Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:00, автореферат

Описание работы

Цель: обоснование и разработка программы коррекции образа будущего у студентов
Гипотеза: формирующая комплексная программа, напрвленная на коррекцию образа будущего у студентов, должна включать в себя: а) формирование представлений о своем будущем; б) положительного отношения к своему будущему; в) целостного образа будущего.

Работа содержит 1 файл

курсовая коррекция образа будущего в картине мира студентов.docx

— 143.04 Кб (Скачать)

Большое внимание влиянию образа будущего на поведение в настоящем уделяет  автор когнитивной теории личности Дж.Келли. Он рассматривает человека как исследователя, занимающегося осознанием и интерпретацией своего жизненного опыта, выдвижением гипотез о реальности, посредством которых осуществляется контроль и прогнозирование жизненных событий будущего. Дж.Келли убежден, что люди, главным образом, ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Пытаясь предвидеть и проконтролировать будущие события, человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. «Прогноз делается не просто ради него самого, - пишет Дж.Келли, - он производится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего» .

В логотерапии В.Э.Франкла основной акцент делается на порождении человеком смысла своего существования. Этот процесс неразрывно связан с осмыслением и осознанием человеком своего будущего. «Без фиксированной точки отсчета в будущем человек, собственно, просто не может существовать, - утверждает В.Э.Франкл, -обычно все настоящее структурируется на нее, как металлические опилки на полюс магнита. И, наоборот, с утратой человеком «своего будущего» утрачивает всю свою структуру его внутренний временной план, переживание им времени» [25]. Основываясь на собственном опыте травматических переживаний (длительное время пребывания в концлагере), В.Франкл описывает ситуацию потери смысла жизни, называя ее ноогенным неврозом или экзистенциальным вакуумом и указывая, что в большинстве случаев ее возникновение связано с потерей человеком образа собственного будущего .

Таким образом, будущее может рассматриваться как отдельная ценность, приобретающая особое значение в экстремальных ситуациях.

Еще одно направление разработки проблемы образа будущего представлено в христианской психологии. Христианская парадигма  в философии и психологии человека сосредоточена на духовно-нравственных исканиях человека, тесно связанными с идеей спасения, его пути обретения своего назначения и свободы. Религия раздвигает границы человеческой жизни, вводя новый контекст ее измерения: вечность и бессмертие, Царствие Божие. Земная жизнь является подготовкой к вечной жизни, а религиозная вера направляет человека на достижение этого идеала. Обращение к Богу и искание бесконечности в себе является предпосылкой и условием духовного развития личности.Жизнь человека, обращенная в Бесконечность, связана с поиском опоры в будущем.Православный богослов Александр Шмеман целью религиозного учения видел объединение человека с церковно-общинной жизнью, жизнью в милости Божией. Процесс духовного врастания в Христа — есть программа христианского самовоспитания.М.В. Бахтин, определяя цель христианской философии образования, считает: "Поскольку сам человек самостоятельно восстановить образ Божий в силу своей слабости и греховности не в состоянии, возникает необходимость обращения к Богу как Первообразу и эталону, как к высшему пределу всякого совершенствования. Поэтому цель христианской философии образования онтологична, поскольку заключается в восстановлении исконного онтологического статуса, данного человеку свыше — образа Божьего" [6]. В святоотеческом учении назначение человека, высший смысл и цель его бытия — обожение и, через него, преобразование мира. Не Апокалипсис был предначертан человечеству в начале пути Богом, а Царство Божие.

Раскрывая проблему развития личности в христианской психологии, В.Х. Манеров определяет христианскую психологию как психологию возрастания человека на пути к главной цели — спасению души, как психологию духовной брани, происходящей в сердце человека. Это спасение происходит на пути человека к Богу.

