Лекции по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций

Описание работы

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

Содержание

1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса

Работа содержит 1 файл

педа.docx

— 191.56 Кб (Скачать)

Лекционно-семинарская система  рассчитана на более высокий уровень  интеллектуального развития обучающихся - студентов и отличается большей  степенью самостоятельности студентов.

В вузах России на лекции отводится 50-60% учебного времени по гуманитарным специальностям, 40-50% - по техническим и сельскохозяйственным специальностям.

 

24. Методы осуществления целостного педагогического процесса.

 

Методы осуществления  целостного педагогического процесса – это способы профессионального  взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического  процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой.

 

 В современной  дидактике  все  многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

              1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.  К  _ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные  _и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
              2. Методы стимулирования и  мотивации  учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
              3. Методы контроля (устный,  письменный, лабораторный и др.)  _и самоконтроля в процессе обучения.

 

Применение методов  осуществления  педагогического  процесса ведет к изменению личности постольку,  поскольку оно ведет к возникновению мыслей,  чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам.  Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися  необходимо  формировать их сознание,  возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения,  так и в процессе воспитания,  что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему.

 

Система общих методов  осуществления целостного педагогического  процесса:

  1. методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);
  2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
  3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  4. методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

 

В реальных условиях педагогического  процесса методы его осуществления  выступают в сложном и противоречивом единстве, при этом решающее значение имеет гармонично организованная система.

 


Информация о работе Лекции по "Основам педагогики"