ВУЗов. Интенсивный курс. – М., Высшая школа, 1994

10. Филлипов В.Н., Карасева В.Г. Английский язык. Книга для учителя к пробному учебному пособию для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 1993.

 

Защита выпускной квалификационной работы

Уважаемый председатель и члены государственной комиссии, вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: Элементы интенсивной методики для повышения эффективности на уроке иностранного языка».

В настоящее время овладение иностранным языком занимает важное место, так как он является средством международного общения. Именно поэтому некоторые специалисты начали использовать в своей работе методику интенсива. Существует проблема как использовать элементы интенсивного обучения, чтобы повысить эффективность учебного процесса. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что существует необходимость повышения эффективности учебного процесса именно в овладении  иностранным языком при помощи методики интенсивного обучения.  Большое распространение методике интенсивного обучения дал болгарский психотерапевт Г. Лозанов, который в своих работах выдвинул идеи, направленные на выявление и мобилизацию творческого потенциала учащихся в процессе обучения. Данная методика получила широкое распространение в таких странах мира, как Россия, Канада, Вьетнам, Австрия, США и другие.  Вопрос интенсивной методики рассматривается в работах Г.А. Китайгородской, Т.И. Капитонова, А.Н. Щукина, В.В. Петрусинского, И.А. Зимней и других.

Суть интенсивного обучения состоит в том, что обучение языку ведется в процессе непосредственного общения в игровых формах на основе максимальной интеллектуальной и эмоциональной речевой  активности группы обучаемых и преподавателя. Методика интенсивного обучения решает задачу общения на иностранном языке и опирается на неиспользуемые обычно в обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся.

В моей работе элементы интенсивного обучения будут рассматриваться как средство повышения эффективности обучения иностранному языку.

Эффективность – это отношение достигнутого результата по тому или иному критерию к максимально достижимому или заранее запланированному результату.  Существует два критерия  эффективности:

1.      продуктивность

2.      удовлетворенность трудом.

На опыте доказано, что эффективность обучения будет достигнута только в том случае, если в процессе обучения будет происходить содействие каждого члена группы развитию друг друга, что может выполняться только при условии совместной деятельности.

Целью работы является проследить повышение эффективности процесса обучения при использовании интенсивной методики.

Объектом работы является учебный процесс, предметом – использование  элементов интенсивного обучения.

Гипотеза – процесс овладения иностранным языком будет более эффективным, если использовать элементы интенсивного обучения.

Задачи работы:

1.      изучить сущность интенсивной методики обучения и отследить ее эффективность;

2.      апробировать на практике отдельные элементы методики интенсивного обучения;

3.      сделать подборку различных приемов интенсивного обучения.

Для выявления эффективности использования приемов интенсива на уроках иностранного языка были использованы такие методы, как анкетирование школьников, беседа с учителем, наблюдение за учебной деятельностью школьников и обучающей деятельностью учителя.

В теоретической части моей работы упомянуты некоторые существующие системы интенсивной методики, рассмотрены наиболее главные принципы интенсивного обучения (активизация учебной деятельности, принцип коллективного взаимодействия, объем усваемого материала, личностно-ориентированное общение, сознательное усвоение языка при обучении общению, количество и вариативность приемов, упражнений, плотность общения, коммуникативная обстановка на занятии), проработаны некоторые пути повышения эффективности учебного процесса, описано правильное применение на уроке иностранного языка полилога и ролевой игры, как эффективные приемы обучению говорению, указаны приемы, используемые в интенсивной методике.

Изучив уже существующие системы методики, принципы интенсивного обучения и приемы, используемые в интенсивной методике, дают основания применять на практике элементы интенсива как средство повышения эффективности учебного процесса.

Информация о работе Методика интенсивного обучения на уроках немецкого языка