Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат

Описание работы

Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.

Работа содержит 1 файл

курсовая коррекция образа будущего в картине мира студентов.docx

— 143.04 Кб (Скачать)

3. Инициатива  – проявление человеком активности, не стимулированной извне и  не определяемой не зависящими  от него  обстоятельствами.[11]

4. Лидер  – член группы, чей авторитет,  власть или полномочия безоговорочно  признаются остальными членами малой группы,    готовыми следовать за ним.[11]

    5. Воля – способность человека  достигать поставленных  им  целей    условиях   преодоления   препятствий.    В    качестве    основы осуществления волевых процессов выступает   характерная   для   человека опосредствованность его поведения за счет использования    им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится  процесс,   имеющий   значительные    индивидуальные    вариации, сознательного контроля  над теми  или   иными   эмоциональными  состояниями или мотивами. За счет этого контроля  приобретается   возможность   действовать   вопреки   сильной   мотивации    или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли  у    ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за  счет  формировании   сознательного   контроля   над   непосредственным  поведением при усвоении определенных правил поведения. [6]

6. Стремление  –  желание  и  готовность  действовать  определённым  образом.[11]

 А  так же функциональные механизмы  как

7. Решительность  – готовность перейти к практическим  действиям,   сформировавшееся  намеренье совершить определённый  поступок.[11]

  8. Уверенность  в  себе  –  готовность  человека  решать  достаточно    сложные задачи, когда уровень  притязаний не снижается только  и   за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже   тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность. [6]

9.   Настойчивость   –   личностное    качество.    Характеризуется    способностью преодолевать внешние  и внутренние  препятствия   при достижении поставленной  задачи. [6]

10. Внимание  – процесс упорядочивания поступающей  извне информации аспекте приоритетности  стоящих перед субъектом  задач.  Выделяют  произвольное внимание,  обусловленное  постановкой   сознательной цели,   и   непроизвольное,    представленное    ориентировочным   рефлексом,  возникающим  при   воздействии  неожиданных   и  нових раздражителей.  Эффективность внимания  может быть  определенным уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение    внимания),     скоростью     переключения      устойчивостью.[6]

   11. Сосредоточенность – сконцентрированность внимания человека.[11]

Немаловажную  роль  играют  в  составлении  полной  картины   мира   такие  показатели жизнедеятельности как

12. Активность  - это  понятие, указывающее  на способность живых существ  производить спонтанные движения  и изменяться под. воздействием внешних или внутренних стимулов – раздражителей.  [11]

  13. Аутизм –  это нарушение  нормального хода мышления под  влиянием психотропных или иных  средств. Уход человека от реальности  в мир фантазий и грёз. [11]

  14. Интерес – эмоциональное состояние,  связанное  с  осуществлением  познавательной деятельности и  характеризующееся побудительность   этой деятельности. [6]

Леонтьев  говорил о том, что  картина  мира  обладает  свойством  открытости,  то  есть,   способна  к изменениям по мере развития и саморазвития  субъекта.Картина  мира   в силу  своеобразия жизни любого   человека   всегдаиндивидуальна. Она, естественно, постоянно корректируется в соответствии  сновой информацией, но и в то  же  время её  главные черты долго остаютсянеизменными. Картина мира  целостна, а не  состоит только  в представлении о том, как устроен природный мир или общество.  Она включает  в себя  представление о человеческой  природе,  месте человека  во  Вселенной и смысле   егосуществования. Поэтому наука не может быть  единственным  и даже  главнымисточником картины мира. Целостное мировоззрение присуще каждому человеку, в том числе и далекому  от  научных интересов.  Наиболее адекватным понятием картины мира представляется определение еекак  исходного глобального образа  мира,  лежащего  в основе  мировидениячеловека,  репрезентирующего сущностные  свойства  мира  в   понимании   ееносителей и являющегося результатом всей  духовной  активности  человека.Картина  мира   дуалистична   по   своей   природе.   Она   существует   какнеопредмеченный элемент сознания и жизненной деятельности человека, а также в виде  опредмеченных "следов", появившихся в результате  жизнедеятельности человека.

"Отпечатки"  картины мира  можно  обнаружить  в  языке,  в  жестах,  в  культовом и светском изобразительном  искусстве и  музыке,  ритуалах, вещах,этикете,  мимике,  модах,  способах  ведения хозяйства,  технологии  вещей,построенных с учетом "логики" вещевого мира, вычлененной и запечатленной в картине мира различного рода социокультурных стереотипах поведения людей и т.д.

  С  одной стороны, картина мира  эксплицирует  образы  мира,  связанные   с жизнедеятельностью  человека,  с  другой  стороны,   имеет   место   процесс возникновения   новых  образов  мира,  осуществляемых  в   ходе   специальной рефлексии   систематического   характера.   Индивидуальная   картина    мира синтезирует в себе единство "личного" и "народного". Поскольку картины  мира различных  людей  имеют  общее  ядро,  которое   "народно",   они   являються соизмеримыми величинами.[12]

 Таким  образом  вступая универсальным посредником между разными сферами человеческой культуры, картина мира содействует интеграции людей в обществе.  Социальная потребность в картине мира   состоит в желании достичь единства  видения действительности, создать средство,  обеспечивающее интеграцию  индивидов и групп и общее руководство разнообразными трудовыми процессами. 

1.2.Характеристика  образа будущего.

Решающий  шаг в преодолении разрыва  между внутренним миром человеческих переживаний и внешней предметной деятельностью был сделан Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, С.Л. Рубинштейном и их учениками и последователями, положившими начало созданию психологической теории деятельности.[15]

Анализ  классической психологии сознания, проделанный  А.Н. 
Леонтьевым,показал бесперспективность исследования

индивидуального сознания вне его связей, во-первых, с конкретным бытием человека и, во-вторых, с общественным сознанием.

В рамках деятельностного похода А.Н.Леонтьевым разрабатывается понятие "образ мира".-Образ мира определяется автором как целостный образ объективного мира; интерпретация человеком реальности, позволяющая ему ориентироваться в мире, 
выступающая
жкакжосноважегожжизнедеятельности.лЭтожмногомерное 
психическое образование, имеющее пять "квазиизмерений": три 
координаты пространства, координата времени, и еще одна — система 
значений, или смысловая координата [17]. А.Н. Леонтьев 
выделяет три динамические составляющие смысловых координат образа 
мира — это индивидуальное значение, чувственная ткань образов и 
личностный смысл. Чувственную ткань образуют имеющие различные 
модальности    чувствительные    впечатления    от    стимулов; это"строительный материал" образа. В индивидуальном значении зафиксировано   содержание   общественного   сознания присвоенного   индивидом. Личностный смысл выражает "значение
лдляменя" жизненных     объектов, явлений, отражает     опосредованное собственными мотивами, целями, потребностями отношение человека к миру [24].

Наличие временной координаты в образе мира означает 
представленность   в   нем   настоящего, будущего   и      прошлого, относимых с изменением предметного мира и развитием личности. Предполагаемое будущее человека представлено в его сознании в виде сложного образования вероятностной природы, имеющее смысловые и эмоциональные составляющие. Конкретное содержание образа будущего в сознании человека соотносится с мировосприятием конкретной личности, с присущими ей способами категоризации действительности, а также с мотивационными, коммуникативными, стилевыми характеристиками личности. [30]

Таким образом, будущее в сознании и  самосознании личности характеризуется  системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, оно представлено на временном континууме множеством точек, входящих в структуру "Я-концепции". Правильнее было бы говорить о множестве образов будущего, составляющих, в то же время, некую целостность. Образ будущего представлен в сознании системой координат. Координаты как внутренние образующие действий задают способы деятельности, совершаемые во внешнем плане. В психологической науке рассматривается проблема формирования внутренних механизмов субъективной картины мира и представленности его в сознании. Исследование картины мира как отражение субъективного опыта человека предпринималось прежде всего в рамках когнитивного направления, в связи с проблемой восприятия, хранения и переработки информацииDчеловеческом 
сознании.   У. Найссер отмечал, что когнитивные карты и схемы могут проявляться как образы, поскольку переживание образа также представляет собой некий внутренний аспект готовности к восприятию воображаемого объекта. Когнитивные карты существуют не только в области восприятия физического мира, но и на уровне социального поведения; любой выбор действия включает в себя предвосхищение будущей ситуации.[23]

