Лекции по "Общей педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа содержит 1 файл

педагогика-лекции.doc

— 278.00 Кб (Скачать)
  1. В характере мотивов, а, следовательно, в возможности использования стимулов.

У процесса обучения, как  мы выяснили, только два мотива –  интерес и ответственность. Это  облегчает выбор педагогических стимулов.

У процесса воспитания (и  самовоспитания) необозримое разнообразие мотивов и стимулов.

 

2. Проблема  целей воспитания в педагогике.

Историческая  динамика целей воспитания.

Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.

 

 

 

 

 

ЭПОХА

ЦЕЛЬ

СРЕДСТВА

 

Первобытное общество

Выживание  в условиях противоборства с дикой природой

«Искусственный» отсев  слабых – инициации; культ функцио-нальных  характеристик (первобытные «Венеры»)

 

 

 

 

Античность 

В Спарте – воспитание воина-захватчика.

Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров

 

В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека

Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания гармо-нически развитой личности

Средневековье

Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на религиозное и светское

Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих  вариантов содержания образования

Возрождение

Воспитание в соответ-ствии  с новыми иде-алами общества: гармо-ничность, предприим-чивость, оптимизм

Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования.

Просвещение

Воспитание гражданина, ставящего общественные интересы выше личных

Просвещение максимально  широких слоев населения: обеспечение  всеобщей грамотности, образование  женщин

 

Индустриаль-ная  революция

Разработка разноуров-невых  взаимосвязанных систем образования  и воспитания

Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства

Социальная  эволюция постиндустри-ального общества

Поиски модели саморазвивающегося общества

и гармоничной личности в нем

Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса


Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспитания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению  Конгресса США цель воспитания в  этой стране:

    • хороший гражданин,
    • хороший семьянин,
    • хороший труженик.

Японское правительство  выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:

    • Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.

Анализируя взаимосвязь  целей и средств воспитания и  их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим  закономерностям воспитания.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.

  1. Связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.
  2. Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целесообразно воздействовать на актуальные зоны развития: «не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целенаправлять, организовывать его, управлять им».(Л.С.Выготский).
  3. Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности.
  4. Взаимосвязь деятельности воспитателя и воспитанников; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.
  5. Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в целостном педагогическом процессе.

 

ЗАДАЧИ  ВОСПИТАНИЯ В  СВЕТЕ  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ЦЕННОСТЕЙ

  1. Формирование гуманистического мировоззрения (человек, его жизнь, свобода, счастье – главная ценность и богатство)

В решении этой задачи огромную роль играет искусство, ибо  оно всегда личностно, субъективно, эмоционально. Проживая чужую жизнь, мы усваиваем ее социальный опыт, наша личность формируется под воздействием заразительных примеров, почерпнутых не только из жизни, но и из произведений искусства. перефразируя пушкинского Годунова, можно сказать, что не только науки, но и искусство «…сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

Важным компонентом  мировоззрения являются ценностные ориентации личности. Культуру можно представить как систему ценностей. Таким образом, культурологи имеют аозможность воздействовать на весь спектр ценностных ориентаций в сфере

  • социально-политических ценностей;
  • профессиональных ценностей;
  • семейно-бытовых ценностей;
  • эстетических ценностей;
  • рекреационных ценностей и т.д.
  1. Формирование социального опыта. В процессе приобретения социального опыта складываются интересы, потребности, мотивация деятельности личности.
  1. Формирование активности личности путем стимулирования ее поведения и деятельности.

Современная отечественная  система воспитания руководствуется  следующими принципами:

  • Принцип научности;

 

 

  • Принцип природосообразности;

 

 

  • Принцип культуросообразности;

 

 

  • Принцип ненасилия и толерантности (при условии опоры на положительное в личности);

 

 

  • Принцип связи воспитания с жизнью;

 

 

  • Принцип открытости воспитательных систем;

 

 

  • Принцип вариативности деятельности.

 

 


 

 

Тема 5.  МЕТОДЫ  ВОСПИТАНИЯ

 

План:

    1. Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.
    2. Из истории методики воспитания.
    3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса.
    4. Руководство процессами самовоспитания.

 

1.Понятие  о методе, приеме, средстве, условиях  воспитания.

Метод – (от греч.) путь познания. Педагогический метод м.б. определен как система действий педагога в типичных педагогических ситуациях.

Метод воспитания – система действий, направленная на формирование личности воспитанника. Поскольку формирование личности происходит главным образом в процессе деятельности и общения, методы воспитания направлены гл.обр. на организацию деятельности и общения.

Прием – часть метода, описывающая конкретные действия педагога.

