Методика интенсивного обучения на уроках немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе элементы интенсивного обучения будут рассматриваться как средство повышения эффективности обучения иностранному языку.

Эффективность – это отношение достигнутого результата по тому или иному критерию к максимально достижимому или заранее запланированному результату.

Содержание

Введение.

I. Теоретическая часть.

1. Краткий обзор существующих систем интенсивной методики.

2. Принципы интенсивного обучения.

2.1. Активизация учебной деятельности;

2.2. Принцип коллективного взаимодействия;

2.3. Объем усваиваемого материала в плане его концентрированности;

2.4. Личностно-ориентированное общение;

2.5. Сознательное усвоение языка при обучении общению;

2.6. Количество и вариативность приемов/ упражнений;

2.7. Плотность общения;

2.8. Коммуникативная обстановка на занятии.

3. Пути повышения эффективности учебного процесса.

4. Работа над полилогом

4.1. I предъявление – «введение в ситуацию»;

4.2. II предъявление – «дешифровка материала»;

4.3. III предъявление – «активный сеанс»;

4.4. IV предъявление – «музыкальный сеанс»

5. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.

6. Приемы, используемые в интенсивной методике.

7. Учебные тексты.



II. Практическая часть.

Заключение.

Библиография.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)


План

Введение.

I. Теоретическая часть.

1.  Краткий обзор существующих систем интенсивной методики.

2.  Принципы интенсивного обучения.

2.1.               Активизация учебной деятельности;

    2.2.     Принцип коллективного взаимодействия;

    2.3. Объем усваиваемого материала в плане его концентрированности;

2.4.              Личностно-ориентированное общение;

2.5.              Сознательное усвоение языка при обучении общению;

2.6.              Количество и вариативность приемов/ упражнений;

2.7.              Плотность общения;

2.8.              Коммуникативная обстановка на занятии.

3.              Пути повышения эффективности учебного процесса.

4.              Работа над полилогом

    4.1.    I предъявление – «введение в ситуацию»;

4.2.                 II предъявление – «дешифровка материала»;

4.3.                 III предъявление – «активный сеанс»;

4.4.                 IV предъявление – «музыкальный сеанс»

5.    Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.

6.    Приемы, используемые в интенсивной методике.

7.    Учебные тексты.

 

II. Практическая часть.

Заключение.

Библиография.

Приложение.

Введение.

 

    В последние годы некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, иногда склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, не всегда эффективно стимулируют познавательную деятельность учащихся и не открывают простора для методического творчества. Вряд ли можно согласиться с этим, так как при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых  шла речь выше, передовые учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников.

    Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. Так, в школах некоторые учителя пробуют проводить, например, уроки-состязания, когда наиболее успевающие учащиеся состязаются с учителем в решении задач по математике, физике или химии, остальные же в это время заняты выполнением самостоятельной работы.

    Некоторые учителя практикуют уроки-конкурсы по литературе, родному или иностранному языкам, на которых учащиеся демонстрируют свое знание изучаемого материала, умение рассказывать, выразительно читать стихи.

    В ряде школ используют уроки-игры, уроки с мини-дискуссиями и т.д.

    Некоторые специалисты уже начали использовать в своей работе методику интенсива. Очень жаль, что бюджет наших школ не располагает нужными средствами для полного и правильного использования и применения методики интенсива.

Большое распространение методике интенсивного обучения дал болгарский психотерапевт Г. Лозанов, который в своих работах выдвинул идеи, направленные на выявление и мобилизацию творческого потенциала учащихся в процессе обучения. Данная методика получила широкое распространение в таких странах мира, как Россия, Канада, Вьетнам, Австрия, США и другие. Вопрос интенсивного обучения рассматривается в работах Г.А. Китайгородской, Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин. Важно, чтобы вся учебная деятельность протекала в обстановке непосредственного общения.

    Суть интенсивного обучения состоит в том, что обучение языку ведется в процессе непосредственного устного общения в игровых формах на основе максимальной интеллектуальной и эмоциональной речевой активности группы обучаемых и преподавателя. Методика интенсивного обучения решает, прежде всего, задачу общения на иностранном языке и опирается на неиспользуемые обычно в обучении психологические резервы личности и деятельность учащихся.

    В данной работе элементы интенсивного обучения будут рассматриваться как средство повышения эффективности обучения иностранному языку.

    Эффективность – это отношение достигнутого результата по тому или иному критерию к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Существует два критерия эффективности:

1.      продуктивность

2.      удовлетворенность трудом

последнее понимается как психологическое состояние,  вызванное соотношением определенных притязаний субъекта трудовой деятельности и возможностью их осуществления.

    На опыте доказано, что эффективность обучения будет достигнута только в том случае, если в процессе обучения будет происходить содействие каждого члена группы развитию друг друга, что может выполняться только при условии совместной деятельности.

    Целью данной работы является проследить повышение эффективности процесса обучения при использовании элементов интенсивного обучения.

Объектом работы является учебный процесс, предметом – использование элементов  интенсивного обучения.

    Гипотеза – процесс овладения иностранным языком будет более эффективным, если использовать элементы интенсивного обучения.

Задачами работы являются:

1.      изучить сущность интенсивной методики обучения и отследить ее эффективность;

2.      апробировать на практике отдельные элементы методики интенсивного обучения;

3.      сделать подборку различных приемов интенсивного обучения.

   

    Для выявления эффективности использования приемов интенсива на уроках иностранного языка были использованы такие методы, как анкетирование школьников, беседа с учителем, наблюдение за деятельностью школьников и педагога.

 

1.

    Как известно, одним из решающих факторов интенсификации обучения иностранным языкам является повышение языкового уровня преподавателей, которые призваны закладывать фундамент языковых знаний учащихся на этапе школьного обучения. Средняя школа – первый и наиболее важный этап в формировании будущего специалиста, потому что в ней закладываются все основы тех базовых знаний, в которых формируются мировоззренческие позиции личности, развиваются такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность,  творческая активность и многие другие.

    В последние годы многие педагоги и психологи занимаются изучением интенсивного обучения и его влиянием на учебный процесс. Интенсивное обучение рассматривается как реализующееся в различных методических системах направление (И.Ю. Шихтер, В.В. Петрусинский, Г.А. Китайгородская и другие). При интенсивном обучении развиваются действующие и создаются новые методические системы. Модель интенсивного обучения иностранным языкам создавалась преимущественно для взрослых, но в дальнейшем в результате практики стало понятно, что интенсивное обучение возможно и для студентов неязыковых ВУЗов, педагогических и технических институтов, а главное и для учащихся.

    Фундаментом для построения ряда методических систем интенсивного обучения иностранным языкам послужили работы Георгия Лозанова, в которых выявляются дальнейшие резервы повышения эффективности обучения иностранным языкам.

    На современном этапе развития интенсивного обучения стало возможным создание методических систем, которые могли бы обеспечивать  владение иноязычным общением в рамках единого подхода, за счет полного использования интенсивного курса при обучении. Данную идею поддерживал и разрабатывал И.Ю. Шихтер. В своих работах он разработал три цикла обучения иностранному языку специалистов. Данные три цикла можно назвать этапами в обучении иностранному языку. Данная система обучения очень хорошо выполняет поэтапность обучения от первичных речевых умений и навыков до полученного желаемого результата в профессионально ориентированной деятельности.

    Важным было бы упомянуть и такое направление в интенсивном обучении, как методическая система интенсивного обучения различным предметам, которая функционирует при помощи технических обучающих устройств. Она предполагает минимальное участие педагога. В этом состоит ее главное отличие от всех других существующих систем интенсивного обучения. Данная система интенсивного обучения называется суггестокибернетический интегральный метод В.В. Петрусинского.

    Таким образом, мы видим, что есть очень много различных путей включения интенсивного обучения в учебный процесс. Но следует отметить, что применительно к средней школе можно говорить о включении элементов интенсивного обучения, имея ввиду их качественные характеристики. Одним из отличительных признаков интенсивных методов обучения иностранным языкам являются концентрированность учебных занятий: от 10 часов в неделю – полуинтенсивный курс, до 20 часов в неделю – умеренно интенсивный курс, 7-9 часов в учебный день – сверхинтенсивный курс (Зимняя И.А. «Психологические особенности пролонгированного интенсивного обучения иностранному языку взрослых-специалистов//Сб. научных трудов. – М., 1982), а также краткие сроки обучения (от нескольких недель до нескольких месяцев). Возможно, что эти параметры не соответствуют условиям обучения в средней школе, где сетка часов, как правило,  не превышает 1-6 часов  в неделю, а обучение длится от 7 до11 лет.

    Но опыт свидетельствует о возможности и эффективности использования элементов интенсивного обучения, а именно определенного набора его качественных характеристик в условиях средней школы. Есть свои преимущества интенсифицированности обучения иностранным языкам в средней школе. При существующей в настоящее время системе обучения ученик продолжительное время не может пользоваться языком как средством общения из-за дефицита языковых средств (в первую очередь грамматических), а также из-за ориентации обучения на овладение языковыми средствами, а не на обучение общению. В первые годы обучения это находит выражение в большом количестве некоммуникативных механических упражнений, в небольших количестве речевых упражнений, которые носят репродуктивный, а не продуктивный характер, в низкой информативности текстов, которые не соответствуют интересам детей 8-11-летнего возраста. В этот период ученик воспроизводит, в основном, готовые образы речи, и общение на изучаемом языке искусственно ограничивается его бедными языковыми возможностями. Лишь на продвинутом этапе учащиеся приобретают ограниченную возможность общаться. Однако, как свидетельствует опыт, привычка длительное время говорить, слушать, читать не то, что интересно и хочется, а то, что можешь, снижает мотивацию, и коммуникативные способности не развиваются в должной мере и уровень владения языком у большинства учащихся является весьма низким и не обеспечивает возможности общения на нем.

    Применительно к средней школе речь может идти только о качественных параметрах. В этом случае следует говорить не об интенсивном обучении как таковом, а об интенсифицированности обучения. Это означает такое обучение, «при котором достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах учащегося и учителя» (Блинов В.М., Краевский В.В. «Об интенсификации обучения иностранному языку на начальном этапе»// Г.А. Китайгородская « Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1986. – с.7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

    В литературе приводится большое количество принципов интенсивности обучения. Изучение, анализ и практическая проверка их эффективности дают основание считать возможным и целесообразным внедрение в среднюю школу следующих принципов интенсифицированности обучения:

-                           активизация учебной деятельности (Г.А. Китайгородская), в том числе и коммуникативная активность (Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин);

-                           принцип коллективного взаимодействия (Г.А. Китайгородская);

-                           личностно-ориентированное общение (Г.А. Китайгородская);

-                           объем усваиваемого материала в плане его концентрированности (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская);

-                           сознательное усвоение языка при обучении общению (А.А. Леонтьев);

-                           количество и вариативность приемов/упражнений (И.А. Зимняя);

-                           плотность общения (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя);

-                           коммуникативная обстановка на занятии (И.И. Самсонова).

    В данной работе мы рассмотрим все принципы интенсивности обучения.

2.1.           Активизация учебной деятельности, в том числе и коммуникативная активность. Данный принцип подразумевает активное участие школьников в учебном процессе, поэтому он должен быть интересным для них и мотивированным. При интенсивном обучении важно, чтобы вся выполняемая на уроках деятельность осуществлялась в процессе непосредственного общения. Групповое взаимодействие обучающихся, направленное на решение учебной задачи, стимулирует его активность, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в результате деятельности. В этой связи главными должны быть творческие  виды работы, требующие совместного поиска решения поставленной задачи. Большую роль играет игра.  Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Использование игровых форм является отличительной чертой интенсивных методов обучения. Активизация деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который и создает ту обстановку сотрудничества, соревнования, доброжелательности и взаимопонимания на уроке. Преподаватель служит движущей силой учебного общения и от него зависит, насколько ученик реализует свои коммуникативные способности.

Информация о работе Методика интенсивного обучения на уроках немецкого языка