Взаимодействие  человека с каким-то фрагментом мира в конкретной ситуации — это, по определению Д.А. Леонтьева, некоторая "голограмма", в которой отражается мир в целом [9]

 Представленность картины мира в пространственно - временных категориях обыденного, житейского сознания представляет собой синкретические, расплывчатые обобщения,оалвькачестве их носителя  выступает субъективный образ [19].

Фрагментом  такой представленности картины мира ее временной координаты мажет являться психический образ будущего. Образ будущего имеет свою категориальную структуру в индивидуальном сознании, размещение в ней индивидуальной системы значений. Личностно-смысловой компонент индивидуально специфическим образом структурирует образ мира, приводя иногда к объективно детерминированным искажениям пространственных и временных соотношений, представлений о причинно - следственных связях и вероятностных параметрах действительности. Особенности структурирования образа мира или отдельных его фрагментов: пространственно - временных координат служат источником важной информации о смысловой сфере личности [14].

Исследование  образа будущего в самосознании личности неизбежно вовлекает в круг рассмотрения проблематику, связанную не только с жизненным миром личности, но и выделенными четырьмя принципами, которым подчиняются процессы переживания. Это процессы удовольствия, реальности (3. Фрейд), ценности и творчества (Ф.Е. Василюк).

Жизненный мир, представленный в работах Ф.Е. Василюка, является предметом типологического анализа [13]. В нем выделяются два аспекта — внешний мир и внутренний. Внешний мир может быть легким либо трудным. Внутренний мир - простой или сложный. Под "легкостью" внешнего мира понимается гарантированная обеспеченность всех актуализировавшихся потребностей живущего в нем существа, а под "трудностью" — отсутствие таковой. "Простота" внутреннего мира характеризуется освобождением деятельности от всевозможных внутренних препятствий в процессе достижения потребностей субъекта. Внутренний "сложный" мир наделен замыслами, целями, планами, намерениями, стремлениям к постоянным выборам. Пересечение этих категорий и задает четыре типа "жизненного мира".

Первый  тип. Внешне легкий и внутренне простой (инфантильный) жизненный мир основывается на стремлении к немедленному (здесь - и - теперь) удовлетворению единственной своей потребности. Норма этого  мира — полная удовлетворенность, поэтому  жизнь обитающего в нем существа сведена к непосредственной витальности и подчиняется принципу удовольствия. Малейшая боль или неудовлетворенностьлвоспринимаетсябкакжглобальняжижвечнаяркатастрофа

Опишем  пространственно - временную структуру  этого мира, его хронотоп. Легкость с пространственно - временной точки зрения, как считает автор, должна быть истолкована как отсутствие "протяженности" внешнего аспекта мира, т. е. как отсутствие в нем пространственной удаленности и временной длительности. Феноменологически первое может быть выражено как неизвестность существу, живущему в этом мире, никаких "там", в сведенности всего внешнего пространства к точке "тут", а второе — в сведенности всего внешнего времени к "сейчас". Простота внутреннего мира означает безоглядную погруженность в реализуемое жизненное отношение, прикованность к данному месту хронотопа. При этом, что касается внутреннего времени, то оно лишено связей последовательности, т. е. отношений "сначала — потом" между отдельными его моментами. Описываемому психологическому миру присущ такой хронотоп, в котором не существует перспективы и ретроспективы, прошлое и будущее как бы вдавлены в настоящее, точнее, еще не вычленены из него. Поэтому и соответствующее этому бытию мироощущение. Все потенциальное многообразие эмоционального освоения времени сводится к удовольствию — страданию.

Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета