Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат
Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы была сделана попытка раскрыть сущность феномена образа будущего в картине мира. По определению Редфильда, “картина мира” — это видение мироздание, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире, она изучает взгляд человека на внешний мир. В основе процессов построения картины мира лежит механизм двустороннего уподобления человека и предмета. Обладание полной и точной картиной мира составляет главное богатство человека, основной капитал, который невозможно купить.
В полную картину мира входят такие личностные характеристики как: дружба,
инициатива, лидерство, воля, стемительность, решительность,уверенность в себе,
настойчивость, внимание, сосредоточенность, активность, аутизм, интерес.
Образ
мира определяется А.Н.Леонтьевым как
целостный образ объективного
мире,
выступающаяжкакжосноважегожжиз
Различные авторы исследовали проблему образа будущего,такие как
М.В. Бахтин, В.Э.Франкл, Дж.Келли, К. Левин, Б.Ф.Ломова , Е.Н.Суркова
Е.И. Головаха, А.А. Кроник . Обобщая научные данные, символический образ
будущего может быть определен, как одна из существенных характеристик сознания,
выраженная в избирательной, относительно устойчивой, в определенной мере осознанной системе представлений личности о своем будущем. Он основывается на жизненных смыслах, целях, идеалах и ценностях и формируется посредством си символического моделирования.
Таким образом, как показал теоритический анализ работ по психологии времени, наличие позитивного образа будущего является, по мнению многих исследователей, важной составляющей регуляции поведения, эмоциональной и когнитивной сферы личности.
Был подобран психодиагностический инструментарий для изучения образа будущего в картине мира у студентов психологического факультета.
Из всего многообразия были выбраны следующие методики:
Тест Ф. Зимбардо «Временные ориентации», «Шкалы переживания времени» ( авторы Е.И. Головаха и А. А. Кроник), тест «Временные децентрации» (Головахи и Кроник), «Циклический тест времени» (автор Коттл) .
Цель исследования состояла в обосновании и разработке программы коррекции образа будущего в картине мира студентов психологического факультета.
Гипотеза касалась следующего – формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.
В
констатирующем исследовании, которое
проходило в период с 15.11.
В результате проведенного исследования было выявлено, что для приблизительно 60% студентов имеют средний и низкий показатели по критерию представлений образа будущего в картине мира, это говорит о том, что отношение к своему будущему у этих испытуемых отрицательно или они не хотят в него заглядывать, боятся его, также может иметь место низкий уровень притязаний таких людей ,желание жить одним днем. Также имеют отрицательное отношение к своей временной перспективе, не имеют напряженности в переживании времени, ощущают время как скачкообразное и прерывистое.
В итоге на основании полученных результатов нами была разработана коррекционная программа «Взгляд», направленная на:
- формирование представлений о своем будущем;
- формирование
положительного отношения к
- формирование
целостного образа будущего.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение
1.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Взгляд»
Занятие 1.
Цели:
- создание благоприятных условий для работы группы;
- принятие правил работы;
- формирование целостного образа будущего;
Игра «Встаньте в круг».
Цель:
- создание общей атмосферы тренинга;
- построение доверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
Цель:
- интенсивное физическое взаимодействие;
- создание общей атмосферы тренинга;
- диагностика динамики поведения участников.
Цель: в этом упражнении студентам предоставляется возможность проверить, насколько они способны воспринимать жизнь как процесс, ощущать в нем себя, свое состояние и возможности. Это позволит им гораздо более успешно планировать свою жизнь, ставя перед собой адекватные и посильные задачи.
Назначение:
- формирование доверия к самому себе;
- развитие умений думать о себе положительно.
Разминка.
Изобразить, как ходит:
- глубокий старик;
- младенец, только начавший ходить;
- слдат;
- пьяный;
- влюблённы, ожидающий свидания;
- робот;
-горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
4.Подведение
итогов.
Занятие 2.
Цель:
- помочь
студентам осознать, что они могут
влиять на свое будущее.
Цель: с помощью этого упражнения студенты смогут ответить на вопрос, в какой мере они способны влиять на свое личное и профессиональное будущее и контролировать его. Кроме того, они смогут понять, что можно сделать для того, чтобы усилить свое влияние.
Цель: это
упражнение даст студентам возможность
получить важные представления о
жизни и поделиться ими друг с
другом.
Материалы:
Рабочий листок «Мнения о жизни».(29)
Занятие 3.
Цели:
- помочь студентам в осознании своей ответственности в жизни ;
- отработать возможность провести линию своей жизни из настоящего в будущее и принимать решения более обдуманно.
Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета