Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций
Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
II. Методы организации
деятельности воспитанников. Об
III. Методы педагогического стимулирования.
Эти методы воспитания направлены
на активизацию позитивного
их выбор зависит от возраста воспитанников.
В следующих типах
методов педагогического
ГУМАННЫЕ |
НЕГУМАННЫЕ | |
Методы педагогического контроля и оценки |
Проверка выполнения поручения; контроль |
Подсматривание, подслушивание, обыск, использование доноса |
Методы поощрения |
Доверие, одобрение, воодушевление, похвала, признание, награда, уважение |
Заигрывание, подкуп, потворство, привилегии, лесть, восхваление |
Методы наказания |
Порицание, осуждение, отсрочка поощрения, ограничение прав, упрек, укор, отказ |
Физические наказания, оскорбление, унижение, запугивание, изоляция, бойкот |
Среди форм организации воспитательного процесса выделяют
Выделяют также индивидуальное воспитание, воспитание в группе и в коллективе.
4. Руководство процессами самовоспитания.
Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности. Способность к самовоспитанию развивается в конце подросткового – начале юношеского возраста. Педагог может помочь воспитаннику
Тема 6. СУЩНОСТЬ И
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ПЛАН:
1.Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.
Искусство является одним из важнейших средств воспитания и развития личности. В приобщении человека к искусству можно выделить два тесно взаимодействующих процесса: эстетическое воспитание и художественное образование. Они соотносятся между собой примерно так же, как воспитание и образование вцелом.
Целью художественного образования является формирование у учащихся
знаний |
теории | |
умений |
в области |
истории |
навыков |
практики искусства |
Цель эстетического воспитания значительно шире. Это воспитание личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности.
Какие явления мы называем эстетическими?
Как могут сочетаться в человеке высокий или низкий уровни эстетической воспитанности и художественной образованности?
Типологию видов художественной деятельности можно строить на нескольких классификационных основах. Интересно, что на практике разные типологии используются не альтернативно, а во взаимосвязи.
Первая классификация опирается на характер деятельности воспитанника. В ней различают
Другая классификация опирается на характер творческого процесса и базовые характеристики созданных образов. В ней различают
На основе вашего личного опыта ученика и воспитанника опишите варианты взаимодействия различных видов эстетической деятельности.
Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. перцептивном, когнитивном и художественно-творческом.
3.Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.
Эстетическое развитие личности начинается еще до рождения.
В пренатальный период ребенок начинает слышать и даже различать звуки: примерно с середины общего срока внутриутробного развития он улавливает голос матери, а примерно с 7-го месяца – и громкие внешние звуки. Особую роль в этих процессах играют пение матери и звуки музыки.
В младенческом и преддошкольном периоде (от рождения до 3 лет) происходит развитие всех органов чувств и становление процессов восприятия.
Развитие музыкальности опирается на развитие слуха и двигательной координации.
Развитие зрения и игровая деятельность формируют координацию глаз-рука. Книжная иллюстрация становится важным источником эстетических впечатлений и обеспечивает интеллектуальное развитие. Игрушки и другие предметы, окружающие ребенка, формируют его цветовые привычки и пристрастия, помогают (или мешают) развитию манипулятивной деятельности.
Общение взрослых с ребенком является необходимым условием развития речи. Детские стихи и сказки с их простой рифмой и четким ритмом интенсифицируют этот процесс и развивают речевой слух ребенка.
Домашние мультимедийные средства в этот период скорее вредны, нежели полезны для эстетического и интеллектуального развития ребенка.
Для этого возраста характерен очень короткий объем произвольного внимания (до 15 минут), а также быстрая эмоциональная утомляемость.
Период детства приходится на дошкольный и младший школьный возраст.
Ведущим видом деятельности в этот период является изобразительная. В области восприятия этот период дает возможность начинать приобщение к явлениям изобразительного искусства на выставках, в музеях. В познавательной сфере – ребенок осваивает названия цветов, важнейших пространственных понятий, основных жанров живописи и т.д. Самостоятельная изобразительная деятельность детей имеет ряд особенностей: эмоциональность цветовосприятия и цветопередачи, плоскостность и условность в передаче форм. Дети рисуют то, что понимают, а не то, что видят, причем рисуют по воображению, а не с натуры. Важно в этот период знакомить детей с разнообразными способами создания визуальных образов – это позволит точнее определить склонности ребенка.
Период детства является сензитивным для освоения музыкальной грамоты и навыков музыкального исполнительства. У одаренных детей в этот период удается диагностировать музыкальные способности.
Развитие речи обогащается
за счет освоения чтения. Правильную орфоэпию
и интонационное богатство
Знакомство с театральным искусством обычно начинается с кукольного театра. Для маленьких зрителей характерны:
В самостоятельную педагогическую проблему в этом возрастном периоде превращается освоение этикетных требований при посещении театров, выставок, музеев, концертов.
Очень активно воспринимаются в этот период явления художественной культуры, предъявленные при помощи домашних мультимедийных средств. Важно, чтобы это были действительно явления культуры, а не их суррогаты.
Подростковый период распадается на два этапа: младший подростковый (10-13лет) и старший подростковый (14-16 лет). Объем внимания в этот и последующий период отчетливо связан с продолжительностью школьного урока – 45 минут.
Для младших подростков характерны
Это период начала формирования профессиональных и досуговых интересов. Поэтому особенно важно, чтобы хотя бы в одной из этих сфер искусство утвердилось в качестве обязательного компонента.
В старшем подростковом периоде девочки нередко обгоняют мальчиков в темпах физиологического, а следовательно – эмоционального, а следовательно – эстетического развития. Это создает ряд проблем в организации художественного образования и эстетического воспитания. Кроме того, для этого «проблемного» периода характерны