Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций
Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
У процесса обучения, как мы выяснили, только два мотива – интерес и ответственность. Это облегчает выбор педагогических стимулов.
У процесса воспитания (и самовоспитания) необозримое разнообразие мотивов и стимулов.
2. Проблема целей воспитания в педагогике.
Историческая динамика целей воспитания.
Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.
ЭПОХА |
ЦЕЛЬ |
СРЕДСТВА |
Первобытное общество |
Выживание в условиях противоборства с дикой природой |
«Искусственный» отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные «Венеры») |
Античность |
В Спарте – воспитание воина-захватчика. |
Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров |
В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека |
Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания гармо-нически развитой личности | |
Средневековье |
Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на религиозное и светское |
Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования |
Возрождение |
Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: гармо-ничность, предприим-чивость, оптимизм |
Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования. |
Просвещение |
Воспитание гражданина, ставящего общественные интересы выше личных |
Просвещение максимально широких слоев населения: обеспечение всеобщей грамотности, образование женщин |
Индустриаль-ная революция |
Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания |
Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства |
Социальная эволюция постиндустри-ального общества |
Поиски модели саморазвивающегося общества и гармоничной личности в нем |
Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса |
Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспитания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:
Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:
Анализируя взаимосвязь целей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
В решении этой задачи огромную роль играет искусство, ибо оно всегда личностно, субъективно, эмоционально. Проживая чужую жизнь, мы усваиваем ее социальный опыт, наша личность формируется под воздействием заразительных примеров, почерпнутых не только из жизни, но и из произведений искусства. перефразируя пушкинского Годунова, можно сказать, что не только науки, но и искусство «…сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
Важным компонентом мировоззрения являются ценностные ориентации личности. Культуру можно представить как систему ценностей. Таким образом, культурологи имеют аозможность воздействовать на весь спектр ценностных ориентаций в сфере
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Тема 5. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
План:
1.Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.
Метод – (от греч.) путь познания. Педагогический метод м.б. определен как система действий педагога в типичных педагогических ситуациях.
Метод воспитания – система действий, направленная на формирование личности воспитанника. Поскольку формирование личности происходит главным образом в процессе деятельности и общения, методы воспитания направлены гл.обр. на организацию деятельности и общения.
Прием – часть метода, описывающая конкретные действия педагога.
Например, для воспитания у подростков культуры общения с противоположным полом можно воспользоваться методом воспитания на положительном примере. Допустим, это будут галантные отношения во Франции XVII в., как их описал Дюма-отец. Реализация метода воспитания на положительном примере потребует в данном случае ряда конкретных педагогических действий:
В качестве средств воспитания выступают различные виды деятельности: познавательная, трудовая, эстетическая, социальная, физкультурно-спортивная и т.д.
Обстоятельства
2. Из истории методики воспитания.
Разнообразными методами воспитания родители и педагоги пользовались издревле, однако, их описание и сознательный анализ возникли лишь в эпоху Античности. Осознанный интерес к методам воспитания впервые зафиксирован в древней Спарте. Там старейшины приходили наблюдать за занятиями юношей и иногда меняли наставника, если он казался им недостаточно требовательным и жестким. Платон описывает детскую игру как способ освоения ребенком мира. Древнеримский учитель Квинтиллиан указывает на роль положительных и отрицательных примеров в формировании личности ученика.
Эпоха Средневековья всем воспитательным методам предпочитала наказание и внушение. Такая система характерна как для западной Европы, так и для Древней Руси («Домострой»).
Эпоха Просвещения создает мечту о новом, справедливо организованном обществе, создавать которое будут особые, новые люди. Для их воспитания отыскиваются и даже изобретаются новые методы, реализация которых под силу лишь профессиональным педагогам.
Эта тенденция, развиваясь и набирая силу, приводит в середине ХХ века к абсолютизации метода – т.наз. «рецептурной педагогике». У теоретиков и практиков создается впечатление, что любая педагогическая проблема может быть решена, если правильно ее классифицировать и найти к ней соответствующий «ключ». Разочарование в «рецептурной педагогике обусловило выдвижение на первый план педагогического процесса требование индивидуального подхода (индивидуализации) воспитания. Это требование, однако, не умаляет значения основных воспитательных методов.
3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога.
Простейший способ классификации методов воспитания предполагает распределение их в соответствии с задачами воспитания.
I. Методы развития
сознания и формирования
Главное требование к реализации этого метода – дать возможность высказаться как можно более широкому кругу участников.
Восприятие примера зависит от возраста воспитанника: