Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат

Описание работы

Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.

Работа содержит 1 файл

курсовая коррекция образа будущего в картине мира студентов.docx

— 143.04 Кб (Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

В ходе курсовой работы была сделана попытка  раскрыть сущность феномена образа будущего в картине мира. По  определению  Редфильда, “картина мира” — это видение мироздание,  характерное для того  или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире, она изучает взгляд человека на  внешний мир. В основе процессов построения картины мира лежит механизм двустороннего уподобления   человека  и предмета. Обладание полной  и точной  картиной  мира  составляет  главное богатство человека, основной капитал, который невозможно  купить.

В полную  картину мира входят такие личностные характеристики как: дружба,

инициатива, лидерство, воля,  стемительность, решительность,уверенность в себе,

настойчивость, внимание, сосредоточенность, активность, аутизм, интерес.

Образ мира определяется А.Н.Леонтьевым как  целостный образ объективного                             мира, интерпретация человеком реальности, позволяющая ему ориентироваться  в

 мире, выступающаяжкакжосноважегожжизнедеятельности. Конкретное содержание образа будущего в сознании человека соотносится с    мировосприятием конкретной личности, с присущими ей способами категоризации действительности, а также с мотивационными, коммуникативными, стилевыми характеристиками личности. Будущее в сознании и самосознании личности характеризуетсясистемой внутренних средств: представлений, образов, понятий, оно представлено на временном континууме множеством точек, входящих в структуру "Я-концепции».

Различные авторы исследовали проблему образа будущего,такие как

М.В. Бахтин, В.Э.Франкл, Дж.Келли,  К. Левин, Б.Ф.Ломова , Е.Н.Суркова

Е.И. Головаха, А.А. Кроник . Обобщая научные данные, символический образ

будущего  может быть определен, как одна из существенных характеристик сознания,

   выраженная в избирательной, относительно устойчивой, в определенной мере осознанной системе представлений личности о своем будущем. Он основывается на           жизненных смыслах, целях, идеалах и ценностях и формируется посредством                   си символического моделирования.

Таким образом, как показал  теоритический  анализ работ по психологии времени, наличие позитивного образа будущего является, по мнению многих исследователей, важной составляющей регуляции поведения, эмоциональной и когнитивной сферы личности.

  Был подобран психодиагностический инструментарий для  изучения образа будущего в картине мира у студентов психологического факультета.

Из всего  многообразия были выбраны следующие  методики:

Тест  Ф. Зимбардо «Временные ориентации», «Шкалы переживания времени» ( авторы Е.И. Головаха  и А. А. Кроник), тест  «Временные децентрации» (Головахи и Кроник), «Циклический тест времени» (автор Коттл) .

Цель  исследования состояла в  обосновании  и разработке программы коррекции  образа будущего в картине мира  студентов психологического факультета.

Гипотеза  касалась следующего – формирующая комплексная  программа, напрвленная на  коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений   о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в)  целостного образа будущего.

 В  констатирующем исследовании, которое  проходило в период с 15.11.2010 по 25.03 2011 принимали участие студенты  Севастопольского  городского гуманитарного  университета в количестве  22 человек, обучающиеся на 4 курсе  психолого-педагогического факультета

В результате  проведенного исследования было выявлено, что для приблизительно 60% студентов  имеют средний и низкий показатели по критерию представлений  образа будущего в картине мира, это говорит о том, что  отношение к своему будущему у этих испытуемых отрицательно или они не хотят в него заглядывать, боятся его, также может иметь место низкий уровень притязаний таких людей ,желание жить одним днем. Также  имеют отрицательное отношение к своей временной перспективе, не имеют напряженности в переживании времени, ощущают время как скачкообразное и прерывистое.

 В итоге на основании полученных результатов нами была разработана коррекционная программа «Взгляд», направленная на:

- формирование  представлений  о своем будущем;

- формирование  положительного отношения к своему  будущему;

- формирование целостного образа будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т/Под ред.        А.А.Бодалева и др. М; 1980.
    2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М; 1997.
    3. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал, т. 14, №2, 1993, С. 8-17.
    4. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М; 1997.
    5. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. – 1999. - №3. – С. 40-46.
    6. Бердяев Н.А. Самопонимание. М; 1990.- С. 299.
    7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.; Прогресс, 1986.
    8. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Часть 1 Психологический журнал. 1998. Т. 19, №2. С. 40-49.
    9. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Часть 2 Психологический журнал. 1998. Т. 19, №3. С. 35-47.
    10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М; 1984..
 
    1. Гинзбург  М.Р. Личностное самоопределение как  психологическая проблема // Вопросы  психологии. №2. 1988. С. 19-27
    2. Головаха Е.И; Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984..
    3. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М; 1994.
    4. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни. // Гуманистические проблемы психологической теории. М; 1995, с. 179-185.
    5. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Канд. дисс; М; 1979.
    6. Кон И.С. В поисках себя. М; 1984..
    7. Кроник А.А; Головаха Е.И., Психологическое время личности. – Киев, 1984.
    8. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М. : Смысл, 2001. – 572 с.
    9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
    10. Леонтьев Д.А. Очерк по психологии личности. М; 1997.
    11. Лисенкова В.П. Об особенностях отражения времени человеком. // Психологический журнал, 1981, №1, т. 2, С. 113-119.
    12. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии. // Вопросы психологии, 1980, №1, С. 154-158.
    13. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000.
    14. Ломов Б.Ф; Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М; 1980. 279 с.
    15. Наумова Н.Ф. Время человека // Социол. журнал. 1997. №3. С. 159-176.
    16. Методики:тест Ф. Зимбардо «Временные ориентации», шкалы переживания времени ( авторы Е.И. Головаха  и А. А. Кроник), тест  «Временные децентрации» (Головахи и Кроник), «Циклический тест времени» Доступный с < www.ozone.ru >
    17. Моисеева Н.И. Время в нас и вне нас. Л; 1991.
    18. Психология личности и время. Черновцы, 1991.
    19. Прутченков А.С. Метод. разработки соц.-психологического тренинга. – М. Новая школа, 1996.
 
    1. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер Ком, 1998.
    2. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. // Психология личности. Тексты, М. : МГУ, 1982, с. 127-132.
    3. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. // Гуманистические проблемы психологической теории. М; 1995, с. 192-204.
 
 

Приложение 1. 
 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА 

«Взгляд» 

Занятие 1.

      Цели:

- создание благоприятных условий для работы группы;

- принятие правил работы;

- формирование  целостного образа будущего;

  1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
  2. Принятие правил работы в группе.
  3. Ожидания, связанные с работой в группе (29).

Игра  «Встаньте в круг».

Цель:

- создание общей атмосферы тренинга;

- построение доверительных отношений участников.

      Участники собираются вокруг ведущего. По команде  они начинают передвигаться с  закрытыми глазами в любом  направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить  разговоры). Через некоторое время  ведущий подает сигнал хлопком в  ладоши. Участники должны мгновенно  замолкнуть и застыть в том  месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает  в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В  игре используется несколько попыток.

      Обсуждение: как себя чувствовали во время  игры; что помогало, что мешало выстроиться  в круг.

  1. Игра «Меняются местами те, кто…» (29).

Цель:

- интенсивное физическое взаимодействие;

- создание общей атмосферы тренинга;

- диагностика динамики поведения участников.

  1. Упр.  «Круговорот жизни»

Цель: в этом упражнении студентам предоставляется возможность проверить, насколько они способны воспринимать жизнь как процесс, ощущать в нем себя, свое состояние и возможности. Это позволит им гораздо более успешно планировать свою жизнь, ставя перед собой адекватные и посильные задачи.

  1. Упр. «Мои сильные стороны» (29).

      Назначение:

- формирование доверия к самому себе;

- развитие умений думать о себе положительно.

Разминка.

      Изобразить, как ходит:

- глубокий старик;

- младенец, только начавший ходить;

- слдат;

- пьяный;

- влюблённы, ожидающий свидания;

- робот;

-горилла и т.п.

      Назначение: снять напряжение и усталость.

4.Подведение итогов. 
 
 

Занятие 2.

Цель:

- помочь  студентам осознать, что они могут  влиять на свое будущее. 

  1. Приветствие «Я рад тебя видеть».
  2. Упр. «Судьба и самоопределение»

Цель: с  помощью этого упражнения студенты смогут ответить на вопрос, в какой мере они способны влиять на свое личное и профессиональное будущее и контролировать его. Кроме того, они смогут понять, что можно сделать для того, чтобы усилить свое влияние.

  1. Упр. «Мнения о жизни»

Цель: это  упражнение даст студентам возможность  получить важные представления о  жизни и поделиться ими друг с  другом.  

Материалы: Рабочий листок «Мнения о жизни».(29) 

  1. Подведение итогов
 
 
 

Занятие 3.

Цели:

- помочь  студентам в осознании своей  ответственности в жизни ;

- отработать  возможность провести линию своей жизни из настоящего в будущее и принимать решения более обдуманно.

Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета