Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса
Образование является общим процессом формирования всех граней личности человека, определяющим процесс адаптации личности в обществе и направленным на достижение некоторых социальных эталонов (например, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).
В этом виде образование представляет собой абсолютно неотъемлемую часть функционирования любой общественной структуры и каждой её части в отдельности. Таким образом, образование можно охарактеризовать как общественное явление, специально организованное для реализации функций воспитания и обучения, направленных на удовлетворение потребностей и самого индивида, и общества, и государства.
Успешное функционирование любой социальной структуры возможно лишь при условии принятия и следования каждым членом общества правил, выведенных на основе природного и общественно-исторического опыта. Человек утверждается как личность в процессе изучения общественных норм, что определяет возможность выполнения им социальных функций. Принятой точкой зрения является представление, что социализация представляет собой процесс, не прекращающийся на всём протяжении жизни процесс, обусловленный такими факторами, как перемена места проживания, семейное положение, старение. Социализация в таком виде представляет собой социальную адаптацию. Но социализация этим не ограничивается. Она включает в себя и развитие, и определение своего общественного положения, и саморазвитие в личностном плане. И подобные процессы реализуются как непроизвольно, так и организованно, при участии всего общества, специализированных институтов и самого человека. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, являющимся очень сложным общественно-историческим явлением, имеющим множество граней и характеристик.
Образовательная система
является чрезвычайно важным общественным
институтом. Решая проблемы становления
образовательных и личностных ценностей,
с неизбежностью можно прийти
к формированию различных типов
образования. Первый из этих типов можно
охарактеризовать адаптивной практической
направленностью, т.е. тенденцией минимизировать
количество информации, оставив только
сведения, нужные для поддержания
жизнедеятельности человека. Второй
способ имеет обширную культурно-историческую
ориентацию. Этот способ подразумевает
под собой получение
Оба этих типа образования
не могут в полной мере оценить
внутренние ресурсы (возможности и
способности), которыми обладает человек,
нужды производственного
Образование является безусловной
ценностью для всего
Престиж образования, подорванный в начале 90-х годов, сейчас заметно повышается, причем молодое поколение воспринимает образование с потребительской точки зрения, как возможность обустроить себе жизнь, полную материальных благ.
Система понятий представленная во взаимосвязи их друг с другом есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений Анализ понятия "педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений.
Рассмотрение педагогического
процесса как целостности
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс,
таким образом, представляет
Педагогический процесс
осуществляется в специально
организованных условиях, которые
связаны прежде всего с
Взаимосвязи таких
компонентов системы, как
Цель образования как
совокупность требований
Таким образом, цель,
будучи выражением заказа
Воспитание - это специально
организованная деятельность
Воспитание и обучение
как способы осуществления
Именно педагогическая
задача является элементарной
единицей педагогического
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:
1) образование;
2) воспитание;
3) обучение.
Образование является:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
1) начальное;
2) среднее;
3) высшее.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
1) общее;
2) профессиональное;
3) политехническое.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
1) семья;
2) друзья;
3) учебные заведения;
4) средства массовой информации;
5) литература;
6) искусство;
7) органы правопорядка и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
1) знания;
2) умения;
3) навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Методы педагогического исследования - это способы изучения пед явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Все их разнообразие можно разделить на 3 группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как:
Наблюдение - проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник).