Лекции по "Общей педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа содержит 1 файл

педагогика-лекции.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 

  1. Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.

Современная педагогика выдвигает на первый план интересы воспитанника, его личностное развитие. Это предполагает интерес и уважение к каждому воспитаннику, стремление сформировать полноценную, способную к самореализации личность.

  • Личностный подход предполагает изучение того пути, который проделал человек в процессе своего социального становления.
  • Индивидуализация в работе с учащимися означает необходимость изучения и учета важнейших биологических детерминант: темперамента, характера, психического и соматического здоровья.
  • Дифференциация требует выявления и развития способностей и склонностей воспитанников, а также создания условий для их актуализации. При этом под склонностями мы понимает характеристику процесса деятельности. А под способностями характеристику результата деятельности.

 

 

 

 

Тема 9.  ОСНОВЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МАСТЕРСТВА

 

ПЛАН:

  1. Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса).
  2. Содержание и структура понятия «педагогическое мастерство».
  3. Предпосылки и условия формирования мастерства педагога.
  4. Компоненты педагогической деятельности.
  5. Мастерство педагогического взаимодействия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

    • Основы педагогического мастерства./ Под ред.И.А.Зязюна. – М.,1989.
    • Гин А.А. Приемы педагогической техники.- Гомель: ИПП «Сож»,1999
    • Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методич.пособие. – М.: Изд «Гном и Д», 2001.
    • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч.                           пособие. – М.,1998
    • Соловейчик С. Час ученичества. – М., 1970  (и другие книги этого автора)

 

1. Жрец  или ремесленник?

Место педагогической профессии в социуме (из истории  вопроса).

Профессия и должность  воспитателя (учителя) появляются уже  в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячелетия до н.э.) можно видеть глубокие различия в оценке обществом и самооценке представителей этой профессии.

В Древнем Египте учителя  – это жрецы: уважаемые, грозные  и таинственные. В зависимом положении  от них находились даже фараон и  члены его семьи. В тот же период в Месопотамии учителя школ, называемых Дома табличек, – это бедняки, вынужденные для пропитания выманивать подарки у родителей учеников.

В Древней Греции (IV-II вв. до н.э.) дидаскалы – свободные  граждане, влияния которых на молодежь общество даже побаивается. Вспомним, к примеру, обвинения, выдвинутые против Сократа. В Древнем Риме периода империи (I-IV вв.) учителя находятся на государственной службе. Это чиновники, назначаемые и контролируемые администрацией.

В древности учитель  чаще всего на виду, он представитель  сравнительно редкой профессии. Массовой эта профессия становится  с ХVII в., т.е. с началом Нового времени. Но благоговейное отношение к выдающимся учителям сохраняется и делает их личности легендарными (Коменский, Песталоцци, Корчак).

В Древней Руси грамотность появилась одновременно с христианской религией. «Мастера грамоты», книжники были в числе уважаемых, хотя и вечно подозрительных людей. До сих пор понятие «грамотный» служит у нас синонимом слова «образованный».

Ярким примером отношения  к педагогу служит произведение Кирилла Туровского «Слово о том, яко не забывали учителей своих»:

«Если и научился, и от простого человека – не иерея, – то держи в своем  сердце и уме память о нем до исхода души своей...

Не  помнящие же, откуда добро познали, те подобны голодному и замерзшему псу, которого согрели и накормили. [А] он начал лаять на согревшего и накормившего его.»


Давайте вспомним своего любимого педагога, и попробуем  назвать, что же выделяло его из среды  собратьев по профессии.

 

2.Содержание  и структура понятия «педагогическое мастерство».

3.Предпосылки  и условия формирования мастерства  педагога.

 

В ту пору, когда профессия  учителя стала одной из массовых, все чаще стали звучать вопросы: откуда берутся хорошие педагоги? Как распознать, получится из студента хороший педагог или нет? 

Ученые начали изучать  психологические характеристики выдающихся педагогов современности и прошлого, создавать модели личности педагога-мастера. Интересный подход к проблеме предложил  украинский ученый И.А.Зязюн: ряд продуктивных идей он позаимствовал у педагогики искусства.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень  самоорганизации профессиональной деятельности педагога.

 

 

Компоненты  педагогического мастерства

 

 

Гуманистическая направленность личности

Профессиональ-ные  знания

Педагогические  способности

Педагогическая 

техника

Интересы

Потребности

Мотивация

Ценности

Идеалы 

Предмета

Методики его преподавания

Педагогики

Психологии

Современных образователь-ных  технологий

Коммуникатив-ные

Перцептивные (эмпатия, интуиция, наблю-дательность)

Креативные

Эмоциональная заразительность

Эмоциональная устойчивость

Оптимизм 

Управление собой

и управление другими 

Аристизм: выразительность  и техника речи, пластическая и  мимическая выразительность, обаяние

Профессиональ-ный образ

Ис

точ

ни ки

Воспитание в семье

Самовоспитание 

Образование

Самообразова-ние 

Развиваются из задатков при усло-вии актуализации

Занятия по методикам  театральной педагогики



4. Структура  педагогической деятельности.

