Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций
Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Современная педагогика выдвигает на первый план интересы воспитанника, его личностное развитие. Это предполагает интерес и уважение к каждому воспитаннику, стремление сформировать полноценную, способную к самореализации личность.
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
ПЛАН:
ЛИТЕРАТУРА:
1. Жрец или ремесленник?
Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса).
Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячелетия до н.э.) можно видеть глубокие различия в оценке обществом и самооценке представителей этой профессии.
В Древнем Египте учителя – это жрецы: уважаемые, грозные и таинственные. В зависимом положении от них находились даже фараон и члены его семьи. В тот же период в Месопотамии учителя школ, называемых Дома табличек, – это бедняки, вынужденные для пропитания выманивать подарки у родителей учеников.
В Древней Греции (IV-II вв. до н.э.) дидаскалы – свободные граждане, влияния которых на молодежь общество даже побаивается. Вспомним, к примеру, обвинения, выдвинутые против Сократа. В Древнем Риме периода империи (I-IV вв.) учителя находятся на государственной службе. Это чиновники, назначаемые и контролируемые администрацией.
В древности учитель чаще всего на виду, он представитель сравнительно редкой профессии. Массовой эта профессия становится с ХVII в., т.е. с началом Нового времени. Но благоговейное отношение к выдающимся учителям сохраняется и делает их личности легендарными (Коменский, Песталоцци, Корчак).
В Древней Руси грамотность появилась одновременно с христианской религией. «Мастера грамоты», книжники были в числе уважаемых, хотя и вечно подозрительных людей. До сих пор понятие «грамотный» служит у нас синонимом слова «образованный».
Ярким примером отношения к педагогу служит произведение Кирилла Туровского «Слово о том, яко не забывали учителей своих»:
«Если и научился, и от простого человека – не иерея, – то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...
Не помнящие же, откуда добро познали, те подобны голодному и замерзшему псу, которого согрели и накормили. [А] он начал лаять на согревшего и накормившего его.»
Давайте вспомним своего любимого педагога, и попробуем назвать, что же выделяло его из среды собратьев по профессии.
2.Содержание и структура понятия «педагогическое мастерство».
3.Предпосылки
и условия формирования
В ту пору, когда профессия учителя стала одной из массовых, все чаще стали звучать вопросы: откуда берутся хорошие педагоги? Как распознать, получится из студента хороший педагог или нет?
Ученые начали изучать
психологические характеристики выдающихся
педагогов современности и
Педагогическое мастерство
– это комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень
самоорганизации
Компоненты педагогического мастерства
Гуманистическая направленность личности |
Профессиональ-ные знания |
Педагогические способности |
Педагогическая техника | |
Интересы Потребности Мотивация Ценности Идеалы |
Предмета Методики его преподавания Педагогики Психологии Современных образователь-ных технологий |
Коммуникатив-ные Перцептивные (эмпатия, интуиция, наблю-дательность) Креативные Эмоциональная заразительность Эмоциональная устойчивость Оптимизм |
Управление собой и управление другими Аристизм: выразительность и техника речи, пластическая и мимическая выразительность, обаяние Профессиональ-ный образ | |
Ис точ ни ки |
Воспитание в семье Самовоспитание |
Образование Самообразова-ние |
Развиваются из задатков при усло-вии актуализации |
Занятия по методикам театральной педагогики |
4. Структура педагогической деятельности.
В деятельности современного педагога можно выделить следующие структурные компоненты:
5. Мастерство
педагогического
Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют «навечно вызванный к доске». Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения:
Современная педагогика выделяет три основных стиля педагогического общения:
Продуктивным считается лишь демократический стиль общения. Однако в педагогике искусства, в силу специфики психологических отношений в творческом коллективе педагог-руководитель не может избежать элементов авторитаризма в общении. А иногда он вынужден идти и на либерализацию своих отношений с воспитанниками.
Важным условием продуктивности педагогического взаимодействия является педагогический такт (от латинского tactus – прикосновение, ощущение). Тактом называют чувство меры, подсказывающее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. Блестяще сформулировал это требование А.С.Пушкин: «Истинный вкус видим мы не в отвержении или принятии того-то и того-то, но в чувстве соразмерного и сообразного».
К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Современные представления о мастерстве педагогического взаимодействия отражают ведущие идеи педагогики сотрудничества:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЛАН
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Объективной основой для разработки педагогических идей является философия. Философы практически всех направлений признают универсальным для современных исследований системно-структурный подход. Согласно этому подходу, все, что подлежит изучению, рассматривается как обособленная система, и в ее пределах проводится исследование интересующих педагогов качеств и характеристик. Большие педагогические системы состоят из меньших подсистем. Те, в свою очередь имеют свои компоненты.
- системы,
Фундаментальные |
Прикладные |
Разработки |
Раскрывают закономерности процесса воспитания |
Определяют пути совершенствования содержания и методов воспитания |
Создают конкретные методики и методические разработки |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы исследования определяют степень научной разработанности проблемы, уровень ее теоретического осмысления. К теоретическим методам относятся сравнение, систематизация, анализ, синтез, структурирование, реферирование и т.д.