Конструирование в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
С позиции теории ампфликации (обогащения) развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.

Содержание

Сущность конструирования и его значение для развития ребенка дошкольника
Виды конструирования
Задачи обучения и воспитания детей в данном виде деятельности
Методы и приемы обучения конструированию
Формы организации обучения конструктивной деятельности детей
Своеобразие задач и методики обучения конструированию детей разного возраста
Описание опыта работы
Выводы
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

контрольная конструирование.docx

— 2.45 Мб (Скачать)

        Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

        Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

         Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

 

  1. Задачи обучения и воспитания детей в данном виде деятельности

          Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в образовательной области «Познание» содержит раздел «Конструирование», в котором раскрываются  особенности конструктивной деятельности дошкольника и  следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей:

  • Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
  • Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах,  с которыми они работают.
  • Формировать уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют.
  • Усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д.
  • Различать их по величине и по устойчивости.
  • Усвоить правильные названия инструментов: молоток или киянка (деревянный молоток), гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение.
  • Дать детям представления о природных материалах;
  • Знать природные материалы (кору сосны, шишки ели и сосны, семена клена и т. д.).
  • Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования.
  • Уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов.
  • Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
  • Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
  • Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем.
  • Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.
  • Научить понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.
  • Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.

          Но практика показывает, что взаимоотношения детей в конструктивной деятельности сами по себе не всегда строятся на правильной основе. Поэтому роль воспитателя приобретает здесь важное значение. Он должен учить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в процессе выполнения построек, игрушек, согласовывать свою работу с действиями товарищей.

         При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным.

        В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе.

         Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами. С самых первых дней обучения необходимо, чтобы дети выполняли соответствующие правила: перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, собирали неиспользованный материал (коробки, кусочки, бумагу, природный материал) и аккуратно, в определенном порядке укладывали его на постоянное место хранения.

           Порядок на рабочем месте - необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитания у детей навыков организованного труда, эстетических чувств.

           Любой материал, с которым дети работают, должен привлекать их своим внешним видом. При анализе и оценке работ следует обращать внимание детей на эстетические качества сконструированного предмета. Развивать у детей умение оценивать процесс своего труда и работы товарищей с эстетической точки зрения (насколько процесс работы организованный, выполняется и в нужной последовательности, без лишних и беспорядочных движений, в хорошем темпе).

Содержание знаний и умений по конструированию, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста:

 

  1. О материале (о предмете конструирования)

 

Знания

Умения

  • Названия, виды, свойства материала
  • Называть, различать, определять свойства материала
  • О происхождении и применении материала
  • Рассказать о происхождении и применении материала
  • О возможности, правилах и последовательности исследования и обработки
  • Отбирать нужный материал для работы с учетом его свойств и назначения изделия

                                                                        

2.  Об инструментах  и оборудовании

 

  • Названия инструментов и их виды
  • Умение пользоваться
  • Устройство инструментов
  • Применять по назначению
  • Способы наладки (подготовки к работе)
  • Простейшая наладка
  • Принцип действия, применение
  • Подготовка к работе
  • Техника безопасности
  • Правильно выполнять рабочее движение
  • Хранение
  • Правильно хранить

                                                                                  

  1. О практической работе
  • Конструирование изделия
    • Конструировать
  • Предварительное планирование
  • Планировать
  • Организация рабочего места
  • Организовывать рабочее место
  • Проведение технологических операций ( разметка, измерение, сгибание, резание, отделка, монтаж)
  • Производить технологические операции
  • Основы трудовой культуры
  • Декорировать ( украшать)

  •                                                                      

    1. Об изделии (о продукте деятельности)

     

    • Назначение
    • Определять назначение
    • Возможности использования
    • Применять в жизни
    • Конструктивные и художественно-выразительные особенности
    • Выделять особенности
    • Достоинства и недостатки
    • Видеть, выделять достоинства и недостатки, уметь

      преодолевать недостатки


                                                                 

     6. О профессии

    • Название, об особенностях профессиональной деятельности
    • Уметь называть и последовательно рассказывать о профессии

     

    1. Методы и приемы обучения конструированию

             Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами.

             Выбор методов и приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

             При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными методами и приемами обучения являются:

    • Наглядные;
    • Практические;
    • Игровые;
    • Словесные;
    • Исследовательские
    • Показ и пояснение воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.

          Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

         Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

           Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

    • Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
    • Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.

    Например, в постройке - как сделать  перекрытие на высоких устоях, как  добиться устойчивой конструкции; в  бумажном конструировании - как склеивать  стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как  крепить колеса на осях с помощью  гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

    • Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

    Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той  или иной операции.

    Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой  квадратный лист бумаги на 16 маленьких  квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили  ее правильно, почему допущена та или  иная ошибка, как ее исправить. При  подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в  нужных ли местах намечены линии для  надрезов. А уж затем переходить к следующему этапу работы.

              При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно ли (крупные и устойчивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

    1. Формы организации обучения конструктивной деятельности детей

     

    В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др2.).

    Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной  из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом — бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

    Информация о работе Конструирование в детском саду