Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат
Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.
Рис. 2.2. Процентное соотношение уровня выраженности качеств у студентов с помощью методики «Шкал переживания времени» Е.И.Головахи и А.А. Кроник.
Таким образом в паре континуальность-дискретность результаты разделились так: дискретность 45,4%,континуальность 63,6%,что говорит о том, что 45,5% студентов ощущают свое время как скачкообразное, прерывистое, а 63,6% студентов ощущают свое время как плавно идущее постепенное.
95,4% студентов
имеют переживание
4,5% студентов
не имеют переживания
81,8% студентов
имеют положительное отношение
к своей временной перспективе,
Таким
образом необходима коррекция тех студентов,
которые имеют отрицательное отношение
к своей временной перспективе, которые
не имеют напряженности в переживании
времени и которые ощущают время как скачкообразное
и прерывистое.
Данные
исследования временной ориентации
методикой «Временные децентрации»
Таблица
2.3
№ испытуемого | Временная децентрация личности | ||
В прошлое | настоящее | В будущее | |
1 | 9 | 5 | 10 |
2 | 7 | 12 | 5 |
3 | 6 | 14 | 4 |
4 | 7 | 12 | 5 |
5 | 7 | 11 | 6 |
6 | 3 | 14 | 7 |
7 | 7 | 13 | 4 |
8 | 6 | 12 | 6 |
9 | 4 | 13 | 7 |
10 | 6 | 11 | 7 |
11 | 5 | 14 | 5 |
12 | 6 | 12 | 6 |
13 | 8 | 6 | 6 |
14 | 2 | 8 | 14 |
15 | 7 | 4 | 13 |
16 | 9 | 5 | 10 |
17 | 0 | 5 | 10 |
18 | 2 | 4 | 7 |
19 | 5 | 7 | 12 |
20 | 0 | 5 | 10 |
21 | 12 | 8 | 4 |
22 | 3 | 11 | 9 |
Данные
исследования временной децентрации
Рис. 2.3
Процентное соотношение исследования
временной ориентации методикой
«Временные децентрации» Е.И.Головахой
и А.А. Кроник.
Таким образом
36,3% студентов имеют направленность на
будущее и они характеризуются такими
качествами как умение планировать, стремление
к большему. У 59% студентов выразилась
направленность на настоящее – эти люди
живут сегодняшним днем ,у 4,5 % студентов
проявилась направленность на прошлое,
для них характерным является трудность
а планировании, отсутствие постановки
целей.
Данные исследования образа будущего у студентов психологического факультета методикой «Циклический тест времени» Коттла.
Рис. 2.4 Процентное соотношение уровня развитости образа будущего у студентов психологического факультета методикой «Циклический тест времени».
В результате исследования 50% студентов имеют высокий уровень представления о своем будущем в картине мира. Это свидетельствует о том, что 50% студентов задумываются о своем будущем и представляют его достаточно обширным, имеют большие намерения в по отношению к своему будущему.У 33,3% студентов представления о будущем характеризуются не таким обьемным взглядом в будущее, их ожидания опираются только лишь на настоящее. У 16,6% студентов уровень представления о своем будущем-низкий это говорит о том, что отношение к своему будущему у этих испытуемых отрицательно или они не хотят в него заглядывать, боятся его, также может иметь место низкий уровень притязаний таких людей ,желание жить одним днем.
В результате 50% студентов имеют высокий уровень развития представления о своем будущем в картине мира, что говорит о высоком уровне развития личности. Однако остальные 50% студентов разделились: 33,3%-имеют средний уровень развития представления о своем будущем, у 16,6% студентов низкий уровень.
Таким образом, коррекция должна быть направлена на формирование положительного и целостного образа будущего у студентов. Необходимо способствовать осознанию своих перспектив и возможностей, развивать уверенность в своих силах что будет гарантировать личностный и профессиональный рост студентов психологического факультета.
По результатам проведенного диагностического исследования можно сделать вывод о том, что примерно у 40% студентов психологического факультета представление образа будущего в их картине мира находится на высоком уровне, это свидетельствует о том, что примерно 40% представляют свое будущее достаточно обширным, имеют большие намерения в по отношению к своему будущему.Их поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям и характеризуется планированием и достижением последних. Они могут обладать такими качествами как добросовестность, принятием во внимание будущих последствий, предпочтением постоянства, активностью и количеством часов потраченным на учебу в течении недели отрицательно коррелирует с поиском новых ощущений, склонностью к риску. Студенты, ориентированные на будущее очень организованны, амбициозны, стремятся к цели. Они ощущают давление времени, но готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения своих карьерных целей. Их отличает организованное планирование и продуктивность. Остальные 60% студентов имеют средний и низкий показатели по критерию представленности образа будущего в картине мира поэтому необходима коррекция этих студентов.
Анализируя
показатели по вопросу отношения
и ощущения к личному времени
выяснилось ,что большинство испытуемых
(примерно 70%) определяют свое время как
континуальное, напряженное и положительно
относятся к нему. Таким образом необходима
коррекция тех студентов, которые имеют
отрицательное отношение к своей временной
перспективе, которые не имеют напряженности
в переживании времени и которые ощущают
время как скачкообразное и прерывистое.
В
данной пояснительной записке
Так, эмпирическое исследование по проблеме особенностей образа будущего у студентов выявило ее значимость и актуальность.
На диагностическом этапе исследования было выявлено, что приблизительно 60% студентов имеют средний и низкий показатели по критерию представленности образа будущего в картине мира ,это говорит о том, что отношение к своему будущему у этих испытуемых отрицательно или они не хотят в него заглядывать, боятся его, также может иметь место низкий уровень притязаний таких людей ,желание жить одним днем. Также имеют отрицательное отношение к своей временной перспективе, не имеют напряженности в переживании времени , ощущают время как скачкообразное и прерывистое.
Таким образом, выявлена необходимость коррекции образа будущего в картине мира у студентов психологического факультета. С этой целью была разработана коррекционная программа, направленная на развитие положительного и целостного образа будущего у студентов.
В основу данной программы
положены следующие
а)
Принцип единства диагностики и
коррекции – целостность
б) Принцип коррекции «снизу вверх», развитие уже имеющих психологических характеристик.
в)
Рефлексивная направленность заданий
- осмысление, анализ участниками своего
опыта, переживаний, анализ особенностей
своего поведения и осознание
неэффективности выбранных
г) Деятельностный принцип – организация активной деятельности самих студентов на занятиях, в ходе которых складываются условия для формирования навыков самоконтроля.
д) Комплексность - включение в развивающую программу разнообразных приемов и методов формирования адаптивных способов взаимодействия.
ж) Принцип благополучия – уважение к личности студентов, исключение возможности нанесения психологической травмы.
В основу коррекционно - развивающей программы положена система тренинговых занятий.
Предлагаемая форма работы – групповая.
Значимо
интерес к процессу работы в группе
повысит использование таких
методов и техник как: беседа; лекции;
релаксационные техники; игры и упражнения
направленные на формирование адекватной
самооценки и уровня притязаний.
Исходя из результатов диагностического этапа, предлагаемая коррекционно-развивающая работа должна быть, направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений о своем будущем
- формирование положительного отношения к своему будущему
- формирование целостного образа будущего.
Комплекс
психологический условий, реализация
которых обеспечит решение
- создание
условий групповой деятельности
- социально-психологический
- создание
в процессе тренинга особого
психологического климата
В
ходе реализации программы выделяются
следующие этапы в структуре
каждого занятия:
I этап – Мотивация на активную работу.
Цель: создание условий и оптимального уровня отношений в группе, при котором есть возможность продвижения вперед в содержательном плане.
Мероприятия этапа: Информирование ведущего.
Знакомство с собой, другими участниками, проблемой и задачами занятия.
Цель: получение позитивной обратной связи, дополнительной информации от других участников тренинга, с целью создания комфорта и согласованности в группе.
II этап – Этап лабилизации.
Цель: конкретизация цели тренинга каждым участникам, и как результат, создание мотивации на работу в группе.
III этап – Этап изменений.
Цель: осознание своих ресурсов, апробирование и тренировка предложенных способов поведения (формирование навыков целеполагания, планирования и др.) экспериментирование со своим поведением.
IV этап - Целостного действия
Цель: возможность осознать, что усвоено и на что надо в дальнейшем обратить внимание.
V этап – Выход из тренинговой ситуации.
Цель: завершение тренинговой ситуации.
Количество студентов, принимающих участие в групповой коррекционной работе – до 10 человек.
Обьем тренинговой работы – 9 занятий, каждое из которых рассчитано на 2 часа.
Подробное содержание коррекционно - развивающих занятий разработанной программы коррекции образа будущего в картине мира студентов психологического факультета приведено в Приложении 1.
Таким
образом, предложенная нами психокоррекционная
программа «Взгляд», является перспективным
и действенным способом влияния на студентов
психологического факультета.
Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета