Лекции по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций

Описание работы

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

Содержание

1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса

Работа содержит 1 файл

педа.docx

— 191.56 Кб (Скачать)

 

11. Образование  как социокультурный феномен. 

 

Образование является общим  процессом формирования всех граней личности человека, определяющим процесс  адаптации личности в обществе и  направленным на достижение некоторых  социальных эталонов (например, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).

В этом виде образование представляет собой абсолютно неотъемлемую часть  функционирования любой общественной структуры и каждой её части в  отдельности. Таким образом, образование  можно охарактеризовать как общественное явление, специально организованное для  реализации функций воспитания и  обучения, направленных на удовлетворение потребностей и самого индивида, и  общества, и государства.

Успешное функционирование любой социальной структуры возможно лишь при условии принятия и следования каждым членом общества правил, выведенных на основе природного и общественно-исторического  опыта. Человек утверждается как  личность в процессе изучения общественных норм, что определяет возможность  выполнения им социальных функций. Принятой точкой зрения является представление, что социализация представляет собой  процесс, не прекращающийся на всём протяжении жизни процесс, обусловленный такими факторами, как перемена места проживания, семейное положение, старение. Социализация в таком виде представляет собой  социальную адаптацию. Но социализация этим не ограничивается. Она включает в себя и развитие, и определение  своего общественного положения, и  саморазвитие в личностном плане. И  подобные процессы реализуются как  непроизвольно, так и организованно, при участии всего общества, специализированных институтов и самого человека. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, являющимся очень сложным общественно-историческим явлением, имеющим множество граней и характеристик.

Образовательная система  является чрезвычайно важным общественным институтом. Решая проблемы становления  образовательных и личностных ценностей, с неизбежностью можно прийти к формированию различных типов  образования. Первый из этих типов можно  охарактеризовать адаптивной практической направленностью, т.е. тенденцией минимизировать количество информации, оставив только сведения, нужные для поддержания  жизнедеятельности человека. Второй способ имеет обширную культурно-историческую ориентацию. Этот способ подразумевает  под собой получение информации, которая не является необходимой  для поддержания жизни.

Оба этих типа образования  не могут в полной мере оценить  внутренние ресурсы (возможности и  способности), которыми обладает человек, нужды производственного процесса и задачи, поставленные перед структурами  образования. Во избежание проблем, связанных с наличием недостатков  в первом и втором типах образования, при составлении социально - педагогических проектов необходимо обеспечить их культурно-гуманистическую  направленность. Человеку в современном  обществе необходимо объективно воспринимать все аспекты общественной жизни, адекватно оценивать свои сильные  и слабые стороны, быть ответственным  за свои действия.

Образование является безусловной  ценностью для всего человечества. Тем не менее, как и другие общечеловеческие достояния, образование воспринимается неоднозначно. «Очевидно, что отношение  человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается  — и прежде всего чисто материально  — образованность, насколько достоин  образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Иными  словами, образование — это не только «подготовка кадров», оно  важно для самого человека» (Никандров  Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 62.). На восприятие образования человеком  могут повлиять личностные ценности, характер (удачный или нет) образовательного опыта, уже имевшего место, мнение авторитетных людей.

Престиж образования, подорванный  в начале 90-х годов, сейчас заметно  повышается, причем молодое поколение  воспринимает образование с потребительской  точки зрения, как возможность  обустроить себе жизнь, полную материальных благ.

 

12. Образование как  педагогический процесс.

 

Система понятий представленная во взаимосвязи их друг с другом есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет  педагогический процесс. Оно, с одной  стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений Анализ понятия "педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования как  педагогического процесса в отличии  от других родственных ему явлений.

  Рассмотрение педагогического  процесса как целостности возможно  с позиций системного подхода,  который позволяет увидеть в  нем прежде всего систему - педагогическую систему (Ю. К.  Бабанский).

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных  структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в  целостном педагогическом процессе.

