Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:06, контрольная работа
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
С позиции теории ампфликации (обогащения) развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.
Сущность конструирования и его значение для развития ребенка дошкольника
Виды конструирования
Задачи обучения и воспитания детей в данном виде деятельности
Методы и приемы обучения конструированию
Формы организации обучения конструктивной деятельности детей
Своеобразие задач и методики обучения конструированию детей разного возраста
Описание опыта работы
Выводы
Список использованной литературы
Приложение
Программа в этой группе предусматривает
следующие виды конструирования: из строительных
наборов, бумаги, различных коробок и природного
материала. Но задачи в обучении конструированию
значительно возрастают.
Дети приобретают
много новых знаний, технических умений.
Так они постепенно готовятся к школе,
т. е. учатся внимательно воспринимать
задания и выполнять их, самостоятельно
решать ряд конструктивных задач, сознательно
и настойчиво овладевать новыми способами
работы. Дети продолжают учиться анализировать
образцы готовых поделок, конструкций,
выделять в них существенные признаки,
группировать их по сходству основных
признаков, понимать, что различия основных
признаков по форме и размеру зависят
от назначения предмета. У детей вырабатывается
умение самостоятельно рассматривать
предметы, знать порядок пользования ими
без помощи воспитателя. Они должны уметь
выделять основные этапы создания конструкций
и самостоятельно планировать их изготовление,
объективно оценивать качество своей
работы и работы товарищей, находить причины
неудач.
Большое внимание воспитатель должен
уделять играм детей с элементами конструирования,
где закрепляются приемы, с которыми они
познакомились на занятиях. Необходимо
при этом поощрять творческую инициативу,
выдумку, фантазию и изобретательность.
И в старшей группе дети выполняют работы
по образцам, по условиям, предложенным
воспитателем, на тему и по собственному
желанию.
Для конструирования из бумаги и дополнительного
материала ребята должны научиться сгибать
бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях
(по диагонали, по средней линии, по диаметру
в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы
по начерченным линиям до следующего сгиба
или линии. Эти навыки помогут детям выполнять
более сложную работу.
Для
изготовления поделок используют плотную
белую и цветную бумагу, тонкий картон,
всевозможные коробки и другие материалы.
В конце занятия можно предложить ребенку
рассмотреть свою игрушку и рассказать,
все ли выполнено хорошо, какие затруднения
были в работе и чему он научился.
Воспитатель
должен разнообразить задания. Например,
если детский сад находится недалеко от
пионерского лагеря, можно научить ребят
сделать палатку из квадратного лист бумаги,
согнутого по диагоналям и разрезанного
по одному сгибу до середины. Дети склеивают
вместе два треугольника, разделенные
этим разрезом. Сверху приклеивают флажок
и вырезывают дверь в виде буквы «Г». Остальные
атрибуты лагеря (спортплощадку, деревья,
мачту и т. д.) дети выполняют сами, а воспитатель
помогает советом.
Весной
можно детям показать, как, сгибая бумагу
в разных направлениях, делать из нее игрушки:
стрелу, лодочку, кораблик, шлем (буденовку).
Стрелы хороши для знакомства с силой
ветра, дети узнают, что по ветру стрелы
летят дальше, против ветра - ближе. В игру
можно включить моменты соревнования:
чья стрела полетит дальше? Кто найдет
наиболее удачное направление ветра? Ребята
узнают и о том, что бумажные кораблики,
опущенные в расплавленный стеарин, становятся
прочными, они могут плавать в ручьях,
в бассейне.
Для изготовления игрушек из всевозможных
материалов воспитатель должен показать
способы скрепления спичечных коробок:
склеивание их друг с другом в ряд или
одной над другой или вкладывание одной
коробки в другую (в горизонтально лежащую
коробку вставить вертикально стоящую).
Первый способ можно показать и применить
для изготовления письменного стола, вагонов,
шкафчиков, второй - для поделки детской
коляски, машин, в частности самосвала.
Кузов самосвала может быть подвижным.
Для этого полоска, согнутая пополам, подклеивается
под кузов и сверху к основе. Катушки можно
использовать для изготовления мебели,
подставки для флажков. Дети старшей группы
продолжают мастерить игрушки из природного
материала.