В деятельности современного педагога можно выделить следующие  структурные компоненты:

      • Проективный. Включает определение целей и задач педагогического процесса, планирование деятельности педагогов и воспитанников.
      • Организационный. Предполагает создание условий для развития и самоактуализации личности воспитанника.
      • Коммуникативный. Включает общение
                  • с воспитанниками,
                  • с родителями,
                  • с коллегами.
      • Гностический. Ведет к постижению новых идей, методик, профессионально значимых сведений.
      • Педагогический мониторинг. Обеспечивает
        • анализ и самоанализ личности педагога как субъекта педагогического процесса;
        • отслеживание и анализ
            • хода,
            • результатов,
            • перспектив

 

5. Мастерство  педагогического взаимодействия.

Деятельность учителя  сложна, ответственна, трудоемка. Его  иногда называют «навечно вызванный к доске». Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения:

  • познание личности воспитанника;
  • сообщение и обмен информацией;
  • организация деятельности воспитанников;
  • обмен ролями;
  • сопереживание;
  • самоутверждение;
  • .....

 

Современная педагогика выделяет три основных стиля педагогического общения:

    • Авторитарный: общение-дистанция, общение-устрашение.
    • Демократический, построенный на основе совместной деятельности, предполагающий диалогичность, дружеское расположение к воспитаннику.
    • Либеральный или анархический: общение-заигрывание, общение-попустительство.

Продуктивным считается  лишь демократический стиль общения. Однако в педагогике искусства, в  силу специфики психологических  отношений в творческом коллективе педагог-руководитель не может избежать элементов авторитаризма в общении. А иногда он вынужден идти и на либерализацию своих отношений с воспитанниками.

Важным условием продуктивности педагогического взаимодействия является педагогический такт (от латинского tactus – прикосновение, ощущение). Тактом называют чувство меры, подсказывающее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. Блестяще сформулировал это требование А.С.Пушкин: «Истинный вкус видим мы не в отвержении или принятии того-то и того-то, но в чувстве соразмерного и сообразного».

К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».


 

 

 

 

 

Современные представления  о мастерстве педагогического взаимодействия отражают ведущие идеи педагогики сотрудничества:

    • Единство целей педагога и воспитанника.
    • Личностный подход: уважение и понимание особенностей личности ученика.
    • Индивидуальный подход: понимание и использование био-генетических особенностей ученика.
    • Опора на продуктивную мотивацию учения.
    • Использование современных методов преподавания.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

 

  1. Почему в педагогической науке ХХ в. возникло новое понятие – педагогическое мастерство?
  2. Раскройте содержание и структуру понятия «педагогическое мастерство». Объясните происхождение основных компонентов мастерства педагога.
  3. Приведите примеры проявления (отсутствия) в деятельности педагога компонентов педагогического мастерства.
  4. Объясните, как в ходе педагогической практики студентов БГУК осваиваются основные компоненты педагогической деятельности.
  5. Приведите примеры реализации различных функций педагогического общения, используя свой опыт ученика.
  6. Приведите примеры различных стилей педагогического общения в учебно-творческих коллективах.
  7. Представьте, что вы руководите творческим коллективом школьников. Как вы будете реализовать в своей деятельности идеи педагогики сотрудничества?

 

Тема 10.  МЕТОДОЛОГИЯ  И  МЕТОДИКА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ПЛАН

    1. Методологическая основа педагогических исследований.
    2. Классификация методов педагогического исследования.
    3. Этапы педагогического исследования.
    4. Структура изложения педагогического исследования (на примере курсовой работы).
    5. Способы популяризации результатов педагогических исследований.

 

Методология – это  система принципов и способов организации и построения теоретической  и практической деятельности. Объективной основой для разработки педагогических идей является философия. Философы практически всех направлений признают универсальным для современных исследований системно-структурный подход. Согласно этому подходу, все, что подлежит изучению, рассматривается как обособленная система, и в ее пределах проводится исследование интересующих педагогов качеств и характеристик. Большие педагогические системы состоят из меньших подсистем. Те, в свою очередь имеют свои компоненты.


 

 

 

 

 

    1. Классификация методов педагогического исследования.

 

  • Метод исследования в науке – это путь познания объективной реальности.
  • Методика педагогических исследований опирается на ряд общенаучных принципов и подходов:
  • Системный подход к педагогическим явлениям и фактам;
  • Личностный подход (уважение прав, свобод, уникальной ценности личности);
  • Деятельностный подход
  • Соответствие этическим и правовым нормам

 

  • Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические

      -    системы,

          • явления,
          • процессы.
  • Предметами исследования бывают
          • элементы педагогического процесса,
          • связи и соотношения элементов (система зависимостей)
  • По целям методы педагогических исследований можно классифицировать, разделив на три большие группы:

Фундаментальные

Прикладные

Разработки

Раскрывают закономерности процесса воспитания

Определяют пути совершенствования  содержания и методов воспитания

Создают конкретные методики и методические разработки


  • По характеру действий исследователя научно-педагогические методы можно подразделить на
          • Теоретические,
          • Эмпирические,
          • Экспериментальные.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы исследования определяют степень научной разработанности проблемы, уровень ее теоретического осмысления. К теоретическим методам относятся сравнение, систематизация, анализ, синтез, структурирование, реферирование и т.д.

Информация о работе Лекции по "Общей педагогике"