Лекции по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:46, курс лекций

Описание работы

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

Содержание

1.Суть и назначение педагогики
2.Педагогическая культура народа (педагогика как общественная практика)
3.Педагогика как теория и практика
4.Возникновение педагогической науки
5.Гуманистическая педагогика
6.Предмет и объект педагогики
7.Функции и задачи педагогики
8.Связь педагогики с другими науками
9.Педагогика в системе наук
10.Образование как общечеловеческая ценность
11.Образование как социокультурный феномен
12.Образование как педагогический процесс
13.Понятия воспитания, обучения, образования
14.Методы педагогического исследования
15.Образовательная система в РФ
16.Общие формы организации учебной деятельности
17.Целостный педагогический процесс
18.Общее понятие дидактики
19.Характеристика развивающей функции воспитания
20.Формы, методы воспитания
21.Понятие о формах организации обучения
22.Урок как основная форма организации учебного процесса
23.Лекционно-семинарская система
24.Методы осуществления целостного педагогического процесса

Работа содержит 1 файл

педа.docx

— 191.56 Кб (Скачать)

Виды лекций

1 . Вводная лекция дает  первое целостное представление  об учебном предмете и ориентирует  студента в системе работы  по данному курсу. Лектор знакомит  студентов с назначением и  задачами курса, его ролью и  местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована  на изложение и объяснение  студентам научной информации, подлежащей  осмыслению и запоминанию. Это  самый традиционный тип лекций  в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция —  это систематизация научных знаний  на высоком уровне, допускающая  большое число ассоциативных  связей в процессе осмысления  информации, излагаемой при раскрытии  внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На  этой лекции новое знание вводится  через проблемность вопроса, задачи  или ситуации. При этом процесс  познания студентов в сотрудничестве  и диалоге с преподавателем  приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет  собой визуальную форму подачи  лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция —  это разновидность чтения лекции  в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух  научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными  ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится  как научно-практическое занятие,  с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5—10 мин.

Каждое выступление представляет собой логически законченный  текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может  проходить по разным сценариям.  Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

 

17. Целостный  педагогический процесс.

 

Целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она  объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого  в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А  для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей  и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет  и сопутствующие функции в  целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную  функции, а обучение немыслимо без  сопутствующего ему воспитания и  развития. Эти связи налагают отпечаток  на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в  процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих  впоследствии большое влияние и  на развитие, и на воспитанность  личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время  формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему  средствами. На практике этот принцип  реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью  учителя и учащихся, сочетанием различных  форм, методов и средств обучения.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как  комплексность его задач и  средств их реализации, находит выражение  в определении правильного соотношения  знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в  объединении знаний, умений и навыков  в единую систему представлений  о мире и способах его изменения.

Схематически процесс  обучения, как целостную систему  можно представить следующим  образом:

 

 

 

 

18. Общее понятие  дидактики.

 

Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Уточним: обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов, логики, кибернетики-(например, программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет.

Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги, выступают “обучение как средство образования и воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство” (В.В. Краевский)”, а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)”.

Дидактика является одновременно и теоретической и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается в том, что на основе своих законов и закономерностей дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.

Теми же вопросами, что и дидактика занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики, истории, биологии и т.д.). Их потому и называют частной дидактикой.

Общая дидактика решает следующие задачи.

  1. Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает и другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учебном процессе и через обучение.
  2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?
  3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы.
  4. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, различные технические средства, радио- и электронная техника, учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания — учения. Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях.
  5. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказано, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, индивидуальных особенностей ученика, особенностей содержания учебного материала, межпредметных связей, форм, методов и приемов учебной работы.
  6. В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.

 

 

19. Характеристика  развивающей функции воспитания.

 

Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного  воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и  производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни  возникло вмести с появлением человеческого  общества. Общественный прогресс и  стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение  овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.

Функции воспитания:

    • Ориентирующая
    • Идеологическая
    • Социально-прогностическая
    • Стратегическая
    • Нормативная
    • Организационная
    • Развивающая (преобразовательная, формирующе-развивающая)

 

В соответствии с современными научными концепциями педагогики о  признании самоценности периода  детства, на первый план в дошкольной и школьной педагогике выдвигается  развивающая функция воспитания. Под развивающей функцией воспитания понимается обеспечение становления  личности ребенка и раскрытие  его индивидуальных особенностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных).

Для воспитания гармонично развитой, конкурентоспособной личности педагог  должен постоянно совершенствовать способы интеллектуальной деятельности ученика.

 

Развивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающая  функция обучения рассматривалась  в работах таких известных  педагогов, как И.Г. Пестолоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.С. Выгодский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.

 

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся  предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в  овладении новыми знаниями и навыками, в создании новых схем решений  и новых способов действий. При  этом на первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинальных решений. Таким образом, в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени  интеллектуального и личностного  развития.

 

Основная задача преподавателя  в процессе развивающего обучения –  организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности учащихся. 

20. Формы, методы  воспитания

 

Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с  педагогом, сложившейся благодаря  системе используемых средств, выстраиваемых  в определенном логическом обеспечении  метода работы с детьми.

Классификация форм воспитания:

  1. По количеству участников:
    • Индивидуальные
    • Групповые
    • Массовые
  2. По времени
    • Кратковременные
    • Продолжительные
  3. По методу воспитательного воздействия:
    • Словесные
    • Практические
    • Наглядные
  4. По преимущественному компоненту
    • Словесно-логические
    • Образно-художественные
    • Трудовые
    • Игровые
    • Психологические

 

Методы воспитания - способы  воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства  с целью формирования у них  определенных убеждений и навыков.

Выделяют следующие методы воспитания:

  • Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  • Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

21. Понятие о  формах организации обучения.

 

Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения  в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "формы учебной  работы" как педагогических категорий  пока нет. Прав И.Ф. Харламов, констатируя, что "к сожалению, понятие это  не имеет в дидактике достаточно четкого определения", и что  многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным  представлением о сущности данной категории. Тщательный анализ различных позиций  в определении данного понятия, предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует  о том, что подавляющее большинство  ученых-педагогов дают этому понятию  слишком общее определение. Поводом  к такому выводу послужило определение  этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет: "Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным  порядком и режимом". Естественно, напрашивается вопрос: что такое  форма организации обучения? В  чем состоит ее сущность? Что такое "организация" в данном контексте?

Информация о работе Лекции по "Основам педагогики"