Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат
Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.
АВТОРЕФЕРАТ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнила студентка: Филип Ольга Георгиевна |
Научный руководитель: Мельник Наталья Юрьевна |
Тема: Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета |
Объект: образ будущего студентов |
Предмет: приемы и способы психологической коррекции образа будущего у студентов психологического факультета |
Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов |
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего. |
Задачи:
образа будущего в картине мира у студентов психологического факультета;
|
Методы:
Методики: 1. 1. Тест «Временные ориентации» (Ф. Зимбардо) 2. 2. Шкалы переживания времени ( авторы Е.И. Головаха и А. А. Кроник). 3. 3. Тест «Временные децентрации» (Е.И. Головаха и А. А. Кроник). 4.
4. «Циклический тест времени»
(автор Коттл) |
Краткие
выводы по работе:
1.Картина мира — это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. В основе процессов построения картины мира лежит механизм двустороннего уподобления человека и предмета. В полную картину мира входят такие личностные характеристики: дружба, инициатива, лидерство, воля, решительность, уверенность в себе, настойчивость, внимание, сосредоточенность, активность, аутизм, интерес. Образ мира - целостный образ объективного мира, интерпретация реальности, позволяющая
ему ориентироваться в мире, выступающаяжкакжосноважегожжиз Конкретное содержание образа будущего в сознании человека соотносится с мировосприятием конкретной личности, с присущими ей способами категоризации действительности, а также с мотивационными, коммуникативными, стилевыми характеристиками личности. 2.Символический образ будущего может быть определен как одна из существенных характеристик сознания, выраженная в избирательной, относительно устойчивой, в определенной мере ососознанной системе представлений личности о своем будущем. Он основывается на жизненных смыслах, целях, идеалах и ценностях и формируется посредством символического моделирования. 3. По результатам проведенного диагностического исследования можно сделать вывод о том, что примерно у 40% студентов психологического факультета представление образа будущего в их картине мира находится на высоком уровне, это свидетельствует о том, что примерно 40% представляют свое будущее достаточно обширным, имеют большие намерения в по отношению к своему будущему.Их поведение в большей с степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям и характеризуется планированием и достижением последних. Они могут обладать такими качествами как добросовестность, принятием во внимание будущих последствий, предпочтением постоянства, активностью и количеством часов потраченным на учебу в течении недели отрицательно коррелирует с поиском новых ощущений, склонностью к риску. Студенты, ориентированные
на будущее очень Они ощущают давление времени, но готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения
своих карьерных целей. Их критерию представленности образа будущего в картине мира поэтому необходима коррекция этих студентов. А Анализируя показатели по вопросу отношения и ощущения к личному времени выяснилось, что большинство испытуемых (примерно 70%) определяют свое время как континуальное, напряженное и положительно относятся к нему. Таким образом необходима коррекция тех студентов, которые имеют отрицательное отношение к временной перспективе, которые не имеют напряженности в переживании времени и которые ощущают время как скачкообразное и прерывистое. 4. 4. Исходя из результатов диагностического этапа, была разработана коррекционно-развивающие
занятия, которые были следующих задач: адач:
- формирование представлений о своем
будущем ; е- - формирование положительного отношения к своему будущему; фо - формирование целостного образа будущего. -
|
Количество использованных источников: 30 |
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме образа будущего в картине мира личности
1.1. Характеристика психологической картины мира личности………………………..8
1.2. Образ
будущего как психологический
феномен и предмет научного
исследования………………………………………………
Глава II. Экспериментальное исследование образа будущего студента психологического факультета в их картине мира
2.1.Обоснование
диагностического
2.2. Анализ
полученных результатов
Заключение……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Список
литературы…………………………………..……………
ВВЕДЕНИЕ
Формирование у человека социально необходимой способности к временной организации собственной жизни невозможно без осознания и переживания своего жизненного пути в целом. Особо значимым является выявление ресурсов и потенциала жизненного опыта в юношеском возрасте, через открытие молодым человеком перспектив своего будущего и необходимых ресурсов для их самореализации.
Актуальность данной темы вызвана необходимостью формирования у молодых людей ряда свойств самоактуализирующейся личности: способности прогнозирования своего развития в контексте возможных обстоятельств, отношения к настоящему как к воплощению прошлого и источнику будущего, к осмыслению своей жизни во времени, к реализации новой целостности в реальной жизнедеятельности. Необходимость изучения представленности образа будущего в самосознании личности определяется тем обстоятельством, что знание и учет представлений человека о себе на временном континууме позволяет прогнозировать развитие и поведение личности в будущем, а также определить конкретный характер прогнозирования будущего в связи с индивидуальными особенностями человека.
Обьект работы - образ будущего студентов
Предмет - приемы и способы психологической коррекции образа будущего у студентов психологического факультета.
Гипотеза : формирующая комплексная программа, направленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего .
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по проблеме образа будущего в картине мира.
2. Выделить
основные характеристики
3. Обобщить
и проанализировать результаты
исследования характеристик
4. Разработать психокоррекционную программу, направленную на коррекцию образа будущего.
Для решения поставленных задач использовался комплекс психологических методик:
1. Тест Ф. Зимбардо «Временные ориентации»
2. Шкалы переживания времени ( авторы Е.И. Головаха и А. А. Кроник).
3.Тест «Временные децентрации» (Головахи и Кроник).
4. «Циклический
тест времени» (автор Коттл).
В
констатирующем исследовании, которое
проходило в период с 15.11.2010 по 25.03
2011 принимали участие студенты
Севастопольского городского гуманитарного
университета в количестве 22 человек,
обучающиеся на 4 курсе психолого-
ГЛАВА I.
Теоретический анализ
литературы по проблеме
образа будущего
в картине мира
личности.
1.1. Характеристика психологической картины мира личности
Концепция “картины мира” была сформулирована Робертом
Редфильдом и ассоциируется, прежде всего, с его именем. По определению Редфильда, “картина мира” — это видение мироздание, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире, она изучает взгляд человека на внешний мир. [26]
Редфильд утверждает, что “картина мира” изучает взгляд члена культуры на внешний мир.
Выделяют несколько возможных, обобщенных типов картин мира:
1.Механистичная картина мира
В ее основе лежит представление о том, что мир — это четко отлаженный механизм, все в нем подчиняется совершенно «железным» законам физики, химии, биологии и т.д., каждое действие имеет закономерное и предсказуемое последствие, которое можно зафиксировать, измерить и изучить. Конечно, многие законы еще не известны, но это ничего не меняет по сути: развитие науки рано или поздно даст ответы на все вопросы. Кроме того, мир объективен и однозначен, а то, что люди воспринимают его по-разному, есть лишь результат субъективных искажений, которые происходят из-за несовершенства человеческой природы.
2.Стереоскопическая картина мира
Такая картина мира существенно отличается от предыдущей. В ее основе лежит представление о том, что мир — это система, в которой отдельные элементы соединены прямыми и обратными связями. Любое воздействие порождает ответное действие, вносящее определенные коррективы в последующее взаимодействие. Мир объективен, но представлен разным людям в разных субъективных образах, в соответствии с которыми они и живут. Эти образы могут быть более или менее адекватными реальности, но никогда до конца ей не соответствуют. Поэтому для всех людей мир не может быть однозначным.
3.Вариативная картина мира
Существенно отличается от двух предыдущих. В ее основе лежит представление о том, что одностороннее воздействие в этом мире фактически отсутствует, всегда есть взаимодействие: каждое действие-причина вызывает такое следствие, которое существенным образом определяет дальнейшие условия протекания породившего его действия. Иными словами, какое именно воздействие окажет что-либо на того или иного человека, зависит от особенностей этого человека — возникают разные модели взаимодействия. Поэтому хотя мир и объективен, но принципиально неоднозначен и вариативен для разных людей.
4.Субъектная картина мира
В основе всех трех образов (картин) мира лежит представление о наличии двух миров, своеобразного «двоемирия»: есть объективный мир, существующий сам по себе, независимо от данного конкретного человека, и психологический мир этого человека (представления, переживания, отношения и т.д.). Первый известен в философии как «бытие», а второй — как «сознание». И в том, что люди живут в общем для всех объективном мире, сторонники этих парадигм не сомневаются.
Отечественный
психолог Рубинштейн говорил о том,
что ''картина мира'' - это
конкретная деятельность
человека, накладывающаяся на жизненный,
теоретический и практический
опыт человека, складывающаяся в
особую психологическую целостность.[
В основе процессов построения картины мира лежит механизм двустороннего
уподобления человека и предмета. Если уподобление человека и его анализаторных систем, в частности, предмету лежит в основе когнитивных образований сознания, то уподобление внешнего предмета человеку, его антропоморфизация, одухотворение лежит в основе эмоциональных образований сознания.
Обладание полной и точной картиной мира составляет главное богатство
человека, основной капитал, который невозможно ни купить за все богатства
мира, ни завоевать, победив другие народы и государства. В полную картину
мира входят такие личностные характеристики как:
1. Дружба – личностные отношения между людьми, обусловленны духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью,основана, прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных семейных или родительских отношениях.[6] 2. Стремление – мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает динамическая сторона деятельности.[6]
Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета