Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса
Надо сказать, что уже
в древнем мире многие общественные
деятели и мыслители хорошо сознавали
и указывали на огромную роль воспитания,
как в развитии общества, так и
в жизни каждого человека. Например,
по законам Солона (между 640 и 635 - ок.
559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец
обязательно позаботился о
В Древней Греции педагогами
назывались рабы, которым аристократы
поручали присматривать за своими детьми,
сопровождать их в школу и из школы,
нести учебные принадлежности, а
также совершать с ними прогулки.
Греческое слово «пейдагогос» (пейда
- ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель».
В дальнейшем педагогами стали называть
специально подготовленных людей, которые
занимались обучением и воспитанием
детей и для которых
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали
вопросы воспитания также в трудах
древнеримских философов и
В средние века проблемы воспитания
разрабатывались философами-
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное
развитие воспитательной теории, педагогика
про- должала оставаться частью философии.
Как особая наука педагогика впервые
была выделена из системы философских
знаний в начале XVII в. Оформление педагогики
как самостоятельной научной
дисциплины большинство исследователей
связывает с именем великого чешского
педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Сформулированные им принципы, методы,
формы организации учебной
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-
Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.
Гуманистическую педагогику чаще всего
называют инновационной. Но инновационная
она только для нас: лучшие западные
системы уже давно
В чем главная сущность этой педагогики?
Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий,
человечный) – целостная концепция человека
как наивысшей ценности в мире. Главным
положением этой концепции является защита
достоинства личности, признание ее прав
на свободу, счастье, проявление и развитие
своих способностей, создание для этого
соответствующих благоприятных условий
(жизни, труда, обучения и т. д.)
Гуманистическая педагогика – система
научных теорий, утверждающая воспитанника
в роли активного, сознательного, равноправного
участника учебно-воспитательного процесса,
развивающегося по своим возможностям.
С позиции гуманизма конечная цель состоит
в том, чтобы каждый воспитанник мог стать
полномочным субъектом деятельности,
общения и познания, свободной, самостоятельной
личностью. Гуманистическая педагогика
сориентирована на личность.
Учителем гуманизма называют Карла Роджерса
(родился в США в 1902 г.). В школе как малоспособный
ученик подвергался унижениям со стороны
учителей, но это его только укрепило в
стремлении самому стать педагогом. Став
педагогом, был ласков с учениками, жил
их жизнью. Понял: всегда побеждает добро.
Создал кружок гуманистической ориентации,
который превратился со временем в крупнейший
исследовательский центр. В своей книге
«Freedom to Learn for the 80’s» К. Роджерс писал, что
нельзя кого-либо изменить, передавая
ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию чеовека. Создание
такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением»
(англ. – facilitate), учитилей – фацилитаторами.
X От них требуется одно – определенно
подчеркнуть воспитаннику, что его любят,
им интересуются, им занимаются.
В гуманистически ориентированной школе
налицо много новых элементов, сопровождающих
учащегося на всем протяжении его обучения.
Итак, гуманистическая педагогика – это
наука, предметом которой является человек
и его воспитание (включая образование,
обучение), основанная на отношении к нему
как к личности, с правом самовыражения
и свободой выбора.
Педагоги-гуманисты;
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих
наук, но каждая из них формирует
в процессе его изучения свой особый
предмет исследования. Закономерностями
детского организма и протекания
физиологических процессов
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение
педагогики, можно сказать, что это
наука о законах и
Педагогика как область
научных дисциплин о воспитании
и обучении, образовании человека
раскрывает закономерности педагогического
процесса, а также становления
и развития личности в педагогическом
процессе. Педагогика познает свой
объект – растущего, развивающегося
человека – в нерасторжимом слиянии
природного, общественного и
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Задачи педагогики
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.
Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.
Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.