В уголке изобразительной деятельности
должны быть альбомы с фотографиями поделок
из природного материала. Они необходимы
для того, чтобы вызвать у детей интерес
к самостоятельному изготовлению игрушек.
Любые изделия, которые изготавливают
дети, должны находить применение в их
играх. Можно устроить музей, рассматривать
и анализировать с детьми их же работы.
При этом надо выделять наиболее интересные,
выразительные изделия, обращать внимание
на удачное использование материала, на
творческое отношение к работе.
Изделия могут быть использованы для игры
в «магазин». Тогда ребята отбирают лучшие
из них. Группа детей вместе с воспитателем,
именуемая комиссией по отбору игрушек,
советуется, что подходит, что неудачно
выполнено. Можно предложить доделать
или выполнить работу вновь. Такая деятельность
детей станет элементом творческой сюжетной
игры.
На занятиях конструированием из строительного
материала продолжают работу по обучению
детей некоторым техническим навыкам:
соединять несколько плоскостей в одну
большую, связывать между собой редко
поставленные в ряд кирпичики, бруски,
цилиндры, подготавливая основу для перекрытий,
делать постройки прочными.
Ребята должны хорошо освоить все детали
наборов и пользоваться правильными названиями:
длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная,
треугольная пластина, большой (маленький)
куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться
в форме сторон деталей: у куба стороны
квадратные, у бруска боковые стороны
прямоугольные, торцовые - квадратные
и т. д.
Дети должны разбираться, из чего лучше
сооружать отдельные части постройки,
стены в громоздких и легких сооружениях,
какие детали наиболее устойчивы и могут
использоваться для оснований, а какие
пригодны для окон, дверей, украшений.
В конструкциях дети отображают свои обобщенные представления о предметах. И очень важно, чтобы воспитатель учил детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир. Исходя из этого, определяется и тематика работы. После экскурсий по городу хорошо предложить детям построить многоэтажное здание, дорогу и показать на ней проезжую часть, места переходов и т. д.
Каждая тема начинается с несложных построек, постепенно содержание их усложняется. На первых занятиях дети в основном строят по готовому и полуготовому образцу. Например, здания одно-, двухэтажные, с квадратным и прямоугольным основанием, простой и более сложной конструкции. В результате формируются обобщенные способы конструирования, что позволяет перейти к заданию по условиям: построить дом для 2-3 кукол, двухэтажное здание с широкими витринами на первом этаже и т. д. Здесь уже требуются сообразительность, свободное оперирование материалом на основе хорошего знания его особенностей, овладение техническими навыками.
Такая разработка каждой темы подготовит
детей к творческому решению конструктивных
задач при сооружении построек в игре.
Ребята должны комплексные постройки
(детский сад с участком, зоопарк, вокзал,
колхоз, пионерский лагерь и т. д.) выполнять
коллективно.
Необходимо, чтобы в игре дети использовали
навыки изобразительной деятельности,
которые они приобрели (лепка, рисование,
аппликация). Так, при создании зоопарка
дети сооружают из строительного материала
клетки для животных, самих животных лепят,
затем раскрашивают, делают из природного
материала зеленые насаждения. Выполняя
задание коллективно, ребята учатся согласованно
и дружно работать.
В этой группе наиболее важной задачей
является подготовка детей к школе.
Для
детей этого возраста конструирование
является одним из интересных занятий.
У них уже есть опыт в познании окружающей
действительности, осознанное отношение
к технике, к архитектурным памятникам.
Они уже в состоянии дать элементарную
эстетическую оценку различным сооружениям,
предметам архитектуры. Стараются быть
более организованными в работе, умеют
считаться с требованиями коллектива,
быть дисциплинированными, контролировать
свою деятельность. Дети этой группы,
как и всех других групп, занятия конструированием
тесно связывают с игрой.
Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования.
В этой группе предъявляют большие требования,
чем в предыдущих, к умению детей планировать
свою работу. Они должны представить, какой
будет постройка, прежде чем выполнить
ее; обдумать и выбрать нужный материал.
Дети
должны знать, что для успешной работы
необходимо:
- четко представлять предмет, его строение,
пространственное положение;
- иметь хорошие технические навыки;
- видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.
Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая ребят конструированию, он должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей.
Обучение детей коллективному труду - одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.
Особое
внимание следует уделить воспитанию
организованности в работе, трудолюбию.
Ребята привыкают к порядку, когда сами
заранее готовят материал к занятию, самостоятельно
убирают все на место после окончания
работы.
В подготовительной
к школе группе большое внимание уделяется
развитию творческой фантазии детей. Они
уже конструируют не по готовому образцу,
а по собственному воображению, иногда
обращаясь к фотографии, чертежу. Образец
чаще используют для сопоставления объемной
игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой.
Здесь детям предлагаются тема и условия,
которым должна отвечать игрушка, постройка.
Причем сами условия более сложные, чем
в старшей группе, например выполнить
из природного материала зверушек, которые
бы свободно разместились в клетках зоопарка,
сделанного из строительного материала;
из круга, разрезанного по радиусу, изготовить
игрушку, у которой конус будет основной
частью.
Конечно, и в этой группе используют образец, выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают. Например, нужно показать, как работать с природным материалом, что можно сделать из него, каковы приемы работы с ним, способы скреплений, придания выразительности образу и т. д. Но в этой группе уже можно показать общие приемы, которые пригодятся для изготовления разных игрушек, а не конкретного предмета. Например, в работе с бумагой воспитатель объясняет, как сделать закрытую или полую коробочку из квадратного листа бумаги, разделенного на 16 маленьких квадратиков, а уже затем дети используют ее для поделки игрушек по своему замыслу. В работе со строительным материалом воспитатель показывает, как сделать устойчивую площадку на высоких устоях, предлагает детям подумать, в каких постройках применим этот способ. В конце занятия надо разобрать с детьми, кто как применил показанный прием, каковы индивидуальные решения общей для всех задачи, и отметить наиболее удачные.
И в этой группе занятия конструированием тесно связаны с игрой. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые. Конечно, хорошие игрушки необходимо сохранить, а менее удачные исправить, усовершенствовать.
Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек.
Для обогащения впечатлений ребят можно
оформить тематические альбомы с открытками,
где изображены разные типы автомашин,
самолетов, мостов, зданий. Детей заинтересует
это, так как им нравится определять марки
машин и знакомиться с новыми, находя сходство
и различие.
Итак, в подготовительной к школе группе
на занятиях конструированием из бумаги
и дополнительного материала детям необходимо
освоить следующие способы работы: складывать
квадратный лист бумаги в 16 маленьких
квадратиков, затем сделать выкройки кубика,
бруска, таких же по форме коробочек, а
уж потом выполнить из них игрушки; делить
лист бумаги по диагонали; чертить круг
с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки,
складывая лист бумаги в разных направлениях;
готовить бумажные формы, которыми дети
пользуются как деталями для изготовления
объемных игрушек (автомашин, елочных
игрушек и т. д.).
С первых занятий детей учат делать коробочки из квадратного листа бумаги, сложенного сначала в 9 квадратиков. Затем они усваивают способ изготовления выкройки домика, корзиночки из бумаги, сложенной в 16 квадратиков. Если выполняют домик, то выясняют, где будут у него окна, двери, далее делают надрезы с двух противоположных сторон, выкройку складывают и склеивают, добавляют некоторые детали: крышу, трубу, балкон и т. п.
Это занятие (как и последующие) можно использовать для развития пространственной ориентировки, пространственного воображения, элементарного умения видеть в плоскостной выкройке объемный предмет. Детей нужно научить самостоятельно готовить выкройку игрушки, умению выделить основную ее часть, определить форму, а затем изготовить, дополняя деталями, характеризующими данную игрушку. Так, из кубической коробочки можно приготовить много разных игрушек: корзиночку, стол, стул, коробочку с крышкой и т. д. Важно, чтобы дети сами нашли, у каких предметов основная часть похожа на коробочку, и сделали соответствующую игрушку.
Для закрепления умения видеть в выкройке объемный предмет необходимо, чтобы каждый ребенок умел сравнивать эту выкройку с готовым изделием, а затем уже самостоятельно сделал игрушку.