Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат

Описание работы

Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.

Работа содержит 1 файл

курсовая коррекция образа будущего в картине мира студентов.docx

— 143.04 Кб (Скачать)
 

    
 

                

 Рис. 2.2.  Процентное соотношение уровня выраженности качеств у студентов с помощью методики «Шкал переживания времени» Е.И.Головахи и А.А. Кроник.

Таким образом в паре континуальность-дискретность результаты разделились так: дискретность 45,4%,континуальность 63,6%,что говорит о том, что 45,5% студентов ощущают свое время как скачкообразное, прерывистое, а 63,6% студентов ощущают свое время как плавно идущее постепенное.

95,4% студентов  имеют переживание напряженности  времени, что является одним  из продуктивных оснований типологии  индивидуальных временных концепций.  На этом полюсе находятся   люди с динамичной концепцией, в которой время предстает  сжатым, быстрым, насыщенным организованным;

4,5% студентов  не имеют переживания напряженности  времени для них, напротив, свойственна  статичная концепция времени  растянутого, стоячего, свободного  от суеты, пустотного, а потому  не нуждающегося в организации. 

81,8% студентов   имеют положительное отношение  к своей временной перспективе,  эти люди оптимистически оценивают  свои возможности,18,1%  испытуемых  отрицательно относятся к своему  будущему ,они пессимистично оценивают свои возможности.

Таким образом необходима коррекция тех студентов, которые имеют отрицательное отношение к своей временной перспективе, которые не имеют напряженности в переживании времени и которые ощущают время как скачкообразное и прерывистое.  

Данные  исследования временной ориентации методикой «Временные децентрации»   

Таблица 2.3 

№  испытуемого Временная децентрация  личности
В прошлое настоящее  В будущее
1 9 5 10
2 7 12 5
3 6 14 4
4 7 12 5
5 7 11 6
6 3 14 7
7 7 13 4
8 6 12 6
9 4 13 7
10 6 11 7
11 5 14 5
12 6 12 6
13 8 6 6
14 2 8 14
15 7 4 13
16 9 5 10
17 0 5 10
18 2 4 7
19 5 7 12
20 0 5 10
21 12 8 4
22 3 11 9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Данные  исследования временной  децентрации 

  

Рис. 2.3 Процентное соотношение  исследования временной ориентации методикой  «Временные децентрации» Е.И.Головахой и А.А. Кроник.  

Таким образом  36,3% студентов имеют направленность на будущее и они характеризуются такими качествами как умение планировать, стремление к большему. У 59% студентов выразилась направленность на настоящее – эти люди живут сегодняшним днем ,у 4,5 % студентов проявилась направленность на прошлое, для  них характерным является трудность а планировании, отсутствие постановки целей.  
 
 
 
 
 

Данные  исследования образа будущего у студентов  психологического факультета методикой  «Циклический тест времени» Коттла.

                                                                                                                 

    

Рис. 2.4 Процентное соотношение уровня развитости образа будущего у студентов психологического факультета методикой «Циклический тест времени».

В результате исследования 50% студентов имеют  высокий уровень представления  о своем будущем в картине  мира. Это свидетельствует о том, что 50% студентов задумываются о  своем будущем и представляют его достаточно обширным, имеют большие  намерения в по отношению к  своему будущему.У 33,3% студентов представления о будущем характеризуются не таким обьемным взглядом в будущее, их ожидания опираются только лишь на настоящее. У 16,6% студентов уровень представления о своем будущем-низкий это говорит о том, что отношение к своему будущему у этих испытуемых отрицательно или они не хотят в него заглядывать, боятся его, также может иметь место низкий уровень притязаний таких людей ,желание жить одним днем.

    В результате  50% студентов имеют  высокий уровень развития представления  о своем будущем в картине  мира, что говорит о высоком  уровне развития личности. Однако остальные 50% студентов разделились: 33,3%-имеют  средний уровень развития представления  о своем будущем, у 16,6% студентов  низкий уровень.

    Таким образом, коррекция должна быть направлена на формирование положительного и целостного образа будущего у студентов. Необходимо способствовать осознанию своих  перспектив и возможностей, развивать  уверенность в своих силах что будет гарантировать личностный и профессиональный рост студентов психологического факультета.

    По  результатам проведенного диагностического исследования можно сделать вывод  о том, что примерно у 40% студентов  психологического факультета   представление  образа будущего в их картине мира находится на высоком уровне, это  свидетельствует о том, что примерно 40% представляют свое будущее достаточно обширным, имеют большие намерения  в по отношению к своему будущему.Их поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям и характеризуется планированием и достижением последних. Они могут обладать  такими качествами как добросовестность, принятием во внимание будущих последствий, предпочтением постоянства, активностью и количеством часов потраченным на учебу в течении недели  отрицательно коррелирует  с поиском новых ощущений, склонностью к риску. Студенты, ориентированные на будущее очень организованны, амбициозны, стремятся к цели. Они ощущают давление времени, но готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения своих карьерных целей. Их отличает организованное планирование и продуктивность. Остальные 60% студентов имеют средний и низкий показатели по критерию представленности образа будущего в картине мира поэтому необходима коррекция этих студентов.

