Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса
В науке понятие
"форма" рассматривается как
с позиции чисто
Применительно
к обучению, форма - это специальная
конструкция процесса обучения, характер
этой конструкции обусловлен содержанием
процесса обучения, методами, приемами,
средствами, видами деятельности учащихся.
Эта конструкция обучения представляет
собой внутреннюю организацию содержания,
которым в реальной педагогической
действительности выступает процесс
взаимодействия, общения учителя
с учениками при работе над
определенным учебным материалом. Это
содержание является основой развития
самого процесса обучения, способ его
существования, обладает собственным
движением и заключает в себе
возможности беспредельного развития,
что и обусловливает его
Следовательно,
форму обучения надо понимать как
конструкцию отрезков, циклов процесса
обучения, реализующихся в сочетании
управляющей деятельности учителя
и управляемой учебной
Что же понимается под термином "организация" вообще и в чем суть педагогической трактовки этого термина?
Согласно толкового
словаря В.Даля "организовать или
организировать" означает устроить,
установить, привести в порядок, составить,
образовать, основать стройно. В "Философской
энциклопедии" поясняется, что организация
есть "упорядочение, налаживание, приведение
в систему некоторого материального
или духовного объекта, расположения,
соотношения частей какого-либо объекта".
Далее подчеркивается, что важны
именно эти "два значения понятия
организации, относящиеся как к
объектам природы, так и социальной
действительности и характеризующие
организацию как расположение и
взаимосвязь элементов
Исходя из
такой трактовки термина "организация"
И.М. Чередов справедливо
После того как
каждый учащийся в своем темпе
познакомился с новым материалом,
уточняются и разбираются вопросы
учащихся. На них отвечают наиболее
подготовленные школьники. Учитель
по мере необходимости уточняет, дополняет
ответы учеников, отвечает на самые
сложные вопросы, используя известные
ему методы и приемы обучения. Затем
начинаются практические занятия - упражнения,
решения задач, лабораторные работы.
Тут учитель оценивает уже
не только знания, но и умения их применять.
При этом он может привлекать на
помощь слабым ученикам более сильных,
создавая творческие группы, расширяя
столь необходимые в этом возрасте
деловые общения. По итогам практических
работ выставляются оценки. Не справившиеся
с заданием прорабатывают материал
изучаемой темы в резервное время
(внеурочное) вместе с учителем и
сильными учениками. Вот в таком
характере учебного занятия очень
четко просматриваются формы
организации учебной
Приведенный
пример организации учебной работы
означает, что одна и та же форма
обучения (например, урок) может иметь
различную модификацию и
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.
Среди многообразия
используемых в общеобразовательной школе
организационных форм обучения урок продолжает
сохранять ведущее значение.
Хороший урок — дело не простое
даже для опытного учителя. Искусство
проведения уроков во многом зависит от
понимания и выполнения учителем социальных
и педагогических требований, которым
должен удовлетворять урок. Требования
эти определяются задачами школы, закономерностями
и принципами обучения.
Особенности школьного урока:
Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.
Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
1. Комбинированный урок (наиболее
распространенный тип урока в
массовой практике). Его структура:
организационная часть (1—2
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения.
В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.
Лекционно-семинарская система обучения зарождается с появлением первых университетов.
Характер устного изложения учебного курса лекция приобрела в 18 в. в университетах (в средневековых университетах лекция применялась в форме чтения и комментирования преподавателем текста какой-либо книги).
Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Различают лекции учебные и публичные. Учебная лекция - одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе.
Систематический курс лекций
(в котором последовательно
Лекции применяются в
системах среднего специального и профессионально-технического
образования, курсового обучения, в
старших классах средней
Основные требования к лекции:
Семинар (от лат. seminarium - рассадник,
переносное - школа) - один из основных
видов учебных практических занятий,
состоящий в обсуждении учащимися
сообщений, докладов, рефератов, выполненных
ими по результатам учебных
Семинары используются и
как самостоятельная форма
Существует 3 основных типа семинаров:
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и других.