- Формирование осознанных критериев качества творческой деятельности (мастерства). Неудовлетворенность низким уровнем своего мастерства нередко приводит к отказу от творческих занятий.
- Влияние педагога помогает значительной части подростков перейти от наивного реализма к полноценному эстетическому восприятию искусства.
Юношеский возраст выводит учащихся к порогу самостоятельной
жизни, по этой причине юность ищет в искусстве
«зеркало», которое отражало бы ее интересы,
манеры, слэнг. В юности принимаются решения
о профессиональном выборе и месте искусства
в жизни.
- Закономерности эстетического воспитания школьников.
Важнейшие закономерности
эстетического воспитания были установлены
в отечественной педагогике благодаря
обширным исследованиям художественных интересов
школьников, которые проводились в 70-е
годы ХХ в. Было установлено, что:
- Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
- Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
- Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
- Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
- Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.
Тема 7. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
План
- Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.
- Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.
- Культура как цель и средство семейного воспитания.
- Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Макаренко А.С. Книга для родителей.
- Лесгафт П.Ф. Лекции о семейном воспитании.
- Мир детства: Энциклопедия для родителей в 4 т.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988
- Конвенция о правах ребенка. Принята 44-йсессией Ген.ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. – М., 1990.
- Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.
Семейное воспитание
– древняя, но отнюдь не древнейшая
форма организации воспитательного
процесса в человеческом обществе.
Историки считают, что более древняя
форма – «общественное», т.е. определяемое
и организованное племенем воспитание. С процессами выделения семьи
связано осознание особого места ребенка
в иерархии семейных ценностей. У разных
этносов мы встречаем различные, иногда
диаметрально противоположные трактовки
этой ценности: и высшая ценность, и проявление
рока, судьбы, и реализация долга перед
обществом...
Простейшие и самые
распространенные методы семейного
воспитания:
-
Пример
- Поощрение
- Наказание
- Педагогическое требование
- Приучение, упражнение
- Сообщение
- Методы контроля и педагогических перспектив
- Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.
Влияние семьи на ребенка
сильнее иных воспитательных воздействий.
С возрастом оно ослабевает, но
никогда не утрачивается полностью.
В семье формируются те качества,
которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут: это
базовые ценности человека, коммуникативные
навыки, хозяйственно-бытовые умения и
др.
Тем не менее, на протяжении
всего ХХ столетия социологи, политики
и педагоги указывали на тревожные
тенденции, говорящие об ослаблении внутрисемейных связей и даже о разрушении
института семьи. Эти тенденции носят
глобальный характер, они порождены изменениями
многих социально-экономических параметров:
в образовательной, производственной,
бытовой, правовой сферах. В сфере семьи
и семейного воспитания они приводят:
- К изменению структуры семьи. Патриархальная семья, объединяющая под одной крышей или в пределах одного населенного пункта несколько тесно взаимодействующих поколений родственников исчезает. Ей на смену приходит «нуклеарная» (от nucleus – ядро), состоящая из родителей и детей, нуждающихся в опеке.
Следствия этой тенденции:
- Потеря преемственности в передаче основных навыков ухода и воспитания.
- Появление многочисленных профессий (в т.ч. – социального педагога), призванных восполнить пробелы семейного воспитания; своего рода – суррогаты родительских функций.
- Издание огромного количества пособий для родителей, с характерным унифицированным подходом к участникам воспитательного процесса.
- К росту числа неполных семей. Нередко в таких семьях родители испытывают неосознанное стремление к «реваншу», настаивая на том, чтобы дети жили и развивались по навязанному им сценарию.
- К профессиональной дифференциации во всех сферах. Это приводит к потере взаимосвязи между ступенями и субъектами воспитания.
Для нашего общества, кроме
уже упоминавшихся явлений характерны:
- Резкое имущественное и социальное расслоение. Как следствие – рост числа неблагополучных семей.
- Т.наз. «малодетность» семей является не только демографической, но и психолого-педагогической проблемой.
- Сокращение государственных расходов на дошкольное и внешкольное воспитание. Большинство родителей не готово самостоятельно организовывать эти воспитательные функции, причем не только из-за недостатка средств, но и из-за недостатка знаний о современных педагогических требованиях в этой сфере.
- Культура как цель и средство семейного воспитания.
Культуру можно рассматривать
как систему ценностей, созданных
в материальной и духовной (этической,
эстетической, научной) сферах. Помимо
создания и сохранения, понятие культуры
включает и восприятие этих ценностей.
Именно в семье формируются первичные
и самые прочные ценностные ориентации,
выстраивается фундаментальная иерархия
ценностей.
В то же время явления
художественной культуры служат яркими примерами, родители активно
используют их в самых разных воспитывающих
ситуациях.
Взаимный интерес родителей
и детей к разнообразным явлениям
культуры создает пространство для
интенсивного, педагогически содержательного
общения на всех возрастных этапах.
- Проблемы семейного воспитания как аспект
профессиональной
деятельности культуролога.
В своей профессиональной
деятельности культурологи (в зависимости
от специализации) выполняют функции
преподавателя, педагога-консультанта,
организатора досуга детей и взрослых и т.д. Мощным воспитывающим
средством становятся и явления искусства,
созданные или пропагандируемые выпускниками
нашего вуза. В связи с этим целесообразно
выделить типичные для сегодняшнего этапа
развития нашего общества ошибки семейного
воспитания.
- Построение родителями воспитания как субъект-объектного, а не субъект-субъектного процесса.
- Механический перенос в свою семью стереотипов родительской семьи.
- Отказ ребенку в праве на индивидуальные особенности и оригинальный (не похожий на родительский) путь личностного развития.
- Авторитаризм или наоборот – безответственно либеральный стиль общения и построения взаимоотношений.
- Представление о педагогике как о своде универсальных правил и рецептов.
- Перенос центра тяжести в воспитании с обеспечения духовных потребностей на обеспечение материальных потребностей (включая обеспечение носителями духовных ценностей – книгами, современной аппаратурой, оплатой поездок и т.д.).
- Непонимание роли самовоспитания и саморазвития родителей в воспитании детей.
- Психологическая неграмотность. Чаще всего выражается в неадекватной оценке возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и – как следствие – неадекватном выборе средств и методов воспитания.
Несмотря на обилие и
разнообразие типичных ошибок семейного воспитания, общество выработало
всего три взаимосвязанных и взаимодополняющих
средства их преодоления:
- Педагогическое просвещение родителей; консультирование родителей.
- Подготовка молодежи к семейной жизни и воспитанию детей.
- Тесное взаимодействие с семьей учебных и воспитательных учреждений.
- Пропаганда семейных ценностей средствами художественной культуры.
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И
ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПЛАН:
- Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.
- Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.
- Педагогические проблемы творческого коллектива.
- Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.
- Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.
Коллективом (от латинского collectivus – собирательный) называют
группу людей, объединенную совместной
целеустремленной деятельностью и организацией
этой деятельности. Коллектив создается
и укрепляется в процессе решения практических
задач.
Идеи коллективизма, сформулированные
К.Марксом и Ф.Энгельсом, приобрели
в советской педагогике самодовлеющее
значение. Важную роль сыграла при
этом педагогическая и особенно популяризаторская
деятельность Антона Семеновича Макаренко (1888 – 1939).
Макаренко выдвинул идею
воспитывающего коллектива, разработал
стадии развития коллектива. Однако догматическое,
формально идеологизированное применение
этих идей привело в советской педагогике к
противопоставлению коллектива и личности.
Из средства развития личности коллектив
зачастую превращался в средство нивелировки
и подавления индивидуальности. Коллектив
и личность оказались не сопоставленными,
а противопоставленными явлениями.
В педагогической теории
и практике ХХ века изучение опыта
создания и развития коллективов
сыграло важную и вполне позитивную
роль. Прежде всего, это позволило
целенаправленно создавать работоспособные
коллективы в тех областях деятельности, которые являются коллективными
по самой своей сути (например, творческие
коллективы). Кроме того, в СССР, в условиях,
когда психологические и социально-психологические
исследования были практически под запретом,
изучение внутриколлективных отношений
было единственным способом установления
закономерностей группового общения и
деятельности.
В современной педагогике
вопросы формирования и развития
ученического, досугового, производственного
и иных коллективов рассматриваются
с опорой на данные психологии личности, социальной психологии.
Педагогика ищет эффективные инструменты
реализации данных этих наук в педагогической
практике. Такими инструментами становятся
методы и приемы воспитания.
- Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.
Вслед за Макаренко, современная
педагогика выделяет не менее трех
стадий развития коллектива.
стадия |
СУЩНОСТЬ |
СХЕМА |
Предва-ритель-ный этап |
Аморфная группа.
Руководитель вынужден
работать с каждым в отдельности |
|
I |
Первоначальное сплочение.
Выделение актива.
Требования выдвигает
педагог.
|
|
II |
Стабилизация структуры
коллектива на основе отношений зависимой
ответственности.
Начинают действовать
механизмы самоорганизации и
саморегуляции.
Педагог направляет действия
коллектива по принципу параллельного
действия, повышает социальный статус отверженных
и не принятых. |
|
III |
Расцвет коллектива:
демократизм, оптимизм, общность
традиций, перспектив.
Руководитель – равноправный
член и лидер коллектива.
В группе отсутствуют
отверженные. |
|
- Педагогические проблемы творческого коллектива.
В условиях работы с творческим
коллективом руководитель помимо общепедагогических
проблем сталкивается с необходимостью
- Диагностики и развития общих и специальных способностей и склонностей членов коллектива.
- Выявления и развития творческой индивидуальности членов коллектива.
- Разработки и реализации творческой концепции коллектива.
- Разрешения и предотвращения конфликтов между творческими личностями, а также между отдельными личностями и коллективом.
При этом руководитель творческого
коллектива обязан стать подлинным креативным
лидером, берущим на себя ответственность
за развитие и самореализацию каждого
члена коллектива и коллектив в целом.
Это делает неизбежными элементы авторитаризма
в стиле педагогического руководства.