Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса
Социология , занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология , которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.
Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика , которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:
1) анатомией и физиологией человека;
2) математикой;
3) кибернетикой.
Педагогика использует их следующим образом:
1) заимствует научные идеи;
2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.
Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.
Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения.
Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.
Место педагогики в системе
наук о человеке может быть выявлено
в процессе рассмотрения ее связей
с другими науками. В течение
всего периода своего существования
она была тесно связана со многими
науками, которые оказывали
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.
Сегодня общепризнанной является
методологическая функция философии
по отношению к педагогике, что
является вполне правомерным и обусловливается
самой сущностью философского знания,
мировоззренческого по своей природе
и соответствующего решаемым задачам
осмысления места человека в мире.
От системы философских взглядов
(экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских,
материалистических и др.), которых
придерживаются исследователи педагогики,
зависит направление
Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.
Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.
Однако при анализе
связей педагогики с психологией
важно различать психологизм
как методологическую позицию и
психологию как науку, которая была
и остается важнейшим источником
научного обоснования образовательного
процесса (В. В. Краевский). Психологизм
проявляется в том, что психология
объявляется единственным научным
основанием, направляющим педагогическую
практику. Однако, как отмечает В. В.
Давыдов, психология хотя и должна учитываться,
но она "не диктатор", поскольку
жизнь педагогов и детей
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественноприродного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый - теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
Антропология - наука, всесторонне
изучающая биологическую
Связь педагогики с медициной
привела к появлению
Развитие педагогики связано
также с науками, изучающими человека
в обществе, в системе его социальных
связей и отношений. Потому не случайно
стали устанавливаться
Отношения между педагогикой
и экономическими науками сложны
и неоднозначны. Экономическая политика
во все времена была необходимым
условием развития образованности общества.
Немаловажным фактором развития педагогики
остается экономическое стимулирование
научных исследований в этой области
знаний. Связь этих наук послужила
обособлению такой отрасли
Связи педагогики с социологией
относятся также к числу
Связь педагогики с политологией
обусловлена тем, что образовательная
политика всегда являлась отражением
идеологии господствующих партий и
классов. Педагогика стремится выявить
условия и механизмы
Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы (Р. Г. Гурова):
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.
Компетентный человек
должен понимать сложную динамику процессов
социального и природного развития,
воздействовать на них, адекватно ориентироваться
во всех сферах социальной жизни. Вместе
с тем человек должен обладать
умениями оценивать собственные
возможности и способности, выбирать
критическую позицию и
Можно выделить следующие
культурно-гуманистические
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека.
Реализация культурно-
Гуманистическая технология
образования позволяет
Реализация культурно-