Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Для того чтобы человек  мог эффективно реализовать свои возможности и творческий потенциал, ему необходимо, по крайней мере, иметь представление о своих возможностях. Поэтому самопознание выступает когнитивной основой самореализации.

Приведите примеры  из собственного опыта, когда недостаток знаний о себе «сужал» возможности самореализации.

Но человек не только стремится реализовать то, что  он имеет, он стремится к развитию, расширению своего потенциала, чтобы  приобрести возможность самореализоваться на более высоком уровне, чтобы усилить весомость «вклада» в человечество. Путь к этому – саморазвитие.

Поскольку любое развитие человека осуществляется за счет его  собственных структур, а значит, может быть признано саморазвитием, необходимо уточнить это понятие. В контексте обсуждаемых вопросов, саморазвитие личности понимается как специфическая активность человека по изменению себя, которая предполагает:

– основанное на самопознании, своей жизненной философии, идеалах и ценностях определение целей и осознанное управление этим процессом со стороны самого субъекта саморазвития;

– самоорганизацию своего личностного образовательно-развивающего пространства (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев);

– в качестве результата позитивные изменения человека, проявляющиеся в том числе, в ценностно-смысловой сфере и самосознании, ведущие к эволюции целей и характера деятельности по саморазвитию.

Необходимое условие саморазвития – взаимодействие с собой, предметным миром и другими людьми. Взаимодействие с миром позволяет человеку не только актуализировать, реализовать накопленный потенциал, но и приобрести новый опыт, расширить свои возможности, получить эмоциональную поддержку. Взаимодействие с собой – это внутренний диалог, форма существования сознания, направленного на самого себя. Оно предполагает «встраивание» нового опыта в собственную картину мира, рефлексию, принятие и осмысление собственного опыта с позиции «Я–идеального» (личностного и профессионального) и «Я–высшего» (как части бесконечного мира), а также трансформацию представлений об этих «Я» через изменение или обогащение представлений о себе в мире и о мире в себе.

В процессе взаимодействия с миром и собой человек  накапливает опыт, позволяющий ему развиваться и формирующий его как субъекта саморазвития. К его основным аспектам можно отнести:

– опыт самопознания, самопонимания и самоопределения, предполагающий формирование, рефлексию и развитие образа себя, его когнитивных и эмоциональных компонентов, а также нахождение и осознание смыслов своей деятельности;

– опыт автономности и самостоятельности, что проявляется в свободе самовыражения, в отсутствии конформистской зависимости от мнения окружающих;

– опыт самоконтроля и самоуправления, реализации возможности быть руководителем самого себя;

– опыт самореализации, проявляющийся в созидании объектов материальной и духовной культуры или в полагании себя в форме личностных вкладов в других людях;

– опыт диалога как способа преодоления своего ограниченного «Я» и отождествления с общими глобальными ценностями.

Насколько эти  аспекты представлены в структуре  Вашего опыта? Какие аспекты опыта  выполняют базовую роль для накопления других?

Важнейшим условием, позволяющим  человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания, характеризующегося принятием себя, осознанием собственных идеалов и ценностей, стремлением к самореализации. По мере того, как человек познает себя, мир, других людей, развиваются различные стороны его личности, формируется его жизненная философия, осознается смысл жизни, своя общественная ценность, он достигает профессионального мастерства, творчески самореализуясь.

 

3. Амонашвили Ш.А. Идея школы Щетинина.

Первое, что  ошарашивает посетителей, — это  уникальные корпуса и дома. Не может  этого быть! Четыре года назад мальчишки и девчонки, ученики Щетинина, начали строить это маленькое государство в укромном месте, где были только лес и горы.

Теперь там  есть свой малый конференц-зал, хореографический зал, спортивная площадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока и другой продукции, баня, столярные мастерские, скважины для забора воды, швейный цех. Страна на подъёме.

Писать книги  о школе жизни – трудное дело. Всякие попытки применить научные способы системности оказываются несостоятельными.

Но если даже от Щетинина не останется потомству  ни одна книга, то всё равно, он открывает путь к восхождению педагогической мысли так же, как, не оставив ни одной книги, великий Витторио де Фельтре более чем 550 лет тому назад своей «Школой радости» дал импульс гуманной педагогической мысли; сила этого движения не иссякает до сегодняшних дней, не иссякнет и в будущем.

Щетинин со своими мыслями и делами есть исключение в нашем нынешнем образовательном мире, и он же норма будущего.

Говоря о  Щетинине, разумеется, имею в виду тех, кто также творит свои образовательные вариации на тему педагогики любви, педагогики гуманизма, педагогики души и сердца.

Что же происходит в Школе Щетинина?

В школе  Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей.

Здесь никто  не скажет, в каком он классе.

Нет здесь  уроков в том смысле, в тех проявлениях, как они сложились в массовом сознании и практике, нет звонков на урок, нет тем уроков.

Не ищите  здесь обычные школьные программы  и учебники, их тоже нет, таковыми становится что-то другое.

Не ищите  здесь педагогического коллектива со своими педсоветами и педагогическими объединениями, здесь каждый есть ученик в учителе, учитель в ученике.

Не надо ходить по корпусам, чтобы взглянуть, как  обустроены классные комнаты, кабинеты, считать количество компьютеров и тому подобное; вы не сможете восхититься всеми этими прелестями, которыми так кичатся обычные школы.

Не смотрите на детей, как на школьников, ибо, среди  них здесь учатся мыслить сердцем, решать умом, строить руками и всей жизнью.

Две недели поживи — и сделай выбор

Раньше здесь  были только лес и горы. Теперь среди них возвышается новый конференц-зал, кухня-столовая, пекарня, столярные мастерские. Четыре года назад ученики Михаила Петровича Щетинина начали строить своё маленькое детское государство, далёкое от суеты сегодняшнего дня.

Здесь не учат любви к Родине, помощи людям, умению учиться. Всё происходит, как бы, между прочим, просто проходит день за днём. И устремленность к цели, уважение к родовой памяти, отказ от злости, зависти, грубости, становятся частью детской натуры. Потому что каждый волен сделать свой выбор — остаться или уехать, ибо нарушать основы общины нельзя.

Существует  мнение, что Щетинин отрывает своих  воспитанников от всего остального мира и тем губит детские судьбы.

Действительно, он отрывает их от насилия и злобы, но тут же устанавливает единство со всемирным сообществом, для которого любовь к Родине, нравственная и духовная чистота, утверждение человека являются высшими ценностями.

Школа Щетинина — настоящая община, в самом  лучшем контексте этого понятия, в контексте российского исторического пути, российской социально-экономической и духовной культуры.

Именно общинность жизни становится камнем преткновения для многих в познании школы Щетинина.

Устремлённость  к цели, общие интересы и энтузиазм, преданность идеалам и любовь к ближнему, взаимоподдержка и взаимопомощь, высшая организованность, исключающая такие понятия, как нарушение дисциплины и правонарушение, возвышенное понимание чувства Родины, творческий, созидательный труд каждого, подчёркнутое уважение к родовой памяти, к предкам, к родителям, полный отход от дурных человеческих пристрастий — от курения и алкоголизма, от злости и тщеславия, от зависти и ненависти.

И всё это  исключительно только на основе добровольного  выбора каждого ученика. Здесь живут так: хочешь остаться — поживи сперва пару недель, сделай выбор, а потом — решай окончательно. Ибо, нарушать нравственно-духовные основы нельзя.

Иные наблюдатели  приходят в ужас: как же эти молодые  люди в дальнейшем смогут адаптироваться, перестраиваться, выживать в нашем злобном, некультурно-конкурентном, технократично устроенном обществе, если в них так много доверия, любви, чистоты; жалко детей — надо спасать их!

Иные же делают ошеломляющий вывод: это секта, иначе  почему они так преданы идеалам, духовно-нравственным ценностям, почему так любят своего предводителя, надо, чтобы всего этого не было, и тогда всё будет в порядке!

И никто из них не пытается понять, что учитель  и ученики просто строят свой дом, в котором им очень хорошо жить вместе, потому что фундамент крепкий.

И —  никаких нравоучений

Первое  основание, на котором держится щетининская педагогика, — нравственно-духовное развитие каждого. В этом — залог веры в Бога и забота о Родине.

Вера в Бога не афишируется, нет специальных  занятий по религии. Она растворена в самой жизни. Здесь живут, любя и уважая друг друга, трудятся на общее благо, учатся, чтобы учить других, творят красоту, чтобы радоваться самим и доставлять радость другим.

Нравственно-духовное развитие каждого, есть результат самого образа жизни, а не нравоучений и показов.

Примут в  школу, скажем, какого-то сорванца, с  которым не справилась целая группа наставников, — здесь он мигом становится сдержанным, а потом добрым и чутким, а дальше и добромыслящим, прекрасномыслящим.

