Лекции по "Общей педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа содержит 1 файл

педагогика-лекции.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

Дидактические принципы разрабатывались на протяжении столетий. В их вычленение и формулирование внесли свой вклад такие выдающиеся педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.

К числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести:

НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ –  требует опоры на современный  уровень научных достижений в  области содержания предмета и методики его преподавания

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И  ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной  и практической деятельности.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским)

Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа.

В преподавании предметов  эстетического цикла этот принцип  реализуется циклично.

ДОСТУПНОСТЬ – следует  различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых ( а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню эмоционального опыта.

НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский  пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход.

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ обеспечивает целостность  развития личности учащихся. Термин введен И.Ф.Гербартом.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива: интерес и ответственность.

Содержание  образования и основные тенденции  его формирования на современном  этапе развития общества

Под содержанием образования  понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по применению знаний. НАВЫКИ – это умения. Доведенные до автоматизма. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля.

Художественное  образование осуществляется в нашей  стране на трех уровнях:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или  БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем.

УГЛУБЛЕННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного  творчества путем углубленного (предпрофессионального  обучения основам искусств и  активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий учреждениях дополнительного образования и специальных школ системы Мин.Культ-ры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется  в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования.

Этапы получения  образования (проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):

Дошкольный


Школьный

Предпрофессиональный (ср. специальное образование)

Профессиональный (высшее образование)

Послевузовский (пов. квалификации и переквалификация, а также      магистратура, аспирантура, докторантура

Образование пенсионеров

Документы и материалы, отражающие содержание образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

 Компоненты:

Базовый – обязателен для всех учреждений, обеспечивающих среднее образование;

Дифференцированный – позволяет осуществить дифференциацию образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся

 Школьный – позволяет  школам отразить местную специфику,  в соответствии с потребностями  и возможностями региона.

Типы учебных  планов:

Типовой – разрабатывается Мин.обр-я и предлагается всем уч. заведениям школьного типа

 Индивидуальный –  разрабатывается лицеями, гимназиями  и колледжами и утверждается  на уровне городских, областных  и республиканских органов нар.  обр-я (в зависимости от подчинения)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или  специализации.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ  КНИГИ. Жанры:

    • учебник,
    • учебная книга,
    • учебное пособие,
    • методическое пособие,
    • методическая разработка (методич. рекомендации).

 

Тема 3.  Дидактика : формы и методы

организации учебного процесса

ПЛАН

    1. Формы организации учебного процесса и их реализация в сфере художественного образования.
    2. Классификации методов образования и их воплощение в сфере художественного образования.
    3. Урок как основная единица современного образовательного процесса. Типы уроков искусства.

В зависимости от типа учреждения и целей учебного процесса современная система художественного  образования подразделяется на

Академические – предполагают строго очерченные содержание, сроки его реализации, формы и требования к контролю за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического документа, подтверждающий успешное окончание образования.

Досуговые – более или менее строго очерчивают лишь содержание образования. Остальные требования либо носят весьма свободный характер (сроки реализации, формы контроля), либо имеют стимулирующий характер (контроль, документы, подтверждающие получение образования).

В зависимости от количества учеников, с которыми работает преподаватель, формы обучения можно подразделить на коллективные, групповые и индивидуальные:

 

 

Академические

Досуговые

 

Коллективные

 

Урок

Лекция

Конференция

Концерт

Праздник

Лекция-концерт (в т.ч. «Свет и звук»)

Парк

Выставка

Фестиваль

 

Групповые

Семинар

Факультатив

Лабор. занятия

Студия, секция

Экскурсия

Кружок

 

Индивидуальные 

Инд. занятия

Дом. задания

Экзамен

Зачет

Консультация 

Инд. занятия 

Инд. работа на дому с  детьми, инвалидами, престарелыми

Интернет 


Наиболее распространенная в наши дни классно-урочная форма организации занятий предполагает:

    • Разделение учеников на группы (классы) по годам обучения;
    • Работа с группой (или индивидуально) по строгому расписанию, определяющему начало, конец и содержание (предмет) урока.

Такая форма была детально разработана и описана в начале XVII в. Я.А.Коменским и, просуществовав 300 лет, начинает на наших глазах разрушаться. Происходит взаимопроникновение досуговых  и академических форм. Индивидуальные формы занятий становятся все более востребованными и развиваются на новой технологической основе: видео, аудио, компьютерные обучающие и тестирующие программы.