Например, для воспитания у подростков культуры общения с противоположным полом можно воспользоваться методом воспитания на положительном примере. Допустим, это будут галантные отношения во Франции XVII в., как их описал Дюма-отец. Реализация метода воспитания на положительном примере потребует в данном случае ряда конкретных педагогических действий:

  • выявления пробелов во владении воспитанниками практическими навыками (путем разыгрывания различных ситуаций);
  • ознакомление  подростков с правилами светского этикета во Франции XVII в. (в форме викторины по книгам Дюма);
  • формирование у школьников навыков поведения путем упражнения (игровая форма «инструктажа» актерам, исполняющим роли в экранизации романов Дюма), и т.д.

 

В качестве средств воспитания выступают различные виды деятельности: познавательная, трудовая, эстетическая, социальная, физкультурно-спортивная и т.д.

Обстоятельства жизнедеятельности  субъекта воспитания, определяющие особенности  воспитательного процесса, называются педагогическими условиями. К их числу могут быть отнесены условия семейного воспитания в семьях различного типа, условия школы или иного учебного заведения, условия клубных и внешкольных учреждений и т.д.

 

2. Из  истории методики воспитания.

Разнообразными методами воспитания родители и педагоги пользовались издревле, однако, их описание и сознательный анализ возникли лишь в эпоху Античности. Осознанный интерес к методам воспитания впервые зафиксирован в древней Спарте. Там старейшины приходили наблюдать за занятиями юношей и иногда меняли наставника, если он казался им недостаточно требовательным и жестким. Платон описывает детскую игру как способ освоения ребенком мира. Древнеримский учитель Квинтиллиан указывает на роль положительных и отрицательных примеров в формировании личности ученика.

Эпоха Средневековья всем воспитательным методам предпочитала наказание и внушение. Такая система характерна как для западной Европы, так и для Древней Руси («Домострой»).

Эпоха Просвещения создает мечту о новом, справедливо организованном обществе, создавать которое будут особые, новые люди. Для их воспитания отыскиваются и даже изобретаются новые методы, реализация которых под силу лишь профессиональным педагогам.

Эта тенденция, развиваясь и набирая силу, приводит в середине ХХ века к абсолютизации метода – т.наз. «рецептурной педагогике». У теоретиков и практиков создается впечатление, что любая педагогическая проблема может быть решена, если правильно ее классифицировать и найти к ней соответствующий «ключ». Разочарование в «рецептурной педагогике обусловило выдвижение на первый план педагогического процесса требование индивидуального подхода (индивидуализации) воспитания. Это требование, однако, не умаляет значения основных воспитательных методов.

3. Методы  воспитания и их реализация  в деятельности культуролога.

Простейший способ классификации методов воспитания предполагает распределение их в соответствии с задачами воспитания.

I. Методы развития  сознания и формирования мировоззрения. Психологической основой процессов, лежащих в основе этих методов, является принцип опережающего отражения в сознании воспитанников тех действий и поступков, которые они собираются совершить. Механизм поведения воспитанника в этом случае базируется на приобретенных знаниях о нормах поведения в обществе. Методы формирования мировоззрения приучают воспитанников к анализу, т.е. обдумыванию своего поведения и соотнесению его с нормой.

    • Сообщение (сказка, рассказ, лекция...). Выбор формы зависит от возраста воспитанника. Сообщение должно отвечать дидактическим принципам
          • опоры на известное,
          • доступности,
          • наглядности.
    • Беседа. В отличие от сообщения диалогична. Бывает индивидуальной (что предпочтительнее) и групповой. Цель воспитывающей беседы – выработка взаимоприемлемой (компромиссной) позиции воспитателя и воспитанника. Типичные педагогические ошибки:
        • Вынесение беседы «на публику», что лишает ее конструктивности и доверительности, делает ее фальшивой, провоцирует демонстративное поведение воспитанника.
        • Подмена беседы иными приемами – внушением, разъяснением, увещеванием (т.е. вариантами сообщения).
    • Диспут, дискуссия. Цель этого метода – вербализация и как следствие осознание воспитанником своей нравственной позиции. Метод опирается на потребность юношеского возраста в
              • самоутверждении,
              • самоанализе,
              • выработке адекватной самооценки.     

Главное требование к реализации этого метода – дать возможность высказаться как можно более широкому кругу участников.

    • Метод примера.  Наиболее действенный из этой группы методов. Особую роль в предъявлении примеров играет искусство.

Восприятие примера  зависит от возраста воспитанника:

        • Дошкольники механически следуют любому примеру, предъявленному с позиции более сильного или старшего.
        • У младших школьников начинает формироваться аналитическое отношение к примерам.
        • Подростков привлекают эмоционально окрашенные примеры (часто независимо от их нравственного содержания). Следование примеру часто совпадает со следованием моде.
        • В пору юности должен окончательно сформироваться механизм аналитического, постоянно соотносимого с расширяющимся жизненным опытом, восприятия примера. Среди примеров выделяются идеалы.
      • НЕПЕДАГОГИЧНЫМИ, т.е. негуманными методами развития сознания и формирования мировоззрения считаются
          • навязывание педагогом своей точки зрения,
          • дезинформация воспитанников.

Информация о работе Лекции по "Общей педагогике"