Лекции по "Общей педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа содержит 1 файл

педагогика-лекции.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 


 

 

 

 

 

 

II. Методы организации  деятельности воспитанников. Обеспечивают формирование социального опыта.

    • Игра – первый из методов воспитания как в онтогенезе, так и в филогенезе. Отношение к игровой деятельности на протяжении истории человечества неоднократно менялось (лишь во второй половине ХХ века взрослые перестали стесняться потребности в игре и появилось выражение homo lusor – человек играющий). Разновидности игровой деятельности:
          • манипулятивная,
          • предметная,
          • ролевая,
          • игра-театрализация,
          • подвижная или спортивная,
          • дидактическая,
          • деловая,
          • и т.д.......
    • Педагогическое требование. Различают прямое и косвенное пед. требование (например, к косвенным относятся
          • просьба,
          • совет,
          • предложение
          • намек.


 

 

 

 

 

 

 

    • Приучение – организация деятельности воспитанников, направленная на формирование привычек поведения. Чаще всего осуществляется путем упражнения в том или ином действии. (Например, знаки внимания, соблюдение гигиенических требований и т.д.). Приучение может осуществляться в отношении человека любого возраста. Например, миллионы взрослых людей сейчас осваивают правила поведения в Интернете.
    • Создание воспитывающих ситуаций. Простейший вариант этого метода – поручение. Более сложные версии часто имеют игровой характер (тимуровское движение, детско-юношеские организации и т.д.). Начало сознательного применения воспитывающих ситуаций мы встречаем еще в суровой педагогике древней Спарты.

 

III. Методы педагогического  стимулирования.

Эти методы воспитания направлены на активизацию позитивного развития личности и торможение деструктивных  педагогических процессов. (По латыни stimulus – острая палка, которой погоняли животных.)

    • Метод соревнования является одним из самых актуальных в современной педагогике, поскольку опирается на ситуации конкуренции.
    • Метод педагогических перспектив  описан и введен в широкую практику А.С.Макаренко, который блестяще намечал педагогически содержательные перспективы,  актуальные для всего коллектива воспитанников. Различают перспективы
              • ближние
              • дальние

        их выбор зависит от возраста  воспитанников.

 

 

 

 

 

В следующих типах  методов педагогического стимулирования необходимо выделить педагогичные (гуманные) и непедагогичные (негуманные) методы.

 

ГУМАННЫЕ

НЕГУМАННЫЕ

Методы педагогического  контроля и оценки

Проверка выполнения поручения;

контроль

Подсматривание, подслушивание, обыск, использование доноса

 

Методы поощрения

Доверие, одобрение, воодушевление, похвала, признание, награда, уважение

Заигрывание, подкуп, потворство, привилегии, лесть, восхваление

 

Методы наказания

Порицание, осуждение, отсрочка поощрения, ограничение прав, упрек, укор, отказ

Физические наказания, оскорбление, унижение, запугивание, изоляция, бойкот


 

Среди форм организации  воспитательного процесса выделяют

  • семейное,
  • дошкольное,
  • школьное,
  • внешкольное

Выделяют  также индивидуальное воспитание, воспитание в группе и  в коллективе.

 

4. Руководство  процессами самовоспитания.

 

Самовоспитание –  это сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности. Способность к самовоспитанию развивается в конце подросткового – начале юношеского возраста. Педагог может помочь воспитаннику

    • осознать личностно содержательную цель самовоспитания;
    • провести самонаблюдение, самоанализ и выявить дистанцию для достижения цели самовоспитания;
    • сформулировать комплекс задач и отобрать способы их решения; разработать программу самовоспитания, наметить этапы ее реализации;
    • проводить поэтапный контроль решения поставленных задач;
    • при достижении намеченной цели самовоспитания помочь в выдвижении новой цели.

 

 

 

 Тема 6. СУЩНОСТЬ И  ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН:

    1. Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.
    2. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.
    3. Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.
    4. Закономерности эстетического воспитания школьников.

 

1.Педагогическая  сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.

 

Искусство является одним из важнейших средств воспитания и развития личности. В  приобщении человека к искусству можно выделить два тесно взаимодействующих процесса: эстетическое воспитание и художественное образование. Они соотносятся между собой примерно так же, как воспитание и образование вцелом.

Целью художественного  образования является формирование у учащихся

знаний

 

теории

умений

в области

истории

навыков

 

практики искусства


 

Цель эстетического  воспитания значительно шире. Это воспитание личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности.


Какие явления  мы называем эстетическими?

 

Как могут  сочетаться в человеке высокий или низкий уровни эстетической воспитанности и художественной образованности?

 

    1. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.

Типологию видов художественной деятельности можно строить на нескольких классификационных основах. Интересно, что на практике разные типологии используются не альтернативно, а во взаимосвязи.

Первая классификация  опирается на характер деятельности воспитанника. В ней различают

    • перцептивная деятельность (восприятие искусства);
    • когнитивная  или познавательная деятельность (изучение искусства);  
    • художественно-творческая деятельность (т.е. самостоятельное создание или исполнение явлений искусства).

Другая классификация  опирается на характер творческого  процесса и базовые характеристики созданных образов. В ней различают

    • литературное творчество (создает универсальные образы);
    • изобразительное творчество (создает пространственные образы);
    • музыкальное творчество (создает временные образы);
    • театральное творчество (создает пространственно-временные образы);
    • техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.).

 

На основе вашего личного опыта ученика  и воспитанника опишите варианты взаимодействия различных видов  эстетической деятельности.

 

Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. перцептивном, когнитивном и художественно-творческом.

 

3.Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.

 

Эстетическое развитие личности начинается еще до рождения.

В пренатальный период ребенок начинает слышать и даже различать звуки: примерно с середины общего срока внутриутробного развития он улавливает голос матери, а примерно с 7-го месяца – и громкие внешние звуки. Особую роль в этих процессах играют пение матери и звуки музыки.

В младенческом и преддошкольном периоде (от рождения до 3 лет) происходит развитие всех органов чувств и становление процессов восприятия.

Развитие музыкальности  опирается на развитие слуха и  двигательной координации.

Развитие зрения и  игровая деятельность формируют  координацию глаз-рука. Книжная иллюстрация  становится важным источником эстетических впечатлений и обеспечивает интеллектуальное развитие. Игрушки и другие предметы, окружающие ребенка, формируют его цветовые привычки и пристрастия, помогают (или мешают) развитию манипулятивной деятельности.

Общение взрослых с ребенком является необходимым условием развития речи. Детские стихи и сказки с их простой рифмой и четким ритмом интенсифицируют этот процесс и развивают речевой слух ребенка.

Домашние мультимедийные средства в этот период скорее вредны, нежели полезны для эстетического  и интеллектуального развития ребенка.

Для этого возраста характерен очень короткий объем произвольного  внимания (до 15 минут), а также быстрая  эмоциональная утомляемость.

Период детства приходится на дошкольный и младший школьный возраст.

Ведущим видом деятельности в этот период является изобразительная. В области восприятия этот период дает возможность начинать приобщение к явлениям изобразительного искусства на выставках, в музеях. В познавательной сфере – ребенок осваивает названия цветов, важнейших пространственных понятий, основных жанров живописи и т.д. Самостоятельная изобразительная деятельность детей  имеет ряд особенностей: эмоциональность цветовосприятия и цветопередачи, плоскостность и условность в передаче форм. Дети рисуют то, что понимают, а не то, что видят, причем рисуют по воображению, а не с натуры. Важно в этот период знакомить детей с разнообразными способами создания визуальных образов – это позволит точнее определить склонности ребенка.

Период детства является сензитивным для освоения музыкальной  грамоты и навыков музыкального исполнительства. У одаренных детей в этот период удается диагностировать музыкальные способности.

Развитие речи обогащается  за счет освоения чтения. Правильную орфоэпию и интонационное богатство помогут  сформировать аудио и видеозаписи  исполнения мастеров художественного слова.

Знакомство с театральным  искусством обычно начинается с кукольного театра. Для маленьких зрителей характерны:

    • восприятие цвета, света, музыкально-ритмического и пластического рисунка спектакля (но не его вербального содержания);
    • легкость восприятия условности, потребность в соучастии;
    • боязнь фрустраций;
    • потребность в физической подвижности;
    • объем внимания от 30 до 40 минут.

В самостоятельную педагогическую проблему в этом возрастном периоде  превращается освоение этикетных требований при посещении театров, выставок, музеев, концертов.

Очень активно воспринимаются в этот период явления художественной культуры, предъявленные при помощи домашних мультимедийных средств. Важно, чтобы это были действительно  явления культуры, а не их суррогаты.

Подростковый период распадается на два этапа: младший подростковый (10-13лет) и старший подростковый (14-16 лет). Объем внимания в этот и последующий период отчетливо связан с продолжительностью школьного урока – 45 минут.

Для младших подростков характерны

    • чувство взрослости;
    • наивный реализм;
    • интерес к сюжету (его «физической» динамике);
    • «черно-белая» палитра этических и эстетических оценок;
    • снижение эмпатии (особенно у мальчиков);
    • интерес к «страшилкам» и «ужастикам»;
    • частая смена интересов и видов творческой деятельности;

Это период начала формирования профессиональных и досуговых интересов. Поэтому особенно важно, чтобы хотя бы в одной из этих сфер искусство  утвердилось в качестве обязательного  компонента.

В старшем подростковом периоде девочки нередко обгоняют мальчиков в темпах  физиологического, а следовательно – эмоционального, а следовательно – эстетического развития. Это создает ряд проблем в организации художественного образования и эстетического воспитания. Кроме того, для этого «проблемного» периода характерны

Информация о работе Лекции по "Общей педагогике"