Основная  проблема личностно-психологических  исследований времени состоит в том, чтобы выяснить, как из различных форм переживания физического, биологического и социального времени у человека формируется осознанная картина времени его жизни, выполняющая ее функцию долговременной регуляции жизненного пути. Эта фундаментальная проблема имеет важное прикладное значение. Ее решение связано со способностью человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, с возможностями формирования жизненной перспективы личности, с обучением человека способам рационального использования времени жизни, а в конечном счете — с формированием хорошо интегрированной творческой личности, т.е. с задачей, которая выдвигается на первый план в мировой психологической науке.Теоретический анализ показывает, что практически во всех сферах изучения человека символическому образу будущего и процессу его моделирования придается большое значение. Образ будущего, наполненный конкретным содержанием, обладает ценностной значимостью, оказывая регулирующее воздействие на процесс становления и развития личности. Эта сила регулятивного воздействия обусловлена прежде всего его взаимосвязью с прошлым и настоящим временем в контексте временной и событийной организации жизненного пути личности. Обобщая научные данные, символический образ будущего может быть определен как одна из существенных характеристик сознания, выраженная в избирательной, относительно устойчивой, в определенной мере осознанной системе представлений личности о своем будущем. Он основывается на жизненных смыслах, целях, идеалах и ценностях и формируется посредством символического моделирования.

Таким образом, как показал анализ работ  по психологии времени, наличие позитивного  образа будущего является, по мнению многих исследователей, важной составляющей регуляции поведения, эмоциональной и когнитивной сферы личности. 

ГЛАВА II

Экспериментальное исследование образа будущего студента психологического факультета в их картине  мира 

2.1. Обоснование диагностического инструментария, используемого в проведении констатирующего эксперимента  

Для решения  поставленой диагностической задачи использовался комплекс психологических методик:

1. Тест  Ф. Зимбардо «Временные ориентации»

2. Шкалы  переживания времени ( авторы Е.И. Головаха  и А. А. Кроник).

3.Тест  «Временные децентрации» (Головахи и Кроник).

4. «Циклический  тест времени» 

        Тест «Временные ориентации» (Ф. Зимбардо)  была разработана для оценивания  различных измерений временной перспективы. Она включает в себя 5 шкал: негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, положительное прошлое, фаталистическое настоящее. В данном эксперименте проводилось исследование образа будущего у студентов поэтому мы выбрали одну шкалу- «будущее»,которую и интерпретировали. [26]

      Тест  «Временные децентрации» разработана Е.И.Головаха и А.А. Кроником.

Ее целью  является изучение временной направленности человека, выявление асимметрий "индивидуального  времени". Испытуемым предлагается  3 шкалы с утверждениями «Я живу прошлым», «Я живу настоящим», «Я живу будущим»

 Условие  адекватности ощущения, переживания  времени яыляется совпадение личного временного центра с хронологическим настоящим, а причиной неадекватности являются временные децентрации, связанные с ориентаций на прошлое и будущее.[26]

      Шкалы переживания времени представляют собой 10 дихотомических пар, по которым время можно охарактеризовать с позиций континуальности или дискретности, напряженности или расслабленности, эмоциональной позитивности или   отрицательного отношения личности к  времени.[26]

Следующая методика «Циклический тест времени».  Целью ее применения является  описание структуры временных представлений личности. Методика является проективной. Испытуемому предлагается  с помощью трех кругов изобразить свое представление о времени. Круги обозначают-настоящее прошлое и будущее. Необходимо расположить так круги, чтобы они выражали переживание взаимосвязи личного прошлого, настоящего и будущего. Интерпретация проводилась в соответствии с такими критериями как размер круга и его место расположения на листе.[26]

Таким образом, использование вышеперечисленных  методик  позволит охарактеризовать образ будущего.

