Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
2. Содержание обучения есть конкретизация его цели, оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека и представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте. Содержание образования должно включать опыт познавательной деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления эмоциональных отношений.
3. Необходимо различать
форму и метод обучения. Форма
обучения отражает организацию
этого процесса, определяющуюся
количеством, степенью самостоя
Вопросы для самоконтроля
1. Какова сущность и функции обучения?
2. Охарактеризуйте обучение с точки зрения авторитарной и деятельностной парадигм.
3. Почему возникает проблема мотивации учения?
4. Что общего между воспитанием и обучением?
5. Подходы к формированию содержания образования. Представления о человеке, лежащие в основе каждого из них.
6. Из каких компонентов
складывается содержание
7. Охарактеризуйте содержание образования как пятиуровневую систему. Проблема сохранения содержания при переходе от уровня к уровню.
8. Назовите принципы отбора содержания образования и приведите примеры их реализации.
9. Охарактеризуйте достоинства и недостатки урока как формы обучения.
10. Охарактеризуйте
11. В чем отличие форм обучения от форм учебной работы?
12. Проведите сравнительный
анализ объяснительно-
13. Проведите анализ видов обучения с точки зрения реализации его функций.
14. Охарактеризуйте проблемное обучение, его сущность, достоинства, недостатки.
15. Что такое методы обучения? Как формируется целесообразная система методов?
16. Назовите и охарактеризуйте методы обучения, используемые в школе и в вузе.
17. Каковы требования к средствам обучения? (Продемонстрируйте их на примере учебника).
18. Сформулируйте основные проблемы контроля обучения и педагогической оценки.
19. Охарактеризуйте особенности обучения студентов в вузе.
20. Какую роль каждая из форм контроля выполняет в вузе?
21. Как часто в учебной деятельности Вами используется компьютер? Как бы Вы предпочли изучать настоящий учебный курс: по учебнику, с использованием автоматизированной обучающей программы или традиционным путем, предполагающим лекции и практические занятия? Почему?
Тестовые вопросы для самоконтроля
1. Развивающая функция обучения
а) реализуется с помощью особой организации познавательной деятельности ученика;
б) предполагает развитие отношений к изучаемому материалу;
в) связана с увеличением объема усваиваемого материала.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
2. Мотивация учения
а) включает различные мотивы;
б) зависит от организации педагогического процесса;
в) может быть основана на эмоциях, получении удовлетворения от процесса познания;
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
3. В отличие от объяснительно-
а) способствует формированию мотивации учения;
б) не формирует опыт творческой деятельности;
в) позволяет индивидуализировать процесс обучения.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
4. Знаниевый и технократический
подходы к содержанию образован
а) основаны на анализе всего социокультурного опыта человечества;
б) реализуют идею создания «человека–автомата»;
в) ориентированы на максимальный объем знаний и умений, передаваемых в школе.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
5. Этот документ, регламентирующий
содержание образования, содерж
а) базисный учебный план;
б) учебный план общеобразовательной школы;
в) типовая учебная программа;
г) рабочая программа.
6. Воспитательная функция обучения
а) предполагает отказ от передачи знаний, умений и навыков;
б) заменяет собой собственно воспитание;
в) имеет целью развитие умственных способностей.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
7. Процесс обучения
а) предполагает активность педагога и пассивность ученика;
б) как правило, начинается с абстрактного мышления ученика;
в) имеет основной целью формирование нравственных качеств ученика.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
8. В отличие от
а) способствует формированию мотивации учения;
б) не формирует опыт творческой деятельности;
в) позволяет индивидуализировать процесс обучения.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
9. Согласно культурологическому
подходу к содержанию образован
а) знания, умения и навыки;
б) все компоненты социального опыта;
в) опыт творческой деятельности.
г) Верны ответы а) и в).
д) Все ответы верны.
10. Установление межпредметных связей и их реализация в содержании образования
а) есть условие соблюдения принципа фундаментализации образования;
б) основа гуманитаризации образования;
в) осуществляется на третьем (уровень учебника) и последующих уровнях конструирования содержания образования.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
11. Образовательная функция обучения
а) предполагает развитие отношений к изучаемому материалу;
б) заменяет собой собственно образование;
в) имеет целью развитие умственных способностей.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
12. В отличие от воспитания, процесс обучения
а) более глубоко теоретически разработан;
б) характеризуется отдаленностью результатов от момента осуществления процесса;
в) предполагает совместную деятельность, общение людей.
г) Верны ответы а) и в).
д) Нет верного ответа.
13. Программированное
обучение успешно решает
а) формирования интеллектуально-побуждающих мотивов учения;
б) формирования опыта творческой деятельности;
в) развития самостоятельности учения.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
14. Гуманитаризация образования осуществляется путем:
а) введения гуманитарных учебных дисциплин;
б) расширения гуманитарного аспекта всех дисциплин;
в) улучшения качества преподавания гуманитарных предметов.
г) Верны ответы а) и б).
д) Все ответы верны.
15. Этот документ, регламентирующий
содержание образования, содерж
а) базисный учебный план;
б) учебный план общеобразовательной школы;
в) типовая учебная программа;
г) рабочая программа.
д) Верны ответы в) и г).
16. В отличие от формы, методы обучения
а) предполагают определенный характер познавательной деятельности ученика;
б) вскрывают организационные особенности процесса обучения;
в) используются в преподавании конкретных предметов.
г) Верны ответы б) и в).
д) Все ответы верны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 ЧАСА)
Лекция 18. Образование XXI века
План:
1. Образование и глобальные проблемы современности.
2. Саморазвитие и самореализация личности.
3. Современная авторская педагогическая система.
4. Самообразование: цель, пути, средства.
1. Проблема безопасности человека и выживания человечества, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности (Г.Г. Дилигенский, Ю.А. Жданов, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин, А.И. Субетто и др.). В ее основе лежат противоречия между ростом потребностей человечества и возможностями планеты, между потребностью человека в безопасности, стремлением сохранить свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности. Они обостряются в связи с негативными тенденциями: технократической направленностью прогресса в ущерб гуманитарной, накоплением оружия, способного обеспечить самоуничтожение человечества, усилением глобальных экологических проблем, увеличением социальной напряженности, нарастанием количества видов насилия над личностью и т.п.
Обусловленная не столько естественными природными процессами, сколько деятельностью самого человека, созданными им же условиями жизнедеятельности, эта проблема возвращает человека от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику. «Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для самой себя, окружающей среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений». Сегодня уже очевидно, что если общество желает избежать катастрофы, эта задача – развитие безопасной личности – не может быть им проигнорирована.
Возвращение к человеку – вот основной путь решения глобальных проблем.
Образование как часть социальной системы реагирует на все существенные изменения в обществе. Возрождение в постсоветской России гуманистических ценностей затронуло все сферы науки и практики, и первыми, кто откликнулись и стали развивать гуманистические идеи, были психологи и педагоги.
Как было показано ранее,
в системе гуманистических
Б.С. Гершунский: «Все без исключения звенья и ступени базового, иными словами, предпрофессионального образования должны взять на себя главную и, в конце концов, единственную функцию – всеми доступными этой системе способами подвести вступающего в жизнь человека к глубокому, всестороннему, внутренне принятому им осознанию и пониманию Смысла Жизни.
Подвести его к осознанию и принятию важнейших, нравственно безупречных и по-своему – абсолютных жизненных ценностей и идеалов, к осознанному и стойкому желанию пронести через всю свою жизнь эти идеалы и, максимально реализуясь в идеях, трудах и делах своих, в своей Вере в абсолютные нравственные ценности Добра, внести свой Вклад в менталитет собственного социума и человеческой цивилизации, оставив тем самым добрую Память о жизни своей в вечном ментальном пространстве благодарного человечества.
Что и говорить, с точки зрения современных, насыщенных изрядной долей нигилизма и пренебрежительно-иронического цинизма мировоззренческих установок откровенного материального потребительства, жизни «в свое удовольствие» по принципу «после нас – хоть потоп», все более нарастающего эгоизма и стяжательства во всех его формах, задача, обозначенная выше, выглядит совершенно утопической, практически неподъемной, да и ненужной...
Но не будем забывать – речь идет о третьем тысячелетии... О далеком будущем, в котором, надо надеяться, не будет места тем зловещим порокам, с которыми сталкивается современный человек, современное человечество.<…>
Но и в этом, столь далеком от нас времени поиск смысла жизни не исчезнет никогда. Смысла, оправдывающего появление человека в Мире, смысла, не уходящего вместе с физической смертью человека. Смысла бытия...
Образование призвано, обязано уже сейчас помочь человеку в этом, помочь ему познать себя, окружающий Мир, счастье самой жизни, счастье собственной всесторонней самореализации.»
Здесь определяющей является роль самого человека в собственном развитии, самореализации.
2. Если принять гуманистическую мысль о том, что основная потребность человека заключается в реализации себя, своих возможностей и творческого потенциала, то непременной составляющей счастья, удовлетворенности жизнью можно считать самореализацию человека в своей профессиональной деятельности.
Вспомните характеристики полноценно функционирующего человека, по К. Роджерсу, или самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу. Вызывает ли у Вас принятие образ такого человека? Как Вы думаете, счастливы ли такие люди?
Проблема самореализации
лежит в плоскости взаимоотноше