Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

2. Содержание обучения есть конкретизация его цели, оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека и представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте. Содержание образования должно включать опыт познавательной деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления эмоциональных отношений.

3. Необходимо различать  форму и метод обучения. Форма  обучения отражает организацию  этого процесса, определяющуюся  количеством, степенью самостоятельности учеников, характером деятельности и взаимосвязи участников процесса обучения. Метод обучения характеризуется, в первую очередь, особенностями учебно-познавательной деятельности ученика. Если форма обучения отражает внешнюю конструкцию этого процесса, то методы обучения – это различные пути, которые ведут в направлении цели обучения. Однако ни один из этих путей самостоятельно не способен привести непосредственно к цели, поэтому в процессе обучения всегда используется система взаимодополняющих методов.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Какова сущность  и функции обучения?

2. Охарактеризуйте обучение  с точки зрения авторитарной  и деятельностной парадигм.

3. Почему возникает  проблема мотивации учения?

4. Что общего между  воспитанием и обучением?

5. Подходы к формированию содержания образования. Представления о человеке, лежащие в основе каждого из них.

6. Из каких компонентов  складывается содержание образования?

7. Охарактеризуйте содержание  образования как пятиуровневую систему. Проблема сохранения содержания при переходе от уровня к уровню.

8. Назовите принципы  отбора содержания образования  и приведите примеры их реализации.

9. Охарактеризуйте достоинства  и недостатки урока как формы обучения.

10. Охарактеризуйте дополнительные  формы организации процесса обучения.

11. В чем отличие  форм обучения от форм учебной  работы?

12. Проведите сравнительный  анализ объяснительно-иллюстративного  и программированного обучения.

13. Проведите анализ  видов обучения с точки зрения  реализации его функций.

14. Охарактеризуйте проблемное обучение, его сущность, достоинства, недостатки.

15. Что такое методы  обучения? Как формируется целесообразная система методов?

16. Назовите и охарактеризуйте  методы обучения, используемые в школе и в вузе.

17. Каковы требования  к средствам обучения? (Продемонстрируйте их на примере учебника).

18. Сформулируйте основные  проблемы контроля обучения и педагогической оценки.

19. Охарактеризуйте особенности  обучения студентов в вузе.

20. Какую роль каждая  из форм контроля выполняет  в вузе?

21. Как часто в учебной деятельности Вами используется компьютер? Как бы Вы предпочли изучать настоящий учебный курс: по учебнику, с использованием автоматизированной обучающей программы или традиционным путем, предполагающим лекции и практические занятия? Почему?

 

Тестовые вопросы для самоконтроля

 

1. Развивающая функция  обучения

а) реализуется с помощью  особой организации познавательной деятельности ученика;

б) предполагает развитие отношений к изучаемому материалу;

в) связана с увеличением  объема усваиваемого материала.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

2. Мотивация учения

а) включает различные  мотивы;

б) зависит от организации  педагогического процесса;

в) может быть основана на эмоциях, получении удовлетворения от процесса познания;

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

3. В отличие от объяснительно-иллюстративного,  программированное обучение

а) способствует формированию мотивации учения;

б) не формирует опыт творческой деятельности;

в) позволяет индивидуализировать  процесс обучения.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

4. Знаниевый и технократический  подходы к содержанию образования

а) основаны на анализе  всего социокультурного опыта человечества;

б) реализуют идею создания «человека–автомата»;

в) ориентированы на максимальный объем знаний и умений, передаваемых в школе.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

5. Этот документ, регламентирующий  содержание образования, содержит федеральный, национально–региональный и школьный компонент:

а) базисный учебный план;

б) учебный план общеобразовательной школы;

в) типовая учебная  программа;

г) рабочая программа.

 

6. Воспитательная функция  обучения

а) предполагает отказ  от передачи знаний, умений и навыков;

б) заменяет собой собственно воспитание;

в) имеет целью развитие умственных способностей.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

7. Процесс обучения

а) предполагает активность педагога и пассивность ученика;

б) как правило, начинается с абстрактного мышления ученика;

в) имеет основной целью  формирование нравственных качеств  ученика.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

8. В отличие от программированного, проблемное обучение

а) способствует формированию мотивации учения;

б) не формирует опыт творческой деятельности;

в) позволяет индивидуализировать  процесс обучения.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

9. Согласно культурологическому  подходу к содержанию образования, оно должно включать:

а) знания, умения и навыки;

б) все компоненты социального  опыта;

в) опыт творческой деятельности.

г) Верны ответы а) и  в).

д) Все ответы верны.

 

10. Установление межпредметных  связей и их реализация в  содержании образования

а) есть условие соблюдения принципа фундаментализации образования;

б) основа гуманитаризации  образования;

в) осуществляется на третьем (уровень учебника) и последующих уровнях конструирования содержания образования.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

11. Образовательная функция  обучения

а) предполагает развитие отношений к изучаемому материалу;

б) заменяет собой собственно образование;

в) имеет целью развитие умственных способностей.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

12. В отличие от воспитания, процесс обучения 

а) более глубоко теоретически разработан;

б) характеризуется отдаленностью  результатов от момента осуществления процесса;

в) предполагает совместную деятельность, общение людей.

г) Верны ответы а) и  в).

д) Нет верного ответа.

 

13. Программированное  обучение успешно решает задачи:

а) формирования интеллектуально-побуждающих  мотивов учения;

б) формирования опыта творческой деятельности;

в) развития самостоятельности  учения.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

14. Гуманитаризация образования  осуществляется путем:

а) введения гуманитарных учебных дисциплин;

б) расширения гуманитарного  аспекта всех дисциплин;

в) улучшения качества преподавания гуманитарных предметов.

г) Верны ответы а) и  б).

