Виды лекций
1 . Вводная лекция дает
первое целостное представление
об учебном предмете и ориентирует
студента в системе работы
по данному курсу. Лектор знакомит
студентов с назначением и
задачами курса, его ролью и
местом в системе учебных дисциплин
и в системе подготовки специалиста. Дается
краткий обзор курса, вехи развития науки
и практики, достижения в этой сфере, имена
известных ученых, излагаются перспективные
направления исследований. На этой лекции
высказываются методические и организационные
особенности работы в рамках курса, а также
дается анализ учебно-методической литературы,
рекомендуемой студентам, уточняются
сроки и формы отчетности.
2. Лекция-информация. Ориентирована
на изложение и объяснение
студентам научной информации, подлежащей
осмыслению и запоминанию. Это
самый традиционный тип лекций
в практике высшей школы.
3. Обзорная лекция —
это систематизация научных знаний
на высоком уровне, допускающая
большое число ассоциативных
связей в процессе осмысления
информации, излагаемой при раскрытии
внутрипредметной и межпредметной
связи, исключая детализацию и конкретизацию.
Как правило, стержень излагаемых теоретических
положений составляет научно-понятийная
и концептуальная основа всего курса или
крупных его разделов.
4. Проблемная лекция. На
этой лекции новое знание вводится
через проблемность вопроса, задачи
или ситуации. При этом процесс
познания студентов в сотрудничестве
и диалоге с преподавателем
приближается к исследовательской
деятельности. Содержание проблемы раскрывается
путем организации поиска ее решения или
суммирования и анализа традиционных
и современных точек зрения.
5. Лекция-визуализация представляет
собой визуальную форму подачи
лекционного материала средствами ТСО
или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции
сводится к развернутому или краткому
комментированию просматриваемых визуальных
материалов (натуральных объектов — людей
в их действиях и поступках, в общении
и в разговоре; минералов, реактивов, деталей
машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов;
символических, в виде схем, таблиц, графов,
графиков, моделей).
6. Бинарная лекция —
это разновидность чтения лекции
в форме диалога двух преподавателей
(либо как представителей двух
научных школ, либо как ученого
и практика, преподавателя и студента).
7. Лекция с заранее запланированными
ошибками рассчитана на стимулирование
студентов к постоянному контролю предлагаемой
информации (поиск ошибки: содержательной,
методологической, методической, орфографической).
В конце лекции проводится диагностика
слушателей и разбор сделанных ошибок.
8. Лекция-конференция проводится
как научно-практическое занятие,
с заранее поставленной проблемой и
системой докладов, длительностью 5—10
мин.
Каждое выступление представляет
собой логически законченный
текст, заранее подготовленный в рамках
предложенной преподавателем программы.
Совокупность представленных текстов
позволит всесторонне осветить проблему.
В конце лекции преподаватель подводит
итоги самостоятельной работы и выступлений
студентов, дополняя или уточняя предложенную
информацию, и формулирует основные выводы.
9. Лекция-консультация может
проходить по разным сценариям.
Первый вариант осуществляется по типу
«вопросы—ответы». Лектор отвечает в
течение лекционного времени на вопросы
студентов по всем разделу или всему курсу.
Второй вариант такой лекции, представляемой
по типу «вопросы—ответы—дискуссия»,
является трояким сочетанием: изложение
новой учебной информации лектором, постановка
вопросов и организация дискуссии в поиске
ответов на поставленные вопросы.
В практике высшей школы используются
и другие виды лекционной формы обучения.
17. Целостный
педагогический процесс.
Целостность является закономерным
свойством учебного процесса. Она
объективно существует, поскольку существует
в обществе школа, процесс обучения.
Например, для процесса обучения, взятого
в абстрактном понимании, такими
характеристиками целостности являются
единство преподавания и учения. А
для реальной педагогической практики
– единство образовательной, развивающей
и воспитательной функций. Но каждый
из названных процессов выполняет
и сопутствующие функции в
целостном образовательном процессе:
воспитание осуществляет не только воспитательную,
но и развивающую и образовательную
функции, а обучение немыслимо без
сопутствующего ему воспитания и
развития. Эти связи налагают отпечаток
на цели, задачи, формы и методы формирования
учебного процесса. Так, например, в
процессе обучения преследуется формирование
научных представлений, усвоение понятий,
законов, принципов, теорий, оказывающих
впоследствии большое влияние и
на развитие, и на воспитанность
личности. В содержании воспитания
преобладает формирование убеждений,
норм, правил и идеалов, ценностных
ориентации и т.д., но в то же время
формируются представления знания
и умения. Таким образом, оба процесса
ведут к главной цели – формированию
личности, но каждый из них способствует
достижению этой цели присущими ему
средствами. На практике этот принцип
реализуется комплексом задач урока,
содержанием обучения, т.е. деятельностью
учителя и учащихся, сочетанием различных
форм, методов и средств обучения.
В педагогической практике,
как и в педагогической теории,
целостность процесса обучения, как
комплексность его задач и
средств их реализации, находит выражение
в определении правильного соотношения
знаний, умений и навыков, в согласовании
процесса обучения и развития, в
объединении знаний, умений и навыков
в единую систему представлений
о мире и способах его изменения.
Схематически процесс
обучения, как целостную систему
можно представить следующим
образом:
18. Общее понятие
дидактики.
Дидактика — это крупная отрасль педагогики,
разрабатывающая теорию образования и
обучения.
Уточним: обучение является объектом
изучения ряда наук: психологии, методик
частных учебных предметов, логики, кибернетики-(например,
программированное обучение) и др. Притом
разных исследователей интересуют проблемы
своей науки, у них есть свой предмет.
Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги,
выступают “обучение как средство образования
и воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания
и учения, их единство” (В.В. Краевский)”,
а также условия, необходимые для протекания
процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)”.
Дидактика является одновременно и теоретической
и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная
функция заключается в том, что на основе
своих законов и закономерностей дидактика
устанавливает принципы обучения, определяет
содержание образования, дает рекомендации
о применении соответствующих форм, методов,
средств и организации обучения.
Теми же вопросами, что и дидактика занимаются
методики преподавания частных учебных
дисциплин, но в пределах одного конкретного
учебного предмета (математики, истории,
биологии и т.д.). Их потому и называют частной
дидактикой.
Общая дидактика решает следующие задачи.
- Она определяет цель образования и обучения.
Иначе говоря, отвечает на вопрос: для
чего учить? Именно от этой целевой установки
зависит все остальное в обучении. Если
целью обучения признать усвоение содержания
образования, то наряду с ней дидактика
решает и другую, не менее важную задачу:
разностороннее воспитание гармонически
развитой личности через обучение. Таким
образом, обучение выступает одним из
средств воспитания и развития человека.
Следовательно, дидактика призвана решать
проблемы развития и формирования личности
в учебном процессе и через обучение.
- Из цели вытекает и содержание образования
и обучения. То есть дидактика ищет ответ
на вопрос: чему учить?
- Возникает еще один вопрос: как учить?
Это значит, что дидактика разрабатывает
вопрос о формах, методах и организации
учебной работы.
- В процессе обучения используются соответствующие
дидактические средства: учебники и учебные
пособия, наглядно-изобразительные, звуковые,
различные технические средства, радио-
и электронная техника, учебное оборудование.
Все они играют существенную роль во взаимосвязи
преподавания — учения. Одна из задач
дидактики — разработка общих принципов
создания и использования этих средств
в учебных целях.
- Дидактика изучает общие законы, закономерности
и тенденции в учебном процессе. На их
основе, как уже было сказано, формулируются
принципы и правила обучения. Соблюдение
последних обеспечивает успех обучения.
Знание их позволяет эффективно и целенаправленно
варьировать учебный процесс в зависимости
от возраста учащихся, индивидуальных
особенностей ученика, особенностей содержания
учебного материала, межпредметных связей,
форм, методов и приемов учебной работы.
- В дидактике также разрабатываются вопросы,
связанные с источниками и методами исследования
проблем обучения; рассматриваются перспективы
развития и совершенствования содержания,
форм, методов и организации образования.
Дидактика анализирует и обобщает конкретные
данные частных дидактик, вместе с тем
общая дидактика сама служит научной основой
частных методик и выполняет для них роль
методологии. Дидактика имеет непосредственную
связь с гносеологией (теорией познания),
формальной логикой (воспитание культуры
мышления), психологией, социологией, историей
педагогики, кибернетикой (организация
обратной связи в процессе обучения) и
другими науками.
19. Характеристика
развивающей функции воспитания.
Под воспитанием понимается
процесс систематического и целенаправленного
воздействия на духовное и физическое
развитие личности в целях подготовки
ее к общественной, культурной и
производственной деятельности. Само
воспитание как средство подготовки
подрастающих поколений к жизни
возникло вмести с появлением человеческого
общества. Общественный прогресс и
стал возможен лишь потому, что каждое
вступающее в жизнь новое поколение
овладевало производственным, социальным
и духовным опытом предков, и, обогащая
его, уже в более развитом виде
передавало своим потомкам.
Функции воспитания:
- Ориентирующая
- Идеологическая
- Социально-прогностическая
- Стратегическая
- Нормативная
- Организационная
- Развивающая (преобразовательная, формирующе-развивающая)
В соответствии с современными
научными концепциями педагогики о
признании самоценности периода
детства, на первый план в дошкольной
и школьной педагогике выдвигается
развивающая функция воспитания.
Под развивающей функцией воспитания
понимается обеспечение становления
личности ребенка и раскрытие
его индивидуальных особенностей (познавательных,
коммуникативных, творческих, регуляторных).
Для воспитания гармонично развитой,
конкурентоспособной личности педагог
должен постоянно совершенствовать
способы интеллектуальной деятельности
ученика.
Развивающая функция обучения
состоит в ориентации учебного процесса
на потенциальные возможности человека
и на их реализацию. Развивающая
функция обучения рассматривалась
в работах таких известных
педагогов, как И.Г. Пестолоцци, А. Дистервег,
К.Д. Ушинский, Л.С. Выгодский, Л.В. Занков,
В.В. Давыдов и др.
Структура развивающего обучения
представляет собой цепь усложняющихся
предметных задач, которые вызывают
у учащегося потребность в
овладении новыми знаниями и навыками,
в создании новых схем решений
и новых способов действий. При
этом на первый план выступает не только
актуализация ранее усвоенных знаний
и способов действия, но и выдвижение
гипотез, поиск новых идей и разработка
оригинальных решений. Таким образом,
в самом процессе обучения ученик
поднимается на новые ступени
интеллектуального и личностного
развития.
Основная задача преподавателя
в процессе развивающего обучения –
организация учебной деятельности,
направленной на формирование познавательной
самостоятельности учащихся.
20. Формы, методы
воспитания
Форма воспитательного процесса
– это доступный внешнему восприятию
образ взаимодействия детей с
педагогом, сложившейся благодаря
системе используемых средств, выстраиваемых
в определенном логическом обеспечении
метода работы с детьми.
Классификация форм воспитания:
- По количеству участников:
- Индивидуальные
- Групповые
- Массовые
- По времени
- Кратковременные
- Продолжительные
- По методу воспитательного воздействия:
- Словесные
- Практические
- Наглядные
- По преимущественному компоненту
- Словесно-логические
- Образно-художественные
- Трудовые
- Игровые
- Психологические
Методы воспитания - способы
воздействия воспитателя (педагога),
на сознание учащихся, их волю и чувства
с целью формирования у них
определенных убеждений и навыков.
Выделяют следующие методы
воспитания:
- Методы формирования сознания личности
(рассказ, беседа, лекция, диспут, метод
примера);
- Методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения личности
(приучение, метод создания воспитывающих
ситуаций, педагогическое требование,
инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- Методы стимулирования и мотивации деятельности
и поведения личности (соревнование, познавательная
игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, наказание и др.);
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
в воспитании.
21. Понятие о
формах организации обучения.
Дискуссии вокруг
проблемы форм организации учебного
процесса в школе не утихают на
страницах педагогической литературы.
И это не случайно. Четкого определения
в педагогической науке понятий
"форма организации обучения"
или "организационные формы обучения",
как и понятия "формы учебной
работы" как педагогических категорий
пока нет. Прав И.Ф. Харламов, констатируя,
что "к сожалению, понятие это
не имеет в дидактике достаточно
четкого определения", и что
многие ученые просто обходят этот
вопрос и ограничиваются обыденным
представлением о сущности данной категории.
Тщательный анализ различных позиций
в определении данного понятия,
предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует
о том, что подавляющее большинство
ученых-педагогов дают этому понятию
слишком общее определение. Поводом
к такому выводу послужило определение
этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет:
"Организационную форму обучения
мы определим как взаимодействие
учителя и учащихся, регулируемое
определенным, заранее установленным
порядком и режимом". Естественно,
напрашивается вопрос: что такое
форма организации обучения? В
чем состоит ее сущность? Что такое
"организация" в данном контексте?