Конструирование в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
С позиции теории ампфликации (обогащения) развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.

Содержание

Сущность конструирования и его значение для развития ребенка дошкольника
Виды конструирования
Задачи обучения и воспитания детей в данном виде деятельности
Методы и приемы обучения конструированию
Формы организации обучения конструктивной деятельности детей
Своеобразие задач и методики обучения конструированию детей разного возраста
Описание опыта работы
Выводы
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

контрольная конструирование.docx

— 2.45 Мб (Скачать)

 
       Для воспитания самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх, развития их творческих способностей разработала комплекс дидактических игр по типу «Танграм», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей, из специальных наборов геометрических конструкторов.

        Живой и образной может быть игра из спичек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга.

         Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы-заменители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т.п.)

         Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий), что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

           Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.  
Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам.  
При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Например, отец Алины заинтересовался нашей коляской из спичечного коробка и смастерил вместе с дочкой из такой же коробочки и бумаги машину «Победа». Старшему брату Жене, очень понравилась мебель для кукол, и он сделал два маленьких телефончика.

        Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. 
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей, конструктивных навыков, развитие творческих способностей детей. развитие конструктивных навыков

            Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

       Позитивные результаты моей работы указывают: Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям. После систематически проведенной мной работы я составила  следующие рекомендации для воспитателей.

 

 

Рекомендации  воспитателям:

  • Всю организованно-образовательную деятельность необходимо проводить в игровой форме, создавать обстановку ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием. Использовать занимательные стихи о деталях конструктора.
  • Элементарные наглядные модели (линейные схемы) использовать только после того, когда дети будут хорошо знать основные детали конструктора.
  • Включать в процесс построения графических моделей трафарет, выполненный из прозрачного материала. Прозрачность шаблона дает возможность видеть весь чертеж одновременно и корректировать его построение. Или же использовать лекала размеры, которых должны строго соответствовать размерам строительного материала.
  • Что бы дети лучше усвоили наглядные модели в самостоятельной деятельности предлагать трафареты, лекала, конструктор. Самой включаться в игры детей, давать им понять что и меня тоже интересует конструирование.
  • В работе с детьми не использовать слово модели, а использовать понятные детям слова: рисунок, фотография.
  • Приобрести для группы строительный материал в нужном количестве, а так же разнообразные мелкие игрушки для обыгрывания построек.
  • При совместном конструировании с детьми стремитесь как бы предварять детские замыслы идти немного впереди, то что ребенок может сделать на первом этапе с некоторой помощью взрослого, затем он это уже делает самостоятельно.

ВЫВОДЫ

 

Конструирование - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт  полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения  быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей.

Творчество в широком  смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна  создаваемого продукта — художественного  произведения, картины, механического  прибора. Результатом творчества может  явиться и научная идея, которая  высказывается впервые и получает статус научного открытия.

Детское экспериментирование  необходимо развивать. Во-первых, нужно постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая к дальнейшему их изучению.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Учет особенностей игры и  конструирования, их взаимосвязи необходим  при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность — значит существенно обеднять развитие детей.

Формы организации обучения конструированию:

- конструирование по образцу;

- конструирование по модели;

- конструирование по простейшим  чертежам и наглядным схемам;

- конструирование по замыслу;

- конструирование по теме;

- каркасное конструирование.

Каждая из рассмотренных  форм организации обучения конструированию  может оказывать развивающее  влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным, как показали многолетние исследования, при определенных условиях. К ним относятся: наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.); обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М: Просвещение, 1996. -
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. – 352 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. – 182 с.
  4. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. – 287 с.
  5. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.
  6. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. – 399 с.
  7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966. – 387 с.
  8. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. – 312 с.
  9. Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2008. – 208 с.
  10. Куцакова Л.В. «Оригами». М. «Владос».1994. – 129 с.
  11. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 4-5 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО.1998. – 346 с.
  12. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. – 392 с.
  13. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. – 321 с.
  14. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2005. – 341 с.
  15. Поддьяков Н.Н.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009. – 407 с.
  16. Куцакова Л.В.«Лето красное пришло». Организация творческой деятельности дошкольников в детском саду летом. М. МИПКРО. 1992. – 425 с.
  17. КуцаковаЛ.В. «К новым технологиям по художественно- интеллектуальному развитию детей».М. МИПКРО. 1997. – 423 с.
  18. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. – 299 с.
  19. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала М: Карапуз, 2009. – 279 с.
  20. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988. – 351 с.
  21. Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - С.46-49
  22. Тарловская Н.Ф. , Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994. – 215 с.

 

 

 

                                                                                  Приложение 1

 

Рис. 1. Конструирование по образцу:

 

а — полное репродуцирование образа,

б — построение объекта по рисунку,

в — воспроизведение образа с заменой отдельных деталей

 

 

                                                                                  Приложение 2

 

Рис. 2. Конструирование по модели

 

 

                              

                                                                                                   ПриложениЕ 3

 

 

Рис. 3   Постройки  детей  из  мелкого конструктора

 

 

 

 

                                                                                                    ПриложениЕ 4

 

Рис.4   образцы построек из бросового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     ПриложениЕ 5

 

 

 

 

Рис 5 Образцы из магнитного конструктора

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 6


 

 

 









Информация о работе Конструирование в детском саду