  Педагогический процесс,  таким образом, представляет собой  специально организованное взаимодействие  педагогов и воспитанников (педагогическое  взаимодействие) по поводу содержания  образования с использованием  средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью  решения задач образования, направленных  на удовлетворение потребностей  как общества, так и самой личности  в ее развитии и саморазвитии.

  Педагогический процесс  осуществляется в специально  организованных условиях, которые  связаны прежде всего с содержанием  и технологией педагогического  взаимодействия. Таким образом, выделяются  два компонента педагогического  процесса и системы: содержание  образования и средства образования  (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).

  Взаимосвязи таких  компонентов системы, как педагоги  и воспитанники, содержание образования  и его средства, порождают реальный  педагогический процесс как динамическую  систему. Они необходимы и достаточны  для возникновения любой педагогической  системы (А. И. Мищенко).

  Цель образования как  совокупность требований общества  в сфере духовного воспроизводства,  как социальный заказ является  детерминантой (предпосылкой) возникновения  педагогических систем.

  Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества  и интерпретированная в педагогических  терминах, выступает в роли системообразующего  фактора, а не элемента педагогической  системы, т. е. внешней по  отношению к ней силы. Педагогическая  система создается с ориентацией  на цель. Способами (механизмами)  функционирования педагогической  системы в педагогическом процессе  являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки  которых зависят те внутренние  изменения, которые происходят  как в самой педагогической  системе, так и в ее субъектах  - педагогах и воспитанниках.

  Воспитание - это специально  организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации  целей образования в условиях  педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования,  направленный на развитие личности  посредством организации усвоения  обучающимися научных знаний  и способов деятельности.

  Воспитание и обучение  как способы осуществления педагогического  процесса составляют, таким образом,  технологии образования, в которых  фиксируются целесообразные и  оптимальные шаги, этапы, ступени  достижения выдвинутых целей  образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная  система действий педагога, связанных  с применением той или иной  совокупности методов воспитания  и обучения, осуществляемых в  педагогическом процессе с целью  решения различных педагогических  задач: структурирование и конкретизация  целей педагогического процесса; преобразование содержания образования  в учебный материал; анализ меж  предметных и внутри предметных  связей; выбор методов, средств  и организационных форм педагогического  процесса и т.д.

 

  Именно педагогическая  задача является элементарной  единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом  конкретном его этапе организуется  педагогическое взаимодействие. Педагогическая  деятельность в рамках любой  педагогической системы, в свою  очередь, может быть представлена  как взаимосвязанная последовательность  решения бесчисленного множества  задач разного уровня сложности,  в которое неизбежно включены  во взаимодействии с педагогами  и воспитанники. Педагогическая  задача - это материализованная ситуация  воспитания и обучения (педагогическая  ситуация), характеризующаяся взаимодействием  педагогов и воспитанников с  определенной целью. 

 

 

 

13. Понятия воспитания, обучения, образования.

 

Педагогическими категориями  в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

1) образование;

2) воспитание;

3) обучение.

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать  человека, который владеет только определенным объемом систематизированных  знаний, так как образованный человек  должен еще и логически осмысливать  изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем  афоризме: «Образование есть то, что  остается, когда все выученное  забывается». Начитанность, энциклопедическую  осведомленность нельзя отождествлять  с образованностью, так же, как  наличие или отсутствие диплома  о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или  необразованного человека.

Объем полученных знаний и  уровень самостоятельного мышления делит образование следующим  образом:

1) начальное;

2) среднее;

3) высшее.

По характеру и направленности образование можно разделить  на:

1) общее;

2) профессиональное;

3) политехническое.

Воспитание  обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании  воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

1) семья;

2) друзья;

3) учебные заведения;

4) средства массовой информации;

5) литература;

6) искусство;

7) органы правопорядка и др.

Обучение  – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

1) знания;

2) умения;

3) навыки.

Знания  отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки  являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

 

14. Методы педагогического  исследования.

 

Методы педагогического исследования - это способы изучения пед явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их разнообразие можно  разделить на 3 группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического  опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта  организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта  применяются такие методы, как:

Наблюдение - проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.  Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник).

Информация о работе Лекции по "Основам педагогики"