Традиционная  структура урока (разработана в начале XIX в. Гербартом):

    • Орг.момент
    • Повторение пройденного   
    • Объяснение нового материала
    • Закрепление
    • Дом.задание

Иные типы уроков:

Урок-экскурсия

Урок-конференция

Урок-концерт

Урок-репетиция

Контрольный урок и т.д.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Существует множество  классификаций методов обучения. В зависимости от основания классификации  можно выделить следующие:

По источнику  получения знаний

    • Словесные
    • Наглядные
    • Практические

По целям  учебного процесса

    • Методы ознакомления с новым материалом
    • Методы закрепления полученных знаний
    • Методы контроля за усвоением знаний

По типу деятельности учащихся

  • Репродуктивные – воспроизводят действия и суждения педагога;
  • Проблемно-поисковые – субъективно моделируют процесс научного или творческого поиска на основании существующих образцов (открытий, изобретений, шедевров);
  • Творческие – включают учащихся в процесс реального творчества в сфере исследовательской, изобретательской или художественно-творческой деятельности.

На практике методы обучения взаимодействуют между  собой:

Методы ознакомления      Репродуктивные


с новым материалом



Методы закрепления     

полученных знаний


 

Методы контроля                      Творческие


 

 

Тема 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ПРОЦЕССА  ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН

 

  1. Педагогическая сущность понятия «воспитание»
  2. Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания.
  3. Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей.
  4. Принципы воспитания

 

Мы уже говорили на первой лекции о воспитании в самом  широком смысле – как о процессе передачи социального опыта. Но воспитание можно рассматривать и в узком  смысле, в том, в котором мы обычно сопоставляем или даже противопоставляем два процесса: воспитание и образование.

Например, по В.И.Далю

ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный  сведениями (противоположность –  невежда);

ВОСПИТАННЫЙ человек  – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа).

Следовательно, воспитанный  человек подчиняется неким правилам (нормам, моделям поведения), существующим в современном ему обществе. Поэтому  процесс воспитания может отчасти  рассматриваться как процесс  формирования динамических стереотипов, которые проявляются в виде навыков и привычек поведения. (Вспомним построенные на несоответствии сформированных в разных обществах привычек кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» или «Человек ниоткуда»).

Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.


 

 

Как видим, центральное  место в этом процессе уделяется  активным усилиям самого воспитанника. Между тем, философы эпохи Просвещения придерживались несколько иного мнения. Англичанин Джон Локк писал:

«девять десятых  тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми  или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми».

Ему вторит француз Гельвеций:

«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»


 

 

 

А теперь обратимся к  важнейшим отличительным особенностям процесса воспитания. Для этого вслед  за Далем сравним процессы образования и воспитания. Мы обнаружим в них ряд различий:

  1. В содержании понятий:

Образование – процесс  овладения знаниями;

Воспитание – процесс  овладения социальным опытом.

  1. В последовательности этапов этих процессов:

     Обучение  как основная часть образовательного процесса строится линейно: восприятие → понимание → осмысление → обобщение → закрепление →  применение.

     В воспитании  схема часто теряет ряд звеньев,  иногда их традиционный порядок  нарушается: следом за восприятием  нередко сразу идет применение (подражание), которое закрепляется в качестве динамического стереотипа. И лишь позднее (иногда гораздо позже) воспитанник проходит стадию осмысления и обобщения. Так мы усваиваем, к примеру, большинство бытовых норм поведения.

ПРИМЕР: овладение навыками пользования столовым прибором.

    Раскрытие  механизма овладения нормами  поведения в обществе может  иметь не только научный интерес,  но и создавать интересный  эстетический эффект.

ПРИМЕР: сцена с бананами из брестского спектакля «Маугли».

  1. В применимости к этим процессам понятий «целостность» и «дискретность».

Учебный материал членится на темы, уроки и т.д.

Воспитание – целостный  процесс, в котором можно выделить своего рода «доминанты»: сензитивные  периоды, зоны актуального развития и т.д.

  1. В возможностях проверки результатов педагогической деятельности.

Проверить результаты процесса обучения возможно с высокой степенью достоверности: контрольные, зачеты, экзамены и т.д.

Результаты процесса воспитания проявляются неявно, отсроченно. Трудно доказать, что полученный результат является результатом усилий именно этого педагога.

Информация о работе Лекции по "Общей педагогике"