Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курс лекций
Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
...
Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Тема 9. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема 10. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГРАЧЕВА О.О.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ БГУК
Раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса
Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
Вступление: структура курса, учебные требования
ПЛАН
ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.
Педагогика как наука и искусство.
Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать. По-белорусски «выхаванне» явно намекает на формирование способности сохраниться, сохранить свою жизнь, здоровье, самобытность в сложном и, очевидно, агрессивном мире.
Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии.
ЛЕСНАЯ БЫЛЬ
В роще убили белку,
Была эта белка мать.
Остались бельчата мелкие,
Что могут они понимать?
Сели в кружок и заплакали.
Но старшая, векша лесная,
Сказала мудро, как мать:
-Знаете что? Я знаю:
Давайте будем линять!
Мама всегда так делала.
(1960)
Сперва, резвясь на жизненном просторе,
мы глупы, словно молодость сама;
умнеем после первого же горя,
а после терпим горе от ума.
Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт)
Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества).
Зачем нужна такая передача? Почему
младшее поколение часто
На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика.
Педагогика как наука считает процесс воспитания поддающимся
наблюдению
изучению
проектированию
контролю
Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемых результатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему.
Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству?
Проведем эксперимент. Вспомните, кто оказал решающее влияние на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, это влияние с полным правом можно назвать педагогическим? А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, у кого человек, о котором вы сейчас вспоминаете, является профессиональным педагогом. С высокой степенью вероятности можно предположить, что профессионалы выстраивали свои действия обдуманно и целенаправленно. А как действовали остальные? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были, в конечном счете, вполне эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретно-образный характер спонтанных педагогических действий, иногда приводящий к важным педагогическим открытиям, позволяет говорить об этой отрасли человеческой деятельности и как об искусстве.
Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку
Основные категории педагогической науки
Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую:
Основные категории педагогической науки:
ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта;
ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все
выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно,
образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.
ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика.
РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей
ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах
САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические
процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)
Связь педагогики с другими науками.
Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.
Науки о человеке как социальном существе |
Науки о человеке как биологическом существе |
Точные науки, техника |
История Философия Психология Социология Искусствознание Этнография Экономика Политология Религиоведение И т.д. |
Биология Медицина (анатомия физиология мед.психология радиология и т.д.) |
Математика статистика Т С О Технич. ср-ва фиксации: кино-, фото-, звуко-, видеозапись |
Система педагогических наук
дидактика
логопедия
сурдопедагогика
теория
и практика воспитания
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории
ПЛАН
Предмет дидактики.
Термин «дидактика» введен в XVII в. Я.А.Коменским. «Ди даре» по-гречески означает «я учу». Коменский определяет дидактику как «искусство учить всех всему».
В современной науке дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.
Практика учения ставит перед нами вопросы, на которые дают ответы соответствующие разделы дидактики:
-Для чего учить? -Цели, задачи обучения
-Чему учить? - Содержание образования
- Как учить? - Формы и методы обучения
Основные категории дидактики
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это процесс взаимодействия учителя и учащихся
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это система взаимосвязанных требований к учебному процессу
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – особенности объединения учащихся для учебных занятий
Задачи обучения
ВОСПРИЯТИЕ
(непоср.ощущения и личный опыт)
ПОНИМАНИЕ
Установление связей м/явл-ми
ОСМЫСЛЕНИЕ
Складывается отношение к изучаемому
ОБОБЩЕНИЕ
Новые сведения включаются в систему зн-й
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Повторение. Запоминание
ПРИМЕНЕНИЕ
В процессе обучения, если мы не получаем ожидаемого результата, надо прежде всего проверить: не упущен ли один из этапов обучения
Принципы обучения
По-латыни principium – основа, первоначало. В педагогике под принципами понимают систему базовых идей педагогического процесса.. Дидактические принципы можно рассматривать с трех сторон:
Во-первых, это система требований к организации учебного процесса, обеспечивающая его продуктивность.
Во-вторых, эта система возникла не волюнтаристски, а в результате долгих наблюдений и отражает объективные закономерности процессов усвоения, запоминания, забывания и иных психических реалий учения.
В-третьих, знание принципов построения учебного процесса позволяет конструировать и анализировать преподавательскую деятельность, а также давать ей оценку и вносить необходимые коррективы.