Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат
Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.
Второй
тип. Внутренне простой и внешне
трудный (реалистический) жизненный
мир, считает Ф.Е. Василюк, отличается
от первого тем, что блага, необходимые
для жизни, не даны здесь непосредственно.
Внешнее пространство насыщено преградами,
сопротивлением вещей, и потому главным
"органом" жизни обитающего здесь
существа становится предметная деятельность,
оснащенная психикой. Трудность внешнего
мира в терминах хронотопа означает наличие
"протяженности", т.е. пространственной
удаленности жизненных благ и временной
длительности. Феноменологически это
выражается в появлении во внешнем аспекте
хронотопа наряду2сH"тут"Uи "сейчас" новых
измерений "там" и "тогда". Иначе
говоря, внешний
аспект психологического мира развертывается
в некоторую
пространственно-временную
Что касается жизнедеятельности в этом мире, автор считает, что деятельности присуща в этом мире неуклонная устремленность к предмету потребности. Эта деятельность не подвержена ни каким отвлечениям, уводящим в сторону искушениям и соблазнам, субъект не знает сомнений, колебаний, чувств вины и мук совести — одним словом, простата внутреннего мира освобождает деятельность от всевозможных внутренних препятствий и ограничений. Ей известны только одни препятствия — внешние. Сознание субъекта устремлено на предмет его потребности, он весь в этом отношении к миру, данное отношение покрывает собой всю временную перспективу.
Третий тип. Внутренне сложный и внешне легкий (ценностный) мир представлен автором не внешне (как достичь цель?), а внутренне (какую цель поставить? Ради чего действовать?). Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира. Главная проблематичность и устремленность внутренне сложной жизни состоит в том, чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных выборов с помощью ценностного сознания. Для человека, проникнутого высшей духовной ценностью, заключает автор, выбор перестает быть животрепещущей проблемой, поскольку он уже раз и навсегда выбрал свой жизненный путь, нашел себя, свою главную устремленность, обнаружил источник осмысленности бытия и тем самым как бы предрешил все возможные последующие выборы.
Четвертый тип. Внутренне сложный и внешне трудный (творческий) мир. В сложном и трудном мире, по мнению автора, возникают свои специфические проблемы, которые не сводятся к сумме проблем "реалистического", "ценностного" мира. Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира — воплощение идеального надситуативного замысла своей жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований. По своей сути такая задача является творческой, ибо никогда не имеет готового алгоритма решения. Содержание надситуативности составляют во-первых ценность, которые внепространственны и вневременны, а во-вторых, поясняет Ф.Е. Василюк, все те более или менее отдаленные замыслы, цели, намерения, ожидания, планы, обязательства и т. д., которые, непосредственно не входя в данную пространственно - временную ситуацию, тем не менее при определенных условиях обнаруживают с ней некоторую связь (н-р, возможность достижения отдаленной цели ставится под угрозу происходящим "здесь -и - теперь").[28]
В трудном и сложном мире субъекту приходится развивать волю и практическое сознание, которое ее опосредует. Задача практического сознания — сближать надситуативность и ситуативность, доводя первую до формы второй (н-р, "расписывая" идеальные цели в виде последовательности или системы реальных целей, претворяя надвременные ценности в пространственно - временные замыслы и проекты). Это задача психологического "согласования времени". Она решается проекцией в психологическое настоящее разнородных "содержательно - временных рядов" отдельных жизненных отношений и многочисленных перспектив и горизонтов будущего и прошлого. Проблема, встающая перед субъектом при решении задачи "согласования времени" весьма важная, по мнению автора, она сочетает
долго- и краткосрочные перспективы. Это проблема выбора оптимальной точки отсчета в настоящем, от которой ведется планирование и организация конкретной деятельности.
А.Н. Леонтьев писал: "Всякое действие человека, реализующее одну его деятельность, одно отношение, объективно оказывается реализующим и какое - то другое его отношение" [11]. Тем не менее, дополняет Ф.Е. Василюк, клинический и житейский опыт показывает, что люди сплошь и рядом ведут себя так, будто бы их жизненный мир прост, то есть удерживают в сознании лишь актуальные цели и задачи реализуемой деятельности, игнорируя влияние, которые их действия оказывают на другие жизненные отношения.
Аналитически
выделенные "жизненные миры", по
мнению автора, это не замкнутые
на себе срезы психологической
Отмечая,
что временная парадигма
Образцовый пример фиксации на прошлом представляет из себя печаль, которая приводит к полному безразличию к настоящему и будущему" [26.].
Исследуя особенности стресса, фрустрации, конфликта и кризиса в разных типах жизненных миров, Ф.Е. Василюк указывает, что критическая ситуация (внутренний конфликт, как противоречие, неразрешимое в данном виде, либо фрустрация), делая невозможным выбор, "повреждает" психологическое будущее или даже уничтожает его. Будущее — это, по выражению автора, "дом" смысла, ибо смысл воплощается во временной форме, а именно как "смысловое будущее". В критической ситуации нарушаются одновременно и психическое будущее, и смыслы, и целостность жизни. Возникает разлад всей системы жизни, т.е. системы "сознание - бытие"; сознание не может принять бытие в таком виде и теряет способность осмыслять и направлять его [4].
