Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат
Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.
Большое внимание влиянию образа будущего на поведение в настоящем уделяет автор когнитивной теории личности Дж.Келли. Он рассматривает человека как исследователя, занимающегося осознанием и интерпретацией своего жизненного опыта, выдвижением гипотез о реальности, посредством которых осуществляется контроль и прогнозирование жизненных событий будущего. Дж.Келли убежден, что люди, главным образом, ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Пытаясь предвидеть и проконтролировать будущие события, человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. «Прогноз делается не просто ради него самого, - пишет Дж.Келли, - он производится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего» .
В логотерапии В.Э.Франкла основной акцент делается на порождении человеком смысла своего существования. Этот процесс неразрывно связан с осмыслением и осознанием человеком своего будущего. «Без фиксированной точки отсчета в будущем человек, собственно, просто не может существовать, - утверждает В.Э.Франкл, -обычно все настоящее структурируется на нее, как металлические опилки на полюс магнита. И, наоборот, с утратой человеком «своего будущего» утрачивает всю свою структуру его внутренний временной план, переживание им времени» [25]. Основываясь на собственном опыте травматических переживаний (длительное время пребывания в концлагере), В.Франкл описывает ситуацию потери смысла жизни, называя ее ноогенным неврозом или экзистенциальным вакуумом и указывая, что в большинстве случаев ее возникновение связано с потерей человеком образа собственного будущего .
Таким образом, будущее может рассматриваться как отдельная ценность, приобретающая особое значение в экстремальных ситуациях.
Еще одно направление разработки проблемы образа будущего представлено в христианской психологии. Христианская парадигма в философии и психологии человека сосредоточена на духовно-нравственных исканиях человека, тесно связанными с идеей спасения, его пути обретения своего назначения и свободы. Религия раздвигает границы человеческой жизни, вводя новый контекст ее измерения: вечность и бессмертие, Царствие Божие. Земная жизнь является подготовкой к вечной жизни, а религиозная вера направляет человека на достижение этого идеала. Обращение к Богу и искание бесконечности в себе является предпосылкой и условием духовного развития личности.Жизнь человека, обращенная в Бесконечность, связана с поиском опоры в будущем.Православный богослов Александр Шмеман целью религиозного учения видел объединение человека с церковно-общинной жизнью, жизнью в милости Божией. Процесс духовного врастания в Христа — есть программа христианского самовоспитания.М.В. Бахтин, определяя цель христианской философии образования, считает: "Поскольку сам человек самостоятельно восстановить образ Божий в силу своей слабости и греховности не в состоянии, возникает необходимость обращения к Богу как Первообразу и эталону, как к высшему пределу всякого совершенствования. Поэтому цель христианской философии образования онтологична, поскольку заключается в восстановлении исконного онтологического статуса, данного человеку свыше — образа Божьего" [6]. В святоотеческом учении назначение человека, высший смысл и цель его бытия — обожение и, через него, преобразование мира. Не Апокалипсис был предначертан человечеству в начале пути Богом, а Царство Божие.
Раскрывая проблему развития личности в христианской психологии, В.Х. Манеров определяет христианскую психологию как психологию возрастания человека на пути к главной цели — спасению души, как психологию духовной брани, происходящей в сердце человека. Это спасение происходит на пути человека к Богу.
Основная проблема личностно-психологических исследований времени состоит в том, чтобы выяснить, как из различных форм переживания физического, биологического и социального времени у человека формируется осознанная картина времени его жизни, выполняющая ее функцию долговременной регуляции жизненного пути. Эта фундаментальная проблема имеет важное прикладное значение. Ее решение связано со способностью человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, с возможностями формирования жизненной перспективы личности, с обучением человека способам рационального использования времени жизни, а в конечном счете — с формированием хорошо интегрированной творческой личности, т.е. с задачей, которая выдвигается на первый план в мировой психологической науке.Теоретический анализ показывает, что практически во всех сферах изучения человека символическому образу будущего и процессу его моделирования придается большое значение. Образ будущего, наполненный конкретным содержанием, обладает ценностной значимостью, оказывая регулирующее воздействие на процесс становления и развития личности. Эта сила регулятивного воздействия обусловлена прежде всего его взаимосвязью с прошлым и настоящим временем в контексте временной и событийной организации жизненного пути личности. Обобщая научные данные, символический образ будущего может быть определен как одна из существенных характеристик сознания, выраженная в избирательной, относительно устойчивой, в определенной мере осознанной системе представлений личности о своем будущем. Он основывается на жизненных смыслах, целях, идеалах и ценностях и формируется посредством символического моделирования.
Таким
образом, как показал анализ работ
по психологии времени, наличие позитивного
образа будущего является, по мнению многих
исследователей, важной составляющей
регуляции поведения, эмоциональной и
когнитивной сферы личности.
ГЛАВА II
Экспериментальное
исследование образа
будущего студента психологического
факультета в их картине
мира
2.1.
Обоснование диагностического
инструментария, используемого
в проведении констатирующего
эксперимента
Для решения поставленой диагностической задачи использовался комплекс психологических методик:
1. Тест Ф. Зимбардо «Временные ориентации»
2. Шкалы переживания времени ( авторы Е.И. Головаха и А. А. Кроник).
3.Тест «Временные децентрации» (Головахи и Кроник).
4. «Циклический тест времени»
Тест «Временные ориентации» (Ф. Зимбардо) была разработана для оценивания различных измерений временной перспективы. Она включает в себя 5 шкал: негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, положительное прошлое, фаталистическое настоящее. В данном эксперименте проводилось исследование образа будущего у студентов поэтому мы выбрали одну шкалу- «будущее»,которую и интерпретировали. [26]
Тест «Временные децентрации» разработана Е.И.Головаха и А.А. Кроником.
Ее целью является изучение временной направленности человека, выявление асимметрий "индивидуального времени". Испытуемым предлагается 3 шкалы с утверждениями «Я живу прошлым», «Я живу настоящим», «Я живу будущим»
Условие адекватности ощущения, переживания времени яыляется совпадение личного временного центра с хронологическим настоящим, а причиной неадекватности являются временные децентрации, связанные с ориентаций на прошлое и будущее.[26]
Шкалы переживания времени представляют собой 10 дихотомических пар, по которым время можно охарактеризовать с позиций континуальности или дискретности, напряженности или расслабленности, эмоциональной позитивности или отрицательного отношения личности к времени.[26]
Следующая методика «Циклический тест времени». Целью ее применения является описание структуры временных представлений личности. Методика является проективной. Испытуемому предлагается с помощью трех кругов изобразить свое представление о времени. Круги обозначают-настоящее прошлое и будущее. Необходимо расположить так круги, чтобы они выражали переживание взаимосвязи личного прошлого, настоящего и будущего. Интерпретация проводилась в соответствии с такими критериями как размер круга и его место расположения на листе.[26]
Таким образом,
использование
При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональных этических принципов:
Ответственность – необходимость отвечать за содержание, интерпретацию и заключение психологического обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надежности используемых методик;
Компетентность – владение методологией, теорией психологии и психодиагностики, практическими и методологическими умениями и навыками;
Этическая и юридическая правомочность психологического исследования – соответствие статуса и образовательного уровня диагноста существующим требованиям;
Конфиденциальность
– хранение профессиональной тайны,
неразглашение информации, полученной
в ходе психодиагностического
Благополучие респондента – соблюдение правил добровольности участие в тестировании и информирование его о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психодиагностического исследования;
Морально-позитивный
эффект обследования – принцип “Не
навреди”; использование результатов
обследования в целях личностного
и профессионального роста
Профессиональная
кооперация и квалифицированная
пропаганда психологии.
2.2.
Анализ полученных
результатов исследования
образа будущего
студентов
В констатирующем исследовании,
которое проходило в период
с 15.11.2010 по 25.03 2011 принимали участие
студенты Севастопольского городского
гуманитарного университета в
количестве 22 человек, обучающиеся
на 4 курсе психолого-
С целью
соблюдения принципа конфиденциальности
фамилии участников эксперимента были
зашифрованы, каждому испытуемому был
дан порядковый номер.
Таблица 2.1.
Показатели
по шкале «будущее» у участников
констатирующего эксперимента
Номер испытуемого | Оценка по шкале «Будущее» |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 |
2,9
2.9 4,5 3,5 2,9 4 4,1 4 2,8 0,7 3,2 3,5 3,8 3,4 4,1 3,2 3,6 3,6 3 3,9 3 4,5 |
Таким
образом результаты полученных данных
свидетельствуют о том, что 26% студентов
психологического факультета имеют высокий
уровень, 52,1%-средний уровень ,17,3 %-низкий
уровень ориентированности индивида в
будущее
Данные
исследования временной перспективы
студентов
Рис.1. Процентное соотношение показателей по шкале «будущее» у участников констатирующего эксперимента
Таким образом 26 % студентов характеризуются высоким уровнем выраженности ориентации на будущее. Их поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям и характеризуется планированием и достижением последних. Высокие показатели по шкале положительно коррелируют с такими качествами как добросовестность, принятием во внимание будущих последствий, предпочтением постоянства, активностью и количеством часов потраченным на учебу в течении недели отрицательно коррелирует с поиском новых ощущений, склонностью к риску. Студенты, ориентированные на будущее очень организованны, амбициозны, стремятся к цели. Они чувствуют давление времени, но готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения своих карьерных целей. Их отличает организованное планирование и продуктивность. Подчеркивание роли организованности может исходить из ощущения дефицита времени и потребности мудро использовать его для того, чтобы выполнить множество задач и удовлетворить предьявляемые самим себе высокие требования.
Таблица
2.2.
Данные
исследования временной направленности
студентов при помощи методики
«Шкал переживания времени» Е.И.Головахи
и А.А. Кроник.
№ испытуемого | Переживание времени личности | |||||
I фактор континуальности - дискретности | II фактор напряжённости времени | III фактор эмоционального отношения к диапазону времени | ||||
Контину-альность | Дискрет-ность | Напряжё-нность | не напряжё-нность | Положи-тельное | Отрица-тельное | |
1 | 13 | 19 | 13 | 19 | 9 | 7 |
2 | 20 | 12 | 23 | 9 | 14 | 2 |
3 | 22 | 10 | 26 | 6 | 10 | 6 |
4 | 20 | 12 | 23 | 9 | 12 | 4 |
5 | 15 | 17 | 19 | 13 | 12 | 4 |
6 | 13 | 19 | 22 | 10 | 2 | 14 |
7 | 16 | 16 | 17 | 15 | 8 | 8 |
8 | 15 | 17 | 20 | 12 | 12 | 4 |
9 | 18 | 14 | 17 | 15 | 11 | 5 |
10 | 16 | 16 | 21 | 11 | 1 | 5 |
11 | 11 | 21 | 23 | 9 | 14 | 2 |
12 | 19 | 13 | 19 | 13 | 10 | 6 |
13 | 12 | 16 | 25 | 9 | 11 | 5 |
14 | 13 | 18 | 24 | 8 | 11 | 15 |
15 | 21 | 12 | 21 | 11 | 8 | 9 |
16 | 16 | 14 | 21 | 14 | 10 | 6 |
17 | 17 | 15 | 23 | 15 | 12 | 6 |
18 | 17 | 14 | 24 | 8 | 13 | 5 |
19 | 16 | 14 | 23 | 9 | 14 | 6 |
20 | 19 | 13 | 25 | 7 | 12 | 4 |
21 | 17 | 15 | 17 | 15 | 10 | 6 |
22 | 9 | 23 | 20 | 12 | 12 | 4 |
Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета