Лекции по "Общей педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа содержит 1 файл

педагогика-лекции.doc

— 278.00 Кб (Скачать)
    • Формирование осознанных критериев качества творческой деятельности (мастерства). Неудовлетворенность низким уровнем своего мастерства нередко приводит к отказу от творческих занятий.
    • Влияние педагога помогает значительной части подростков перейти от наивного реализма к полноценному эстетическому восприятию искусства.

Юношеский возраст выводит учащихся к порогу самостоятельной жизни, по этой причине юность ищет в искусстве «зеркало», которое отражало бы ее интересы, манеры, слэнг. В юности принимаются решения о профессиональном выборе и месте искусства в жизни.

 

    1. Закономерности эстетического воспитания школьников.

Важнейшие закономерности эстетического воспитания были установлены  в отечественной педагогике благодаря  обширным исследованиям художественных интересов школьников, которые проводились в 70-е годы ХХ в. Было установлено, что:

    • Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
    • Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
    • Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
    • Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
    • Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.

 

 

Тема 7. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

 

План 

    1. Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.
    2. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.
    3. Культура как цель и средство семейного воспитания.
    4. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  • Макаренко А.С. Книга для родителей.
  • Лесгафт П.Ф. Лекции о семейном воспитании.  
  • Мир детства: Энциклопедия для родителей в 4 т.
  • Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988
  • Конвенция о правах ребенка. Принята 44-йсессией Ген.ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. – М., 1990.

 

    1. Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.

 

Семейное воспитание – древняя, но отнюдь не древнейшая форма организации воспитательного  процесса в человеческом обществе. Историки считают, что более древняя  форма – «общественное», т.е. определяемое и организованное племенем воспитание. С процессами выделения семьи связано осознание особого места ребенка в иерархии семейных ценностей. У разных этносов мы встречаем различные, иногда диаметрально противоположные трактовки этой ценности: и высшая ценность, и проявление рока, судьбы, и реализация долга перед обществом...

Простейшие и самые  распространенные методы семейного  воспитания:

  • Пример
  • Поощрение
  • Наказание
  • Педагогическое требование
  • Приучение, упражнение
  • Сообщение
  • Методы контроля и педагогических перспектив

 

  1. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.

Влияние семьи на ребенка  сильнее иных воспитательных воздействий. С возрастом  оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут: это базовые ценности человека, коммуникативные навыки, хозяйственно-бытовые умения и др.

Тем не менее, на протяжении всего ХХ столетия социологи, политики и педагоги указывали на тревожные  тенденции, говорящие об ослаблении внутрисемейных связей и даже о разрушении института семьи. Эти тенденции носят глобальный характер, они порождены изменениями многих социально-экономических параметров: в образовательной, производственной, бытовой, правовой сферах. В сфере семьи и семейного воспитания они приводят:

  • К изменению структуры семьи. Патриархальная семья, объединяющая под одной крышей или в пределах одного населенного пункта несколько тесно взаимодействующих поколений родственников исчезает. Ей на смену приходит «нуклеарная» (от nucleus – ядро), состоящая из родителей и детей, нуждающихся в опеке.

  Следствия этой тенденции:

  • Потеря преемственности в передаче основных навыков ухода и воспитания.
  • Появление многочисленных профессий (в т.ч. – социального педагога), призванных восполнить пробелы семейного воспитания; своего рода – суррогаты родительских функций.
  • Издание огромного количества пособий для родителей, с характерным унифицированным подходом к участникам воспитательного процесса.
  • К росту числа неполных семей. Нередко в таких семьях родители испытывают неосознанное стремление к «реваншу», настаивая на том, чтобы дети жили и развивались по навязанному им сценарию.
  • К профессиональной дифференциации во всех сферах. Это приводит к потере взаимосвязи между ступенями и субъектами воспитания.

 

Для нашего общества, кроме  уже упоминавшихся  явлений характерны:

  • Резкое имущественное и социальное расслоение. Как следствие – рост числа неблагополучных семей.
  • Т.наз. «малодетность» семей является не только демографической, но и психолого-педагогической проблемой.
  • Сокращение государственных расходов на дошкольное и внешкольное воспитание. Большинство родителей не готово самостоятельно организовывать эти воспитательные функции, причем не только из-за недостатка средств, но и из-за недостатка знаний о современных педагогических требованиях в этой сфере.

 

  1. Культура как цель и средство семейного воспитания.

Культуру можно рассматривать  как систему ценностей, созданных  в материальной и духовной (этической, эстетической, научной) сферах. Помимо создания и сохранения, понятие культуры включает и восприятие этих ценностей. Именно в семье формируются первичные и самые прочные ценностные ориентации, выстраивается фундаментальная иерархия ценностей.

 


 

 

В то же время явления  художественной культуры служат яркими примерами, родители активно используют их в самых разных воспитывающих ситуациях.

Взаимный интерес родителей  и детей к разнообразным явлениям культуры создает пространство для  интенсивного, педагогически содержательного  общения на всех возрастных этапах.

 

  1. Проблемы семейного воспитания как аспект

профессиональной  деятельности культуролога.

 

В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости  от специализации) выполняют функции  преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга детей и взрослых и т.д. Мощным воспитывающим средством становятся и явления искусства, созданные или пропагандируемые выпускниками нашего вуза. В связи с этим целесообразно выделить типичные для сегодняшнего этапа развития нашего общества ошибки семейного воспитания.

  1. Построение родителями воспитания как субъект-объектного, а не субъект-субъектного процесса.
  2. Механический перенос в свою семью стереотипов родительской семьи.
  3. Отказ ребенку в праве на индивидуальные особенности и оригинальный (не похожий на родительский) путь личностного развития.
  4. Авторитаризм или наоборот – безответственно либеральный стиль общения и построения взаимоотношений.
  5. Представление о педагогике как о своде универсальных правил и рецептов.
  6. Перенос центра тяжести в воспитании с обеспечения духовных потребностей на обеспечение материальных потребностей (включая обеспечение носителями духовных ценностей – книгами, современной аппаратурой, оплатой поездок и т.д.).
  7. Непонимание роли самовоспитания и саморазвития родителей в воспитании детей.
  8. Психологическая неграмотность. Чаще всего выражается в неадекватной оценке возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и – как следствие – неадекватном выборе средств и методов воспитания.


 

 

 

 

Несмотря на обилие и  разнообразие типичных ошибок семейного воспитания, общество выработало всего три взаимосвязанных и взаимодополняющих средства их преодоления:

  • Педагогическое просвещение родителей; консультирование родителей.
  • Подготовка молодежи к семейной жизни и воспитанию детей.
  • Тесное взаимодействие с семьей учебных и воспитательных учреждений.
  • Пропаганда семейных ценностей средствами художественной культуры.

 

Тема 8.  КОЛЛЕКТИВ  И  ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

ПЛАН:

  1. Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.
  2. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.
  3. Педагогические проблемы творческого коллектива.
  4. Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.

 

  1. Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.

Коллективом (от латинского collectivus – собирательный) называют группу людей, объединенную совместной целеустремленной деятельностью и организацией этой деятельности. Коллектив создается и укрепляется в процессе решения практических задач.

Идеи коллективизма, сформулированные К.Марксом и Ф.Энгельсом, приобрели  в советской педагогике самодовлеющее  значение. Важную роль сыграла при  этом педагогическая и особенно популяризаторская деятельность Антона Семеновича Макаренко (1888 – 1939).

Макаренко выдвинул идею воспитывающего коллектива, разработал стадии развития коллектива. Однако догматическое, формально идеологизированное применение этих идей привело в советской педагогике к противопоставлению коллектива и личности. Из средства развития личности коллектив зачастую превращался в средство нивелировки и подавления индивидуальности. Коллектив и личность оказались не сопоставленными, а противопоставленными явлениями.

В педагогической теории и практике ХХ века изучение опыта  создания и развития коллективов  сыграло важную и вполне позитивную роль. Прежде всего, это позволило  целенаправленно создавать работоспособные  коллективы в тех областях деятельности, которые являются коллективными по самой своей сути (например, творческие коллективы). Кроме того, в СССР, в условиях, когда психологические и социально-психологические исследования были практически под запретом, изучение внутриколлективных отношений было единственным способом установления закономерностей группового общения и деятельности.

В современной педагогике вопросы формирования и развития ученического, досугового, производственного  и иных коллективов рассматриваются  с опорой на данные психологии личности, социальной психологии. Педагогика ищет эффективные инструменты реализации данных этих наук в педагогической практике. Такими инструментами становятся методы и приемы воспитания.

 

 

 

 

 

 

  1. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.

Вслед за Макаренко, современная  педагогика выделяет не менее трех стадий развития коллектива.

стадия

СУЩНОСТЬ

СХЕМА

Предва-ритель-ный  этап

Аморфная группа.

Руководитель вынужден работать с каждым в отдельности

 

I

Первоначальное сплочение. Выделение актива.

Требования  выдвигает  педагог.

 

II

Стабилизация структуры  коллектива на основе отношений зависимой  ответственности.

Начинают действовать  механизмы самоорганизации и  саморегуляции.

Педагог направляет действия коллектива по принципу параллельного  действия, повышает социальный статус отверженных и не принятых.

 

III

Расцвет коллектива:

демократизм, оптимизм, общность традиций, перспектив.

Руководитель – равноправный член и лидер коллектива.

В группе отсутствуют  отверженные.

 

 

  1. Педагогические проблемы творческого коллектива.

В условиях работы с творческим коллективом руководитель помимо общепедагогических проблем сталкивается с необходимостью

  • Диагностики и развития общих и специальных способностей и склонностей членов коллектива.
  • Выявления и развития творческой индивидуальности членов коллектива.
  • Разработки и реализации творческой концепции коллектива.
  • Разрешения и предотвращения конфликтов между творческими личностями, а также между отдельными личностями и коллективом.

 

При этом руководитель творческого  коллектива обязан стать подлинным креативным лидером, берущим на себя ответственность за развитие и самореализацию каждого члена коллектива и коллектив в целом. Это делает неизбежными элементы авторитаризма в стиле педагогического руководства.

Информация о работе Лекции по "Общей педагогике"