При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать  ряд профессиональных этических  принципов:

Ответственность – необходимость отвечать за содержание, интерпретацию и заключение психологического обследования, за все решения, принимаемые  в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надежности используемых методик;

Компетентность  – владение методологией, теорией  психологии и психодиагностики, практическими  и методологическими умениями и  навыками;

Этическая и юридическая правомочность  психологического исследования – соответствие статуса и образовательного уровня диагноста существующим требованиям;

Конфиденциальность  – хранение профессиональной тайны, неразглашение информации, полученной в ходе психодиагностического исследования;

Благополучие  респондента – соблюдение правил добровольности участие в тестировании и информирование его о целях  исследования, забота о психологическом  состоянии обследуемого в ходе и  при завершении психодиагностического  исследования;

Морально-позитивный эффект обследования – принцип “Не  навреди”; использование результатов  обследования в целях личностного  и профессионального роста человека;

Профессиональная  кооперация и квалифицированная  пропаганда психологии. 

2.2. Анализ полученных  результатов исследования  образа будущего  студентов 

    В констатирующем исследовании, которое проходило в период  с 15.11.2010 по 25.03 2011 принимали участие  студенты  Севастопольского  городского  гуманитарного университета в  количестве  22 человек, обучающиеся  на 4 курсе психолого-педагогического  факультета.

С целью  соблюдения принципа конфиденциальности фамилии участников эксперимента были зашифрованы, каждому испытуемому был дан порядковый номер. 

Таблица 2.1.

Показатели  по шкале  «будущее» у участников констатирующего эксперимента 

Номер испытуемого Оценка по шкале  «Будущее»
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

2,9

2.9

4,5

3,5

2,9

4

4,1

4

2,8

0,7

3,2

3,5

3,8

3,4

4,1

3,2

3,6

3,6

3

3,9

3

4,5

 

Таким образом результаты полученных данных свидетельствуют о том, что 26% студентов психологического факультета имеют высокий уровень, 52,1%-средний уровень ,17,3 %-низкий уровень ориентированности индивида в будущее 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Данные  исследования  временной перспективы   студентов 

Рис.1. Процентное соотношение  показателей  по шкале «будущее» у участников констатирующего эксперимента

Таким образом 26 % студентов характеризуются высоким уровнем выраженности ориентации на будущее. Их поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям и характеризуется планированием и достижением последних. Высокие показатели по шкале положительно коррелируют  с такими качествами как добросовестность, принятием во внимание будущих последствий, предпочтением постоянства, активностью и количеством часов потраченным на учебу в течении недели  отрицательно коррелирует  с поиском новых ощущений, склонностью к риску. Студенты, ориентированные на будущее очень организованны, амбициозны, стремятся к цели. Они чувствуют давление времени, но готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения своих карьерных целей. Их отличает организованное планирование и продуктивность. Подчеркивание роли организованности может исходить  из ощущения дефицита времени и потребности мудро использовать его для того, чтобы выполнить множество задач и удовлетворить предьявляемые самим себе высокие требования.

Таблица 2.2. 

Данные  исследования временной направленности студентов  при помощи  методики «Шкал переживания времени» Е.И.Головахи и А.А. Кроник. 

№  испытуемого Переживание времени личности
I фактор континуальности - дискретности II фактор напряжённости времени III фактор эмоционального отношения к диапазону времени
Контину-альность Дискрет-ность Напряжё-нность не напряжё-нность Положи-тельное Отрица-тельное
1 13 19 13 19 9 7
2 20 12 23 9 14 2
3 22 10 26 6 10 6
4 20 12 23 9 12 4
5 15 17 19 13 12 4
6 13 19 22 10 2 14
7 16 16 17 15 8 8
8 15 17 20 12 12 4
9 18 14 17 15 11 5
10 16 16 21 11 1 5
11 11 21 23 9 14 2
12 19 13 19 13 10 6
13 12 16 25 9 11 5
14 13 18 24 8 11 15
15 21 12 21 11 8 9
16 16 14 21 14 10 6
17 17 15 23 15 12 6
18 17 14 24 8 13 5
19 16 14 23 9 14 6
20 19 13 25 7 12 4
21 17 15 17 15 10 6
22 9 23 20 12 12 4

Информация о работе Коррекция образа будущего в картине мира студентов психологического факультета