Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа
Цель: научиться обнаруживать конфликтные ситуации в педагогическом процессе и выявлять способы их предотвращения.
Задачи: 1. раскрыть структуру и свойства педагогических конфликтов; 2. определить условия протекания педагогических конфликтов и их причины; 3. разработать рекомендации для практического применения.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Общее представление о педагогическом конфликте . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Деловые и личные конфликты между школьниками
и учителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3. Причины педагогических конфликтов и реакции на них . . . . . . . . . 17
1.4. Управление педагогическими конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ . . . . . . . . . 22
2.1. Подросток и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2. Личность учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Общие рекомендации для педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА "ПОДРОСТОК И ШКОЛА"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ "КОНФЛИКТОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ"
10. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992. – 481 с.
11. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Политиздат, 1968. – 493 с.
12. Культура общения учителя. Методич. рекомендации. – Л.: Знание, 1990. – 176 с.
13.
Митина Л.М. Взаимосвязь
14. Мухаметдинова Г.В., Рожкова М.И., Юдин В.П. Социальная защита. – Казань.: Дом, 1993. – 453 с.
15.
Наш проблемный подросток. Уч.
16.
Петровская Л.А. Воспитатель –
подросток: пути развития
17.
Психология развивающейся
18.
Рыбакова М.М. Конфликт и
19. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. – М.: Дизайн ПРО, 1998. – 80 с.
20.
Самоукина Н.В. Игры в которые
играют… Психологический
21.
Симонова Л.В. Межличностные
22.
Синица И.Е. Педагогический
23. Соц. Конфликтология: Учеб. пособ. для студентов факультета соц. работы / Моск. государственный социальный ун-т; Н.П.Дедов, А.В.Морозова, Е.Г.Сорокина, Т.Ф.Суслова. Под. ред. А.В.Морозова – М.: Академия, 2002.
24. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. – Саратов.: Изд-во Саратовск. ун-та, 1972. – 334 с.
25. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления: Пер. с анг. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 189 с.
26. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Изобр. психол. труда / РАО; Моск. психолого-социальный ин-т. – М.: Воронеж, МОДЭК, 2003. – 432 с.
27. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: Учеб. пособ. для студентов вуз. – СПб.: Питер, 2003. – 252 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Анкета
"Подросток и
школа"
а. общение с друзьями;
б. учеба;
в. ничего.
2. Как
часто у вас возникают
а. часто;
б. иногда;
в. никогда.
3. Кто
на ваш взгляд является
а. учитель;
б. я;
в. другие обстоятельства.
4. На какой почве чаще возникают конфликты?
