Лекции по "Общей педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа содержит 1 файл

педагогика-лекции.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

ГРАЧЕВА О.О.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

 ДЛЯ   СТУДЕНТОВ  БГУК

 

Раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса

 

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура

 

Вступление: структура курса, учебные требования

 

ПЛАН

      1. Педагогика как наука и искусство.
      2. Основные категории педагогической науки.
      3. Связь педагогики с другими науками.
      4. Система педагогических наук

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996 и 2000 г.г.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г.
  4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 98
  5. Психолого-педагогический словарь для учителей  и рук. Ростов н/Д.,98
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001

 

Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.

 

Педагогика как наука  и искусство.

Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать. По-белорусски «выхаванне» явно намекает на формирование способности сохраниться, сохранить свою жизнь, здоровье, самобытность в сложном и, очевидно, агрессивном мире.

Обратимся к трактовке интересующего  нас процесса в современной поэзии.

 

И.Сельвинский

ЛЕСНАЯ БЫЛЬ

В роще убили белку,

Была эта белка мать.

 Остались бельчата мелкие,

Что могут они понимать?

Сели в кружок и заплакали.

 

Но старшая, векша лесная,

Сказала мудро, как мать:

-Знаете что? Я знаю:

Давайте будем линять!

Мама всегда так делала.

(1960)

 

                                               И.Губерман. (Из гариков)

Сперва, резвясь на жизненном просторе,

мы глупы, словно молодость сама;

умнеем после первого же горя,

а после терпим горе от ума.

 

Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт)

Итак, процесс воспитания можно  определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества).

Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих  сторон – воспитателя  и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали?

На эти и многие другие вопросы  ищет ответы педагогика.

Педагогика как наука считает процесс воспитания  поддающимся

наблюдению


изучению

проектированию

контролю

Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемых результатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему.

Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству?

Проведем эксперимент. Вспомните, кто оказал решающее влияние  на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, это влияние с полным правом можно назвать педагогическим? А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, у кого человек, о котором вы сейчас вспоминаете, является профессиональным педагогом. С высокой степенью вероятности можно предположить, что профессионалы выстраивали свои действия обдуманно и целенаправленно. А как действовали остальные? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были, в конечном счете, вполне эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретно-образный характер спонтанных педагогических действий, иногда приводящий к важным педагогическим открытиям, позволяет говорить об этой отрасли человеческой деятельности и как об искусстве.

Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере  науки, но и в сфере искусства, поскольку

    • нередко они протекают неосознанно.
    • Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»).
    • Иногда происходят интуитивные открытия (например, «опорные сигналы» Шаталина не что иное, как легализованная шпаргалка).

 

Основные категории педагогической науки

Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую:

  1. Воспитание, как процесс передачи опыта существует – как мы убедились – и у высших животных. Следовательно. Как тип деятельности воспитание даже старше чем homo sapiens.
    • Термин возник в Древней Греции ок.V в до н.э.
    • До XVI-начала XVII в.в. педагогика как наука является частью философии, не выделена из общегуманитарных знаний.
    • В настоящее время термин оспаривается в силу архаизма и размытости понятия (на Западе изучают отдельные отрасли педагогических знаний).
  2. Воспитание как процесс свойственно любой ступени развития общества и любому этапу индивидуального развития.
  3. Воспитание имеет конкретно исторический характер, поскольку, как мы уже говорили, является в некотором смысле актом социального самовоспроизводства общества.

Основные категории  педагогической науки:

ВОСПИТАНИЕ – в  широком смысле – передача жизненного опыта;

          • в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все

выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно,

образование – это  процесс овладения учащимися  системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.

ОБУЧЕНИЕ – процесс  взаимодействия учителя и ученика.

РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей

ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах

САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические

процессы, протекающие  без непосредственного участия  педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и  вымышленные личности)

 

Связь педагогики с другими науками.

Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими  отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.

Науки о человеке как  социальном существе

Науки о человеке как  биологическом существе

 

Точные науки, техника

История

Философия

Психология

Социология

Искусствознание

Этнография

Экономика

Политология

Религиоведение

И т.д.

Биология

Медицина

(анатомия

физиология

мед.психология

радиология

и т.д.)

Математика 

статистика

Т С О 

Технич. ср-ва фиксации:

кино-, фото-,

звуко-,

видеозапись


 

 

 

 

 

 

Система педагогических наук


     


    





 

 


      дидактика

                             логопедия                                    тифлопедагогика


                сурдопедагогика


                 теория                                             олигофренпедагогика

  и  практика  воспитания



 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории

ПЛАН

    1. Предмет, основные категории, задачи дидактики.
    2. Этапы усвоения знаний
    3. Принципы обучения и их реализация в процессе художественного образования.
    4. Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества
    5. Документы и материалы, отражающие содержание образования.

 

Предмет дидактики.

Термин «дидактика»  введен в XVII в. Я.А.Коменским. «Ди даре»  по-гречески означает «я учу». Коменский  определяет дидактику как «искусство учить всех всему».

В современной науке  дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Практика учения ставит перед нами вопросы, на которые дают ответы соответствующие  разделы дидактики:


-Для  чего учить?      -Цели, задачи обучения

-Чему учить?             - Содержание образования

- Как учить?               - Формы и методы обучения

Основные  категории дидактики

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это  процесс взаимодействия учителя и учащихся

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ –  это система взаимосвязанных требований к учебному процессу

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ –  это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – особенности объединения учащихся для учебных занятий

Задачи  обучения

    1. Вооружение учащихся суммой знаний, необходимых для жизни и профессиональной деятельности в современном обществе
    2. Развитие мышления и формирование интеллектуальных умений и навыков    (память, логическое мышление, дедуктивные и      индуктивные умозаключения, умение работать с информацией, поступающей через различные каналы восприятия и т.д.)
    3. Развитие творческих способностей и творческого мышления (ассоциативное и дивергентное мышление, освобождение от стереотипов восприятия и мышления; наука об этом – эвристика, система практических действий – ТРИЗ)
    4. Развитие познавательной активности и формирование познавательных интересов

                                Этапы усвоения знаний          (на примере работы          над курсовой)

ВОСПРИЯТИЕ    


(непоср.ощущения и  личный опыт)



ПОНИМАНИЕ

Установление связей м/явл-ми



ОСМЫСЛЕНИЕ

Складывается отношение  к изучаемому



ОБОБЩЕНИЕ

Новые сведения включаются в систему зн-й



ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Повторение. Запоминание



ПРИМЕНЕНИЕ

 

В процессе обучения, если мы не получаем ожидаемого результата, надо прежде всего проверить: не упущен ли один из этапов обучения

Принципы обучения

По-латыни principium – основа, первоначало. В педагогике под принципами понимают систему базовых идей педагогического процесса.. Дидактические принципы можно рассматривать с трех сторон:

Во-первых, это система требований к организации учебного процесса, обеспечивающая его продуктивность.

Во-вторых, эта система  возникла не волюнтаристски, а в  результате долгих наблюдений и отражает объективные закономерности процессов усвоения, запоминания, забывания и иных психических реалий учения.

В-третьих, знание принципов  построения учебного процесса позволяет конструировать и анализировать преподавательскую деятельность, а также давать ей оценку и вносить необходимые коррективы.

Информация о работе Лекции по "Общей педагогике"