Лекции по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций

Описание работы

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

Содержание

1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса

Работа содержит 1 файл

педа.docx

— 191.56 Кб (Скачать)

 

  1. Суть и назначение педагогики
  2. Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
  3. Педагогика как теория и практика
  4. Возникновение педагогической науки
  5. Гуманистическая педагогика
  6. Предмет и объект педагогики
  7. Функции и задачи педагогики
  8. Связь педагогики с другими науками
  9. Педагогика в системе наук
  10. Образование как общечеловеческая ценность
  11. Образование как социокультурный феномен
  12. Образование как педагогический процесс
  13. Понятия воспитания, обучения, образования
  14. Методы педагогического исследования
  15. Образовательная система в РФ
  16. Общие формы организации учебной деятельности
  17. Целостный педагогический процесс
  18. Общее понятие дидактики
  19. Характеристика развивающей функции воспитания
  20. Формы, методы воспитания
  21. Понятие о формах организации обучения
  22. Урок как основная форма организации учебного процесса
  23. Лекционно-семинарская система
  24. Методы осуществления целостного педагогического процесса

 

1. Суть и назначение  педагогики.

 

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале  в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и  практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного  и профессионального развития, поскольку:

  1. современная система образования и воспитания касается практически всех людей;
  2. во многих странах создана система непрерывного образования человека;
  3. она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

 

Спектр ответвлений «педагогик»  расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются  следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история  педагогики, сравнительная и социальная педагогика  и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку  педагогика относится к наукам о  человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и  гуманитарных наук.

  • Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает  в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.
  • Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.
  • В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
  • В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения  и воспитания.
  • В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

 

Задачи педагогики принято  делить на два типа: постоянные и временные .

Постоянные задачи

 

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.

Закономерные связи  – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.

Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.

Изучение и обобщение  практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность  – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».

2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.

3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.

4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи

 

Их возникновение диктуется  потребностями практики и самой  науки педагогики:

1) создание библиотек электронных учебников;

2) разработка стандартов педагогического профессионализма;

3) выявление типичных стрессов в работе учителя;

4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;

5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;

6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего  многообразия педагогических целей  выделяют:

1) цели нормативные (государственные ) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;

2) цели общественные  – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;

3) цели инициативные  – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;

4) цели формирования знаний , умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;

5) цель организационная  – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;

6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;

7) цели формирования творческой деятельности  – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

 

 

2. Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)

 

Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно  связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных  и игровых песнях, игрушках и детской  одежде, в подвижных играх, детских  орудиях труда, в детском питании  и правилах кормления детей, в  детском фольклоре, традиционных детских  праздниках и во многих других элементах  народной жизни.

Наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития.

Пережитки и предрассудки старых поколений сохраняют свое влияние в обществе. Чаще всего  они находят почву среди наиболее отсталой части населения, а подчас - и в индивидуальном поведении  культурных людей.

В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс  кормления первобытного младенца грудью - значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.

Любовь к детям - важнейший  компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент  педагогической культуры и человека. Эгоистическая любовь исключительно  к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда  народному воспитанию.

В сфере педагогической культуры народа нет взаимно однозначного соответствия между знаниями, с одной  стороны, умениями и навыками - с  другой. В народной педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это объясняется  тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги были мыслящими практиками. Вместе с тем  возможны несоответствия между знанием  научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Педагогическое благоразумие проявляет себя порою в сфере  интуиции. Разумеется, это не означает, что педагогическая культура может  существовать независимо от системы  педагогических знаний, а лишь подчеркивает еще раз, насколько сложна сфера  деятельности по воспитанию подрастающего  поколения.

Высокие результаты воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа  педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания по готовым  результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. Народу давно  известен обычай судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший  человек - от хороших воспитателей - для народа это обычная закономерность, хотя допускались и парадоксы: хорошие  люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.

Народной педагогике присуще  воспитание делом, в деле, поэтому  лучшими воспитателями обычно оказывались  люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.

Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало  его идеалам. Отечественная история  педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались  лишь те педагогические идеи, которые  были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа - показатель высокой  культуры народа в целом, первая имеет  определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить  какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно только к временным успехам. Развитие культуры может стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.

 

3. Педагогика как теория  и практика

 

Проблема соотношения  педагогической науки и практики, их взаимосвязи — это самая  общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. Никто не сомневается в том, что педагогическая практика, в которой реализуется важнейшая социальная функция образования, о чем шла речь в первой главе, должна быть научно обоснованной, а теоретическая работа в связи с этой практикой — получать все большее развитие. Однако специалисты не могут сойтись во мнении, в каких отношениях должны находиться педагогическая теория и практика.

Сфера влияния педагогической науки, особенно в ее теоретической  части, не ограничивается применением  к деятельности учителя. В широком  контексте социальной практики разрабатывается  общая стратегия реформирования образования, создаются проекты  образовательных процессов, готовятся  образовательные стандарты и  т.д. Задача науки - обоснование всех этих материалов и соответствующих  действий в их целостности. Это означает, что степень обобщенности знаний, входящих в такое обоснование, должна быть достаточно высокой и что  этим определяется потребность в  теоретическом знании.

 

 

4. Возникновение  педагогической науки.

 

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны  к жизни растущими потребностями  общества в создании специальных  учебно-воспитательных учреждений, в  теоретическом осмыслении и обобщении  стихийно складывающегося опыта  обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную  потребность общества и стали  важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого  общества и, в частности, в более  поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука  достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные  воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело  место во многих древних странах, но более или менее достоверные  сведения о школах для мальчиков  дошли до нас из Египта, стран  Ближнего Востока и античной Греции.

Информация о работе Лекции по "Основам педагогики"