Анализируя  показатели по вопросу отношения  и ощущения  к личному времени  выяснилось ,что большинство испытуемых (примерно 70%) определяют свое время как континуальное, напряженное и положительно относятся к нему. Таким образом необходима коррекция тех студентов, которые имеют отрицательное отношение к своей временной перспективе, которые не имеют напряженности в переживании времени и которые ощущают время как скачкообразное и прерывистое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пояснительная записка

     В данной пояснительной записке излагается общая стратегия процесса коррекции образа будущего у студентов психологического факультета, определяются задачи и общие принципы его организации, раскрываются содержание, формы, методы коррекционно-развивающей работы.

     Так, эмпирическое исследование по проблеме особенностей образа будущего у студентов выявило ее значимость и актуальность.

На диагностическом  этапе исследования было выявлено, что приблизительно 60% студентов имеют средний и низкий показатели по критерию представленности образа будущего в картине мира ,это говорит о том, что  отношение к своему будущему у этих испытуемых отрицательно или они не хотят в него заглядывать, боятся его, также может иметь место низкий уровень притязаний таких людей ,желание жить одним днем. Также имеют отрицательное отношение к своей временной перспективе, не имеют напряженности в переживании времени , ощущают время как скачкообразное и прерывистое.

      Таким образом, выявлена необходимость коррекции образа будущего в картине мира у студентов психологического факультета. С этой целью была разработана коррекционная программа, направленная на  развитие положительного и целостного образа будущего у студентов.

        В основу данной программы  положены следующие психологические  принципы:

     а) Принцип единства диагностики и  коррекции – целостность процесса оказания психологической помощи, построение эффективной коррекционной работы .

     б) Принцип коррекции «снизу вверх», развитие уже имеющих психологических  характеристик.

     в) Рефлексивная направленность заданий - осмысление, анализ участниками своего опыта, переживаний, анализ особенностей своего поведения и осознание  неэффективности выбранных позиций  в общении и поведении.

     г) Деятельностный принцип – организация активной деятельности самих студентов на занятиях, в ходе которых складываются условия для формирования навыков самоконтроля.

     д) Комплексность -  включение в развивающую программу разнообразных приемов и методов формирования адаптивных способов взаимодействия.

     ж) Принцип благополучия – уважение к личности студентов, исключение возможности нанесения психологической травмы.

           В основу коррекционно - развивающей программы положена система тренинговых занятий.

     Предлагаемая  форма работы – групповая.

     Значимо интерес к процессу работы в группе повысит использование таких  методов и техник как: беседа; лекции; релаксационные техники; игры и упражнения направленные на формирование адекватной самооценки и уровня притязаний. 

 Исходя из результатов диагностического этапа, предлагаемая коррекционно-развивающая работа должна быть, направлена на решение следующих задач:

- формирование  представлений о своем будущем

- формирование положительного отношения к своему будущему

- формирование целостного образа будущего.

     Комплекс  психологический условий, реализация которых обеспечит решение развивающих  задач:

-  создание  условий групповой деятельности - социально-психологический тренинг;

-  создание  в процессе тренинга особого  психологического климата творческой  активности и принятия любого  из участников, таким, каким он  есть.

     В ходе реализации программы выделяются следующие этапы в структуре  каждого занятия:               

     I этап – Мотивация на активную работу.

     Цель: создание условий и оптимального уровня отношений в группе, при  котором есть возможность продвижения  вперед в содержательном плане.  

     Мероприятия этапа: Информирование ведущего.

     Знакомство  с собой, другими участниками, проблемой  и задачами занятия.

     Цель: получение позитивной обратной связи, дополнительной информации от других участников тренинга, с целью создания комфорта и согласованности в  группе.                    

     II этап – Этап лабилизации.

     Цель: конкретизация цели тренинга каждым участникам, и как результат, создание мотивации на работу в группе.

     III этап – Этап изменений.

     Цель: осознание своих ресурсов, апробирование  и тренировка предложенных способов поведения (формирование навыков целеполагания, планирования и др.) экспериментирование со своим поведением.

     IV этап  - Целостного действия

     Цель: возможность осознать, что усвоено  и на что надо в дальнейшем обратить внимание.

     V этап – Выход из тренинговой ситуации.

     Цель: завершение тренинговой ситуации.

           Количество студентов, принимающих участие в групповой коррекционной работе – до 10 человек.

         Обьем тренинговой работы – 9 занятий, каждое из которых рассчитано на 2 часа.

         Подробное содержание  коррекционно - развивающих занятий разработанной программы коррекции образа будущего в картине мира  студентов психологического факультета  приведено в Приложении 1.

     Таким образом, предложенная нами психокоррекционная программа «Взгляд», является перспективным и действенным способом влияния на студентов психологического факультета.  
 

Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета