Лекции по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций

Описание работы

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

Содержание

1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса

Работа содержит 1 файл

педа.docx

— 191.56 Кб (Скачать)

Социология , занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология , которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Фольклористика  и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика , которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

 

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями  научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

2) математикой;

3) кибернетикой.

Педагогика использует их следующим образом:

1) заимствует научные идеи;

2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

Биологические науки рассматриваются  как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.

Математика  служит источником методов, которые применяются в процессе обучения.

Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

 

9. Педагогика  в системе наук.

 

Место педагогики в системе  наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение  всего периода своего существования  она была тесно связана со многими  науками, которые оказывали неоднозначное  влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и  оформления педагогики как науки, другие - являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи  педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали  создание педагогических концепций  и теорий, задавали ракурс педагогического  поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии  и педагогики носили достаточно жесткий  оппозиционный характер. С одной  стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских  идей. В этом случае ее рассматривали  как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались  попытки отказаться от философии  в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии  по отношению к педагогике, что  является вполне правомерным и обусловливается  самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе  и соответствующего решаемым задачам  осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых  придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического  поиска, определение сущностных, целевых  и технологических характеристик  образовательного процесса.

Кроме того,  методологическая функция философии по отношению  к любой науке,  в том числе  и педагогике,  проявляется в  том, что она  разрабатывает  систему  общих  принципов и способов научного познания.  Процесс получения  педагогического  знания  подчиняется  общим  закономерностям научного познания,  изучаемого философией.

Философия является и теоретической  платформой осмысления педагогического  опыта и создания педагогических концепций.

Связь педагогики с психологией  является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической  деятельности и развития личности, строить образование (обучение и  воспитание), сообразуясь с этими  законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Однако при анализе  связей педагогики с психологией  важно различать психологизм  как методологическую позицию и  психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса (В. В. Краевский). Психологизм  проявляется в том, что психология объявляется единственным научным  основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает В. В. Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор", поскольку  жизнь педагогов и детей обусловлена  социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические  закономерности развития личности. Эти  закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении  социально-педагогических условий  меняются и закономерности развития личности. Связи педагогики с другими  науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых  является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с  науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Проблема соотношения  природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных  для педагогики. Она является и  важнейшей для биологии, изучающей  индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественноприродного  и социального существа, не могла  не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый - теоретический  конструкт, рассматривающий природу  условного человека в его многомерности  и многоликости.

Антропология - наука, всесторонне  изучающая биологическую природу  человека.

Связь педагогики с медициной  привела к появлению коррекционной  педагогики как специальной отрасли  педагогического знания, предметом  которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает  во взаимосвязи с медициной систему  средств, с помощью которых достигается  терапевтический эффект и облегчаются  процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Развитие педагогики связано  также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой  и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым  условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области  знаний. Связь этих наук послужила  обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом  которой является специфика действия экономических законов в сфере  образования.

Связи педагогики с социологией  относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены  планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех  или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и  воспитания личности в различных  социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная  политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и  классов. Педагогика стремится выявить  условия и механизмы становления  человека в качестве субъекта политического  сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет  выделить следующие их формы (Р. Г. Гурова):

  • использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
  • творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
  • применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
  • участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к  выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой  сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

  • общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
  • возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
  • коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
  • частные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
  • история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;
  • отраслевая педагогика  (военная,  спортивная,  высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в  педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия  образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

 

10. Образование как  общечеловеческая ценность.

 

Признание образования в  качестве общечеловеческой ценности сегодня  ни у кого не вызывает сомнения. Это  подтверждается конституционально  закрепленным в большинстве стран  правом человека на образование. Его  реализация обеспечивается существующими  в том или ином государстве  системами образования.

Компетентный человек  должен понимать сложную динамику процессов  социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться  во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные  возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать  свои достижения, брать на себя ответственность  за все происходящее с ним.

Можно выделить следующие  культурно-гуманистические функции  образования:

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
  • формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;
  • обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
  • овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
  • создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

 

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических  функций образования, является его  общая направленность на гармоничное  развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость  развития сущностных (физических и  духовных) сил человека.

Реализация культурно-гуманистических  функций образования ставит также  проблему разработки и внедрения  новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности  ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и  консерватизмом. Для разработки таких  технологий частичного обновления методов  и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика  гуманистической технологии образования  заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы  личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием  условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и  педагога с ориентацией на обеспечение  полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования  преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального  и культурного контекста, сложность  и неоднозначность внутреннего  мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично  соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических  функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в  социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный  процесс, в центре которого находится  личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают  показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования  к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием  достаточно подготовленного педагогического  корпуса. Выявленная антиномия гуманистической  природы образования и доминирования  технократического подхода в  педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной  педагогики на идеях гуманизма.

Информация о работе Лекции по "Основам педагогики"