д) Все ответы верны.

 

15. Этот документ, регламентирующий  содержание образования, содержит объяснительную записку, основную часть и методические указания:

а) базисный учебный план;

б) учебный план общеобразовательной  школы;

в) типовая учебная  программа;

г) рабочая программа.

д) Верны ответы в) и  г).

 

16. В отличие от формы,  методы обучения

а) предполагают определенный характер познавательной деятельности ученика;

б) вскрывают организационные особенности процесса обучения;

в) используются в преподавании конкретных предметов.

г) Верны ответы б) и  в).

д) Все ответы верны.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 ЧАСА)

Лекция 18. Образование XXI века

План:

1. Образование и глобальные проблемы современности.

2. Саморазвитие и самореализация личности.

3. Современная авторская  педагогическая система.

4. Самообразование: цель, пути, средства.

 

1. Проблема безопасности человека и выживания человечества, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности (Г.Г. Дилигенский, Ю.А. Жданов, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин, А.И. Субетто и др.). В ее основе лежат противоречия между ростом потребностей человечества и возможностями планеты, между потребностью человека в безопасности, стремлением сохранить свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности. Они обостряются в связи с негативными тенденциями: технократической направленностью прогресса в ущерб гуманитарной, накоплением оружия, способного обеспечить самоуничтожение человечества, усилением глобальных экологических проблем, увеличением социальной напряженности, нарастанием количества видов насилия над личностью и т.п.

Обусловленная не столько  естественными природными процессами, сколько деятельностью самого человека, созданными им же условиями жизнедеятельности, эта проблема возвращает человека от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику. «Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для самой себя, окружающей среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений». Сегодня уже очевидно, что если общество желает избежать катастрофы, эта задача – развитие безопасной личности – не может быть им проигнорирована.

Возвращение к человеку – вот основной путь решения глобальных проблем.

Образование как часть  социальной системы реагирует на все существенные изменения в обществе. Возрождение в постсоветской России гуманистических ценностей затронуло все сферы науки и практики, и первыми, кто откликнулись и стали развивать гуманистические идеи, были психологи и педагоги.

Как было показано ранее, в системе гуманистических воззрений критерием оценки деятельности социальных институтов считается благо человека, а принципы равенства, справедливости, человечности признаются желаемой нормой взаимоотношений между людьми. Гуманистические ориентиры воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, мир, свобода, справедливость, добро, истина, красота. Вопреки сильному влиянию материальных потребностей, социальное поведение человека должно направляться, в первую очередь, духовными ценностями. В соответствии с этим, в качестве приоритетных в обществе в целом и в образовании, в частности, должны признаваться мотивы самореализации (духовные интересы и идеалы), самоутверждения и свободы личности.

Б.С. Гершунский: «Все без  исключения звенья и ступени базового, иными словами, предпрофессионального образования должны взять на себя главную и, в конце концов, единственную функцию – всеми доступными этой системе способами подвести вступающего в жизнь человека к глубокому, всестороннему, внутренне принятому им осознанию и пониманию Смысла Жизни.

Подвести его к осознанию  и принятию важнейших, нравственно безупречных и по-своему – абсолютных жизненных ценностей и идеалов, к осознанному и стойкому желанию пронести через всю свою жизнь эти идеалы и, максимально реализуясь в идеях, трудах и делах своих, в своей Вере в абсолютные нравственные ценности Добра, внести свой Вклад в менталитет собственного социума и человеческой цивилизации, оставив тем самым добрую Память о жизни своей в вечном ментальном пространстве благодарного человечества.

Что и говорить, с точки  зрения современных, насыщенных изрядной долей нигилизма и пренебрежительно-иронического цинизма мировоззренческих установок откровенного материального потребительства, жизни «в свое удовольствие» по принципу «после нас – хоть потоп», все более нарастающего эгоизма и стяжательства во всех его формах, задача, обозначенная выше, выглядит совершенно утопической, практически неподъемной, да и ненужной...

Но не будем забывать – речь идет о третьем тысячелетии... О далеком будущем, в котором, надо надеяться, не будет места тем  зловещим порокам, с которыми сталкивается современный человек, современное человечество.<…>

Но и в этом, столь  далеком от нас времени поиск  смысла жизни не исчезнет никогда. Смысла, оправдывающего появление человека в Мире, смысла, не уходящего вместе с физической смертью человека. Смысла бытия...

Образование призвано, обязано  уже сейчас помочь человеку в этом, помочь ему познать себя, окружающий Мир, счастье самой жизни, счастье собственной всесторонней самореализации.»

Здесь определяющей является роль самого человека в собственном развитии, самореализации.

 

2. Если принять гуманистическую мысль о том, что основная потребность человека заключается в реализации себя, своих возможностей и творческого потенциала, то непременной составляющей счастья, удовлетворенности жизнью можно считать самореализацию человека в своей профессиональной деятельности.

Вспомните характеристики полноценно функционирующего человека, по К. Роджерсу, или самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу. Вызывает ли у Вас принятие образ такого человека? Как Вы думаете, счастливы ли такие люди?

Проблема самореализации лежит в плоскости взаимоотношений между человеком и человеческим родом. По мнению Д.А. Леонтьева, самореализация человека представляет собой процесс опредмечивания его сущностных сил, который может принимать форму созидания объектов материальной и духовной культуры или полагания себя в форме личностных вкладов в других людях [121]. Мотивационной основой самореализации выступает стремление человека транслировать свою личность абстрактным другим, социуму, человечеству в целом, трансцендируя пространственные и временные границы существования индивида, что позволяет ему приобрести личное бессмертие путем приобщения к бессмертию рода [Там же].

Информация о работе Лекции по "Педагогике"