Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций
Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Дидактические принципы разрабатывались на протяжении столетий. В их вычленение и формулирование внесли свой вклад такие выдающиеся педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.
К числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести:
НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – требует опоры на современный уровень научных достижений в области содержания предмета и методики его преподавания
ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной и практической деятельности.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским)
Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа.
В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклично.
ДОСТУПНОСТЬ – следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых ( а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню эмоционального опыта.
НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ обеспечивает целостность развития личности учащихся. Термин введен И.Ф.Гербартом.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива: интерес и ответственность.
Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества
Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по применению знаний. НАВЫКИ – это умения. Доведенные до автоматизма. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля.
Художественное образование осуществляется в нашей стране на трех уровнях:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем.
УГЛУБЛЕННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий учреждениях дополнительного образования и специальных школ системы Мин.Культ-ры.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования.
Этапы получения образования (проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):
Дошкольный
Школьный
Предпрофессиональный (ср. специальное образование)
Профессиональный (высшее образование)
Послевузовский (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура
Образование пенсионеров
Документы и материалы, отражающие содержание образования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Компоненты:
Базовый – обязателен для всех учреждений, обеспечивающих среднее образование;
Дифференцированный – позволяет осуществить дифференциацию образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся
Школьный – позволяет
школам отразить местную
Типы учебных планов:
Типовой – разрабатывается Мин.обр-я и предлагается всем уч. заведениям школьного типа
Индивидуальный –
разрабатывается лицеями,
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.
СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или специализации.
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Жанры:
Тема 3. Дидактика : формы и методы
организации учебного процесса
ПЛАН
В зависимости от типа
учреждения и целей учебного процесса
современная система
Академические – предполагают строго очерченные содержание, сроки его реализации, формы и требования к контролю за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического документа, подтверждающий успешное окончание образования.
Досуговые – более или менее строго очерчивают лишь содержание образования. Остальные требования либо носят весьма свободный характер (сроки реализации, формы контроля), либо имеют стимулирующий характер (контроль, документы, подтверждающие получение образования).
В зависимости от количества учеников, с которыми работает преподаватель, формы обучения можно подразделить на коллективные, групповые и индивидуальные:
Академические |
Досуговые | |
Коллективные |
Урок Лекция Конференция |
Концерт Праздник Лекция-концерт (в т.ч. «Свет и звук») Парк Выставка Фестиваль |
Групповые |
Семинар Факультатив Лабор. занятия |
Студия, секция Экскурсия Кружок |
Индивидуальные |
Инд. занятия Дом. задания Экзамен Зачет Консультация |
Инд. занятия Инд. работа на дому с детьми, инвалидами, престарелыми Интернет |
Наиболее распространенная в наши дни классно-урочная форма организации занятий предполагает:
Такая форма была детально разработана и описана в начале XVII в. Я.А.Коменским и, просуществовав 300 лет, начинает на наших глазах разрушаться. Происходит взаимопроникновение досуговых и академических форм. Индивидуальные формы занятий становятся все более востребованными и развиваются на новой технологической основе: видео, аудио, компьютерные обучающие и тестирующие программы.
Традиционная структура урока (разработана в начале XIX в. Гербартом):
Иные типы уроков:
Урок-экскурсия
Урок-конференция
Урок-концерт
Урок-репетиция
Контрольный урок и т.д.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Существует множество
классификаций методов
По источнику получения знаний
По целям учебного процесса
По типу деятельности учащихся
На практике методы обучения взаимодействуют между собой:
Методы ознакомления
с новым материалом
Методы закрепления
полученных знаний
Методы контроля Творческие
Тема 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
ПЛАН
Мы уже говорили на первой лекции о воспитании в самом широком смысле – как о процессе передачи социального опыта. Но воспитание можно рассматривать и в узком смысле, в том, в котором мы обычно сопоставляем или даже противопоставляем два процесса: воспитание и образование.
Например, по В.И.Далю
ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный сведениями (противоположность – невежда);
ВОСПИТАННЫЙ человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа).
Следовательно, воспитанный
человек подчиняется неким
Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.
Как видим, центральное место в этом процессе уделяется активным усилиям самого воспитанника. Между тем, философы эпохи Просвещения придерживались несколько иного мнения. Англичанин Джон Локк писал:
«девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми».
Ему вторит француз Гельвеций:
«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»
А теперь обратимся к
важнейшим отличительным
Образование – процесс овладения знаниями;
Воспитание – процесс овладения социальным опытом.
Обучение как основная часть образовательного процесса строится линейно: восприятие → понимание → осмысление → обобщение → закрепление → применение.
В воспитании
схема часто теряет ряд
ПРИМЕР: овладение навыками пользования столовым прибором.
Раскрытие
механизма овладения нормами
поведения в обществе может
иметь не только научный
ПРИМЕР: сцена с бананами из брестского спектакля «Маугли».
Учебный материал членится на темы, уроки и т.д.
Воспитание – целостный процесс, в котором можно выделить своего рода «доминанты»: сензитивные периоды, зоны актуального развития и т.д.
Проверить результаты процесса обучения возможно с высокой степенью достоверности: контрольные, зачеты, экзамены и т.д.
Результаты процесса воспитания проявляются неявно, отсроченно. Трудно доказать, что полученный результат является результатом усилий именно этого педагога.