В социально
- историческом аспекте будущее является
предметом сознательных размышлений
и эмпирически обоснованного
видения, это как бы социально - обобщенный
образ будущего всего человечества
в целом и нашего "Я" в
этом будущем. Прогнозирование такого
будущего представлено двумя биполярными
характеристиками. Образ "светлого
будущего" представлен стремлением
покончить с войнами и
Таким образом еще не исполненный в своей перспективе, образ будущего есть замысел жизни, внутреннее единство и целостность которого конституируются его ценностью. Замысел в отношении к идеальным ценностям осознается, точнее сказать, ощущается как призвание, а в отношении к пространственно - временным условиям своего существования — как дело жизни. Дело на будущее конкретизируется в конкретных проектах, планах, задачах, целях, реализация которых и воплощает жизненный замысел, как один из основных компонентов психологического мира человека.
Теоретическое осмысление психологии личности как развивающейся системы представлено в концепции гуманистической психологии. Основным способом бытия личности является развитие, которое выражает основную потребность человека как универсального родового существа — постоянно выходить за свои пределы, трансцендировать себя. Личность постоянно экстраполирует себя в свое будущее, а свое отдаленное будущее проецирует на свое настоящее. Желание реализации будущего и есть желание развития. По мнению Л.И. Анцыферовой, будущее существует в личности как направленность ее развития и переживается человеком в виде страстного стремления к своим целям и идеалам, как желание выразить себя в определенной деятельности, как тяга к обогащению ценностно-смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей. Личность — реализуемый в будущем проект [ 17].
А.А. Кроник определяет субъективную картину жизненного пути личности как психический образ, отражающий социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлое, настоящее, будущее), его этапы, события и их взаимосвязи и выполняющий функции долговременной регуляции и согласования жизненного пути личности с жизнью других, прежде всего значимых для нее людей.
Е.И. Головаха, А.А. Кроник тписали о том, что чем глубже нам дано понять причины происходящие в настоящее время событий, т.е. связь прошлого и настоящего, и чем теснее происходящее связано с поставленными целями и ожидаемыми результатами, т.е. с будущим, тем больший смысл приобретает текущий момент настоящего, через который проходит вся сложная структура причинно - целевых связей.
Изучение целостной картины будущего в сознании молодежи, особенности структуры жизненной перспективы, взаимосвязи ценностных ориентации, жизненных целей и планов представлено в работах Е.И. Головаха. Актуальность данной проблемы бесспорна. Сознание молодых людей, их представление о будущем не только объект регуляции и коррекции, но и весьма чувствительный "инструмент", с показаниями которого можно сверять многие наши представления о перспективе развития общества [24].
В общей психологии интерес к образу будущего как феномену опережающего отражения воплотился в работе Б.Ф.Ломова и Е.Н.Суркова по исследованию механизма антиципации. Б.Ф.Ломов определяет антиципацию как «психический процесс, обеспечивающий возможность принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением событий» [19]
Значению будущего уделяется достаточно много места в квантовой концепции психологического времени К.Левина [16]. В своих работах он обращается к проблемам формирования временной перспективы. Это понятие было введено в научный обиход Л.Франком для обозначения взаимной связи прошлого, настоящего и будущего в индивидуальном сознании человека. По мнению К.Левина, любое поведение зависит от всего поля, включая на равных основаниях перспективу и ретроспективу. К.Левин устанавливая взаимосвязб между прошлым, ннастоящим и будущим, подчеркивает, что когда человек воспринимает свое теперешнее положение, то оно неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями, представлениями о будущем. Такое включение образа будущего в настоящее К. Левин называет временной перспективой [1]. Субъективный символический образ будущего, таким образом, хотя и является регулирующим фактором, собственной качественной определенности не имеет. Квантовая психология времени помещает квант настоящего между квантами настоящего и будущего, не определяя ни их размера, ни их взаимоотношений.
Большое внимание влиянию образа будущего на поведение в настоящем уделяет автор когнитивной теории личности Дж.Келли. Он рассматривает человека как исследователя, занимающегося осознанием и интерпретацией своего жизненного опыта, выдвижением гипотез о реальности, посредством которых осуществляется контроль и прогнозирование жизненных событий будущего. Дж.Келли убежден, что люди, главным образом, ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Пытаясь предвидеть и проконтролировать будущие события, человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. «Прогноз делается не просто ради него самого, - пишет Дж.Келли, - он производится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего»
В логотерапии В.Э.Франкла основной акцент делается на порождении человеком смысла своего существования. Этот процесс неразрывно связан с осмыслением и осознанием человеком своего будущего. «Без фиксированной точки отсчета в будущем человек, собственно, просто не может существовать, - утверждает В.Э.Франкл, -обычно все настоящее структурируется на нее, как металлические опилки на полюс магнита. И, наоборот, с утратой человеком «своего будущего» утрачивает всю свою структуру его внутренний временной план, переживание им времени». Основываясь на собственном опыте травматических переживаний (длительное время пребывания в концлагере), В.Франкл описывает ситуацию потери смысла жизни, называя ее ноогенным неврозом или экзистенциальным вакуумом и указывая, что в большинстве случаев ее возникновение связано с потерей человеком образа собственного будущего Таким образом, будущее может рассматриваться как отдельная ценность, приобретающая особое значение в экстремальных ситуациях.
Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета