Методика интенсивного обучения на уроках немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе элементы интенсивного обучения будут рассматриваться как средство повышения эффективности обучения иностранному языку.

Эффективность – это отношение достигнутого результата по тому или иному критерию к максимально достижимому или заранее запланированному результату.

Содержание

Введение.

I. Теоретическая часть.

1. Краткий обзор существующих систем интенсивной методики.

2. Принципы интенсивного обучения.

2.1. Активизация учебной деятельности;

2.2. Принцип коллективного взаимодействия;

2.3. Объем усваиваемого материала в плане его концентрированности;

2.4. Личностно-ориентированное общение;

2.5. Сознательное усвоение языка при обучении общению;

2.6. Количество и вариативность приемов/ упражнений;

2.7. Плотность общения;

2.8. Коммуникативная обстановка на занятии.

3. Пути повышения эффективности учебного процесса.

4. Работа над полилогом

4.1. I предъявление – «введение в ситуацию»;

4.2. II предъявление – «дешифровка материала»;

4.3. III предъявление – «активный сеанс»;

4.4. IV предъявление – «музыкальный сеанс»

5. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.

6. Приемы, используемые в интенсивной методике.

7. Учебные тексты.



II. Практическая часть.

Заключение.

Библиография.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

2.2.           Принцип коллективного взаимодействия выражается в том, что учащиеся одного учебного коллектива выполняют заданную деятельность совместно, сообща решают разнообразные учебные задачи. С этой целью учащиеся объединяются в пары или группы или работают все вместе. Успех коллективного взаимодействия определяется психологической обстановкой, в которой приходится работать учащимся. Учитель должен обеспечить на уроке обстановку раскованности, непринужденности общения, свободу обмена мнениями. Всего скорее, что такую обстановку сможет обеспечить лишь тот преподаватель, который сумеет отказаться от своих позиций хозяина на уроке и который станет партнером, помогающим свободному взаимодействию учащихся на уроке.

2.3.           Личностно-ориентированное общение переходит в личностно-мотивированный процесс в том случае, если учащийся не имитирует речевую деятельность, а творчески ее организует. Ученик может полно раскрыть свое «я», если он выступает не только в роли ученика, но и в других свойственных ему социальных ролях. Для этого важно, чтобы учитель был в курсе жизни своих учеников, знал о наиболее важных и значимых событиях, которые с ними произошли. Необходимо также изучить интересы каждого ученика и учитывать их при организации общения. Учет интересов обучающихся создает мотивацию, стимулирует активность, позволяет ученику наиболее полно раскрыть себя. Кроме свойственных ученику в  реальной жизни ролей, в интенсивных методиках широко используются и несвойственные ему роли. Эти роли он исполняет, участвуя в ролевой игре. При выборе роли необходимо учитывать личностные свойства и психологические особенности учащихся. Удачно выбранная роль поможет ученику наиболее ярко раскрыть свой творческий потенциал, даст ему удовлетворение.

2.4.           Объем усваиваемого материала должен быть достаточным для осуществления общения в рамках, предусмотренных на конкретный период обучения. Следует особо подчеркнуть целесообразность концентрации языкового материала, а в первую очередь грамматического, в начале обучения. Это создает необходимые условия для естественности общения детей на уроке. На практике показано, что, возможно, одновременно вводить достаточно большой объем материала при условии, что этот материал будет объединен  в определенную систему и будет предусмотрен достаточно большой период его закрепления. При введении лексики количество слов, вводимых одновременно, также может быть достаточно велико (10-20 слов). Важно, чтобы они были объединены какой-либо одной темой.

2.5.           Сознательное усвоение языка при обучении общению означает, что языковые средства употребляются в различных речевых ситуациях, при этом не малую роль играет понимание текста. При выполнении данного принципа осуществляется переход от частного к общему и, наоборот, от общего к частному. Таким образом, сначала новый лексико-грамматический материал включается в связный диалог, усваивается и воспроизводится в нем. Затем материал анализируется в рамках данного текста, преподаватель дает необходимые теоретические пояснения, делает обобщения. После этого выполняются упражнения тренировочного характера, и усвоенный материал используется в процессе свободного общения. В соответствии с этим выделяются два этапа учебного процесса: тренировка в общении и практика в общении.

2.6.           Количество и вариативность приемов или упражнений. Прочность усвоения языкового материала и свободное им пользование в процессе общения в первую очередь зависят от количества и разнообразия упражнений. Количество тренировочных упражнений, потребность в которых теперь не отрицается и разработчиками коммуникативного и интенсивного направлений, должно быть минимально необходимым. При этом их следует  разнообразить, включая разные анализаторы (слуховой, зрительный, моторный). Особое место в интенсивном обучении отводится работе с музыкой, песнями, стихами и наглядными пособиями, в первую очередь с картинками. Слушание стихотворений и особенно песен не только создает паузу для расслабления, отдыха, но и определенной позитивный настрой, а также включает работу над материалом урока, так как песни и стихи подбираются с таким расчетом, чтобы они соответствовали теме, и в них был предоставлен лексико-грамматический материал урока. Часто урок начинается именно со слушания песни/стихотворения обязательно в исполнении носителя языка. Затем учащиеся поют песню вместе с артистом.

2.7.           Плотность общения подразумевает «постоянную коммуникативную занятость в различных формах устного и письменного общения каждого обучаемого и каждую единицу учебного времени» (Зимняя И.А. «Психологические особенности пролонгированного интенсивного обучения иностранному языку взрослых специалистов» Методы интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1982. – Вып.6. – С.26. – М., 1982). Данный принцип близок принципу активности. Но он отличается от него тем, что главной в нем является идея постоянной и достаточно напряженной речемыслительной активности каждого обучающегося и непрерывность общения, т.е. тот факт, что все обучение осуществляется в процессе общения. Реализация данного принципа предъявляет особые требования к темпу урока, который должен быть достаточно быстрым. Медленная работа с постоянными паузами не может обеспечить постоянную занятость учащихся. Плотность общения обеспечивается также превосходством коллективных форм работы, во время которой все активно взаимодействуют со своими партнерами.  При организации группового и парного общения важно правильно подобрать партнеров с тем, чтобы у них был разный уровень информированности и чтобы один не подавлял другого. Преподавателю следует внимательно следить за организацией общения и при необходимости включаться в общение, активизируя более пассивного.

2.8.           Коммуникативная обстановка на занятии подразумевает создание установки на общение с самого начала урока, включение всех учащихся в общение, психологический комфорт, доступность предмета речи и интерес к нему. Следует подчеркнуть важность начала урока для создания установки на общение. Для создания и поддержания коммуникативной обстановки первостепенна роль преподавателя, который своим доброжелательным отношением, заинтересованностью стимулирует активность учащихся. Он же является творцом общения, предлагая интересные и увлекательные виды работы, высказывая глубокие мысли и побуждая к размышлению, поддерживая разнообразными приемами внимание и активность, чутко реагируя на реакцию учащихся.

 

    На практике было проверено, что имеющийся опыт включения элементов интенсивного обучения в преподавание иностранных языков в средней школе дает положительные результаты. Учащиеся работают с интересом, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются. Уже на первом году бучения они усваивают достаточно большое количество материала, коммуникабельны, активны, охотно взаимодействуют друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Все это обеспечивает эффективность обучения.(Иностранные языки в школе. – 1990., Вып.6, с. 9.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

    В наше время существует множество различных путей повышения эффективности учебного процесса. В этой работе мы сможем затронуть только некоторые из них: кабинет иностранных языков, специфика работы в режиме «ученик – ученик»,  разные организационные формы работы на уроке.

    Итак, работа в так называемой языковой лаборатории – одно из условий повышения интенсификации учебного процесса.

Кабинет иностранных языков в средней школе представляет собой хорошо оборудованное помещение, где могут проходить все виды занятий по иностранному языку: классные, внеклассные, кружковые, факультативные, на которых решаются практические, образовательные и воспитательные задачи обучения иностранным языкам.

    Оборудование кабинета составляют технические средства обучения(звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная аппаратура и лингафонные устройства), а также учебно-наглядные пособия (печатные: учебник, книга для учителя, книга для чтения; таблицы, картины, дидактические раздаточные материалы; аудиовизуальные: кинофильмы, видеофильмы, аудиозаписи) и т.д.

    Важнейшим компонентом кабинета является книжный фонд, предназначенный как для учителя (учебно-методическая и справочная литература), так и для учащихся ( книги для домашнего чтения, словари и т.д.). не маловажное значение имеет экспозиция (стенды страноведческого, тематического, юбилейного характера, рабочие стенды, карты страны изучаемого языка, портреты писателей), а также мебель и приспособления для хранения и экспонирования учебно-наглядных пособий.

    Технические средства обучения, и в частности лингафонное оборудование, являются важнейшим компонентом кабинета.  Работая в кабинете иностранного языка, оборудованном лингафонным устройством аудиоактивного типа, учащиеся получают возможность вслух проговаривать изучаемый материал, не мешая друг другу; работать в парах; слышать собственную речь в момент проговаривания и т.д.                           

     Следующий вариант достижения эффективности учебного процесса специфика работы в режиме «ученик – ученик». Работа в режиме «ученик – ученик» может рассматриваться в двух планах: в общедидактическом и методическом. В первом случае – это способ организации деятельности учащихся на уроке, во втором – это специальный методический прием, предназначенный для решения конкретной дидактической задачи.

    Работа в режиме «ученик – ученик» представляет собой процесс, в ходе которого учащиеся общаются друг с другом, помогают друг другу выполнить общую для них задачу. Поскольку работа в режиме «ученик – ученик» предполагает постоянное взаимодействие учащихся в процессе совместной деятельности, возникают отношения ответственной зависимости, когда успех или неудача в деятельности одного ученика сказывается на характере деятельности другого ученика. Такое тесное взаимодействие учащихся в общем процессе способствует повышению эффективности обучения, вырабатывает чувство ответственности каждого за свою работу, повышает общую активность всех учащихся класса.

    Этот режим работы имеет целый ряд особенностей по сравнению с индивидуальными и массовыми видами деятельности. Во время индивидуальной работы в единицу времени активен лишь один ученик, во время массовой – все ученики, но их деятельность основана лишь на самоконтроле. Работая в режиме «ученик – ученик», учащиеся попеременно выполняют функции «ученика» и «учителя». Они постоянно находятся в состоянии активной деятельности. В такой ситуации все учащиеся класса оказываются как бы в «центре ситуации вызова». В классе нет посторонних свидетелей ответов. Все учащиеся включены в активную работу, не допускающую отключений от общего процесса обучения.

    И третий путь повышения эффективности процесса обучения – разные организационные формы на уроке. Деятельность учащихся на уроке может иметь разные организационные формы:

-                           парная: все учащиеся класса, объединенные в пары, ведут диалоги;

-                           индивидуально-парная: учащиеся беседуют по поводу информации, которую каждый из них получил в процессе аудирования, просмотра видеофильма, чтения текста;

-                           групповая: все учащиеся класса получают информацию, а затем обсуждают ее содержание в микрогруппах, и кто-нибудь из учащихся делает выводы по тому, что сказали его товарищи.

Парная работа. Работа в парах представляет собой один из наиболее естественных видов речевой деятельности. Работа в парах имитирует процесс говорения и поэтому по своей структуре и характеру должна быть подобна процессу общения.

     В условиях классно-урочной системы деятельность учащихся при работе в парах должна быть организована, направлена, находится под постоянным контролем.

     Это достигается при помощи специальных упражнений для парной работы. При работе в парах одни из учеников выполняет задание, другой осуществляет контроль. На каждой стадии выполнения упражнения ученик знает, правильно ли он выполняет упражнение, так как его работа постоянно контролируется. Учащиеся работают в свойственном каждому из них темпе, обдумывают свои ответы, и в то же время они имеют возможность незамедлительно исправить ошибку, которую заметил товарищ. Существует множество подобных упражнений для работы учащихся в парах. Каждый учитель должен знать и владеть этими упражнениями.

Индивидуально-парная работа. Другой организационной формой работы, позволяющей интенсифицировать учебный процесс на уроке иностранного языка, является индивидуально-парная работа. Этим термином называется такой вид деятельности учащихся, при котором каждый школьник и все одновременно получают новую информацию, просматривая кинофильмы, видеофильмы или прослушивая текст для аудирования, а затем, разбившись на пары, ведут беседу по поводу полученной информации, выясняют, о чем шла речь, где происходило действие, что думает собеседник об увиденном или услышанном, как он относится к полученной информации. Индивидуально-парная работа может быть организована и в связи с текстом, прочитанным дома или в классе.     Преимуществом такой работы по сравнению с фронтальной заключается в том, что активной деятельностью заняты все учащиеся класса одновременно. Они все вместе получают одну и ту же информацию, находясь в одинаковых условиях.

     Индивидуально-парная работа является эффективным средством обучения как монологической, так и диалогической речи учащихся на иностранном языке. Предпосылкой для развития диалогической речи служит беседа в парах по карточкам, которую все учащиеся класса ведут одновременно. Образцом для монологической речи служит та информация, которую учащиеся предварительно получили, послушав текст, посмотрев видеофильм и т.д.

Групповая работа. Еще одной организационной формой работы, способствующей интенсификации учебного процесса на уроке иностранного языка, является групповая работа. Этот вид деятельности учащихся возможен как в обычном классе, не оборудованном лингафонным устройством, так и в кабинете иностранного языка, имеющем соответствующие лингафонные устройства.

    Для организации групповой работы необходимо иметь специальные дидактические раздаточные материалы с заданиями. Упражнения для работы в группах, включенные в эти материалы, позволят определить функции всех учеников, работающих в группе, выделить контролирующую и исполняющую части, обеспечить своевременную коррекцию, осуществить управление учебным процессом.

Информация о работе Методика интенсивного обучения на уроках немецкого языка