Кто его воспитывает  и развивает? Как будто, никто. Но в действительности — все, так как каждый проявит в нему внимание, подарит любовь, поможет преуспеть во всех хороших делах. Что же этому сорванцу остается? Забыть сквернословие, погасить в себе зло, исполниться доверия.

Вера в Бога особо проявляется в некоторых уникальных качествах мышления щетининцев: они любят природу, они верят в родовую память и зов предков в речи, в духовной культуре, в традициях; историю воспринимают не как мёртвое прошлое, а как источник обретения истины.

В контексте духовности, историзма и родовой памяти зарождаются в сердцах молодых людей утончённое понимание патриотизма и любовь к Родине.

Любовь к  Родине есть не какое-нибудь абстрактное  понятие, которое, может быть, станет реальностью при особых обстоятельствах, а, что ни на есть, конкретика. Начиная с заботы о благоустройстве той части Родины, которая доверена им, и завершая накоплением духовных и физических сил для защиты её ценностей и просторов.

Что получают дети от такой нравственно-духовной основы жизни? Глаза каждого молодого человека светятся, на лице у каждого — внутреннее спокойствие и созидательная радость. Им хорошо!

Сперва  ты станешь учителем, потом – студентом и, наконец, учеником!

Ещё одна основа — это устремленность к познанию. То, что в обычных школах называется учением, здесь можно обозначить только устремлением к познанию. Всё, творимое в этой сфере, настолько необычно, что традиционная педагогика опровергает его с порога.

Однако, результаты действительно поразительные. Добровольно организованная разновозрастная группа «школьников» решает погрузиться на этот раз, скажем, в науку анатомия и физиология с основами цитологии и биохимии.

В это самое  время, другая, подобно же организованная группа, может погрузиться в науку органическая химия. Приезжают ведущие специалисты, профессора из Шуйского и Армавирского (или из других) вузов.

После выхода из погружения начинается период самоподготовки. Группа разбивается на подгруппы от двух до трёх-пяти человек, к ним идут на помощь, в качестве учителей и их помощников, те, кто уже сдал зачёты по данной науке и защитил право быть учителем.

У них уже  заготовлены все наглядные материалы, схемы, им уже известны учебники и информационные источники.

Маленькие группы находят укромные уголки в учебном  и других корпусах и с завидным упорством и интересом усваивают знания в полном объёме, заодно, со своей стороны, тоже нарабатывают наглядные материалы, чтобы, получив право быть учителем для других, достойно справиться с делом.

Быть учителем — право это святое, достойное. После того как в подгруппах завершится период самоподготовки, ребята идут на зачёты. Нам довелось быть на таких  зачетах по физиологии и химии.

Сидит перед  нами 11-летний Максим и рассказывает о химических реакциях в крови, о системе кровообращения; задавайте мне все вопросы, просит он, и не успокаивается, пока не разъяснит нам, как своим ученикам, суть сложных физиологических процессов.

Но, вот что ещё важно: говорит Максим о вопросах физиологии и цитологии, словно читает стихи, вроде, как любуется тем, как мудро природа сотворила всё в человеческом организме. Максим от специалистов получает зачет с высшим баллом.

Также сдают  Пётр (9 лет), Сергей (16 лет), Ярослав (8 лет), Татьяна (12 лет), Елена (16 лет), Антон (10 лет)... И когда каждый из них станет учителем в подгруппах, он ещё глубже освоит науку; помогая познавать другим, будет разъяснять себе физиологию в синтезе с химией.

Потом, опять придут профессора и примут экзамены на уровне вузовских программ. Вот так становится школьник студентом.

Базовым вузовским  образованием для всех считается  исторический факультет. Далее, любой может получить (и получает) второе и третье высшее образование. Много таких, которые учатся сразу в двух вузах, имеют два-три диплома.

В Армавирском  пединституте обучаются (студентами числятся) 134 человека, в Ростовском строительном университете — 34, а в архитектурном институте — 28, в Санкт-Петербургской академии физической культуры — 33.

Всего студентами разных вузов являются 229, плюс к  этому — 17 учатся в аспирантуре. Иностранные языки, биология, химия, математика, физика, география, культурология, психология, архитектура, строительство, физическая культура — таков набор специальностей будущих кандидатов, докторов наук, академиков...

Правило больших надежд

Информация о работе Лекции по "Педагогике"