Лекции по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций

Описание работы

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

Содержание

1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса

Работа содержит 1 файл

педа.docx

— 191.56 Кб (Скачать)

 

В науке понятие "форма" рассматривается как  с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре СИ. Ожегова  понятие "форма" трактуется как  вид, устройство, тип, структура, конструкция  чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный  порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его  содержанием и, в свою очередь, оказывает  на него обратное влияние. В "Философской  энциклопедии" понятие форма определяется так: "форма есть внутренняя организация  содержания. Форма обнимает систему  устойчивых связей предмета». И тем  самым выражает внутреннюю связь  и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления  как между собой, так и с  внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем  большую историю имеет данная форма.

 

Применительно к обучению, форма - это специальная  конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием  процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс  взаимодействия, общения учителя  с учениками при работе над  определенным учебным материалом. Это  содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его  существования, обладает собственным  движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую  роль в развитии обучения.

 

Следовательно, форму обучения надо понимать как  конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании  управляющей деятельности учителя  и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного  содержания учебного материала и  освоению способов деятельности. Представляя  собой наружный вид, внешнее очертание  отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла  обучения и как дидактическая  категория обозначает внешнюю сторону  организации учебного процесса, которая  связана с количеством обучаемых  учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом, некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов считает, что в педагогике есть необходимость  указать на различие двух терминов, включающих слово "форма" -"форма  обучения". В первом своем различии "форма обучения" означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин "форма обучения" отличается от термина "форма организации  обучения", обозначающего какой-либо вид занятия - урок, предметный кружок и т.п.

 

Что же понимается под термином "организация" вообще и в чем суть педагогической трактовки  этого термина?

 

Согласно толкового  словаря В.Даля "организовать или  организировать" означает устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно. В "Философской  энциклопедии" поясняется, что организация  есть "упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального  или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта". Далее подчеркивается, что важны  именно эти "два значения понятия  организации, относящиеся как к  объектам природы, так и социальной действительности и характеризующие  организацию как расположение и  взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)".

 

Исходя из такой трактовки термина "организация" И.М. Чередов справедливо констатирует, что форма организации обучения предполагает "упорядочивание, налаживание, приведение в систему" взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью  со стороны учителя. Построенная  на оптимальном сочетании компонентов  процесса как целостной динамической системы, она способствует его результативности. Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые  обеспечивали бы условия для эффективной  учебной работы учеников под руководством учителя. Вот один из примеров такой  организации. Учебное занятие начинается с чтения учащимися параграфа  учебника под углом зрения какого-либо задания, выписывание своих вопросов, какие возникают у школьников в ходе чтения, фиксации непонятных им вопросов. Учитель в свою очередь  собирает эти вопросы, классифицирует, отмечает качество вопросов, их глубину, содержательность. Устанавливает их связь с предыдущей темой, другими  учебными предметами, актуальными проблемами производства, экономики, культуры, жизни.

 

После того как  каждый учащийся в своем темпе  познакомился с новым материалом, уточняются и разбираются вопросы  учащихся. На них отвечают наиболее подготовленные школьники. Учитель  по мере необходимости уточняет, дополняет  ответы учеников, отвечает на самые  сложные вопросы, используя известные  ему методы и приемы обучения. Затем  начинаются практические занятия - упражнения, решения задач, лабораторные работы. Тут учитель оценивает уже  не только знания, но и умения их применять. При этом он может привлекать на помощь слабым ученикам более сильных, создавая творческие группы, расширяя столь необходимые в этом возрасте деловые общения. По итогам практических работ выставляются оценки. Не справившиеся с заданием прорабатывают материал изучаемой темы в резервное время (внеурочное) вместе с учителем и  сильными учениками. Вот в таком  характере учебного занятия очень  четко просматриваются формы  организации учебной деятельности школьников, формы организации обучения.

 

Приведенный пример организации учебной работы означает, что одна и та же форма  обучения (например, урок) может иметь  различную модификацию и структуру  в зависимости от задач и методов  учебной работы, организуемой учителем. Об этом убедительно свидетельствует  история развития организационных  форм обучения.

 

 

 

 

 

 

22. Урок как  основная форма организации учебного  процесса

 

Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.

Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение. 
Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Особенности школьного урока:

    • урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
    • дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
      1. определенное организационное начало и постановка задач урока;
      2. актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
      3. объяснение нового материала;
      4. закрепление или повторение изученного на уроке;
      5. контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
      6. подведение итогов урока;
      7. задание на дом;
    • содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
    • каждый урок является звеном в системе уроков;
    • урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
    • основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены  его целью и местом в целостной  системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе  учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает  закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием  содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее  распространенный тип урока в  массовой практике). Его структура:  организационная часть (1—2 мин), проверка домашнего задания (10—12 мин), изучение нового материала (15—20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10—15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2—3 мин).

2. Урок изучения нового  материала применим, как правило,  в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование.

3. Урок закрепления знаний  и совершенствования умений и  навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации  нацелен на системное повторение  крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом.

5. Урок контроля и коррекции  знаний, умений и навыков предназначен  для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как  урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

 

23. Лекционно-семинарская  система.

 

Лекционно-семинарская система  обучения зарождается с появлением первых университетов.

Характер устного изложения  учебного курса лекция приобрела  в 18 в. в университетах (в средневековых  университетах лекция применялась  в форме чтения и комментирования  преподавателем текста какой-либо книги).

Лекционно-семинарская система  обучения практически не претерпела существенных изменений с момента  ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности  по-прежнему остаются ведущими формами  обучения в рамках лекционно-семинарской  системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное изложение  учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Различают лекции учебные и публичные. Учебная лекция - одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе.

Систематический курс лекций (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает лекции вводные, установочные (в системе  заочного и вечернего образования), ординарные, обзорные, заключительные.

Лекции применяются в  системах среднего специального и профессионально-технического образования, курсового обучения, в  старших классах средней общеобразовательной  школы, а также в системе политического  просвещения. Публичные лекции эпизодические  и цикловые - одна из основных форм пропаганды и распространения политических и научных знаний в системе  культурно-просветительской работы.

Основные требования к  лекции:

  • Научность;
  • идейность;
  • доступность;
  • единство формы и содержания;
  • эмоциональность изложения;
  • органическая связь с другими видами учебных занятий - семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и др.

 

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа) - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися  сообщений, докладов, рефератов, выполненных  ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей.

Семинары используются и  как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с  лекционными курсами.

Существует 3 основных типа семинаров:

  • Семинары, способствующие углублённому изучению определённого систематического курса.
  • Семинары по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса.
  • Семинар (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.

Лекционно-семинарская система  в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского  образования, т.е. в условиях, когда  у обучающихся уже имеется  определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего  умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично  соединять массовые, групповые и  индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно  предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы  повышения квалификации и других.

Информация о работе Лекции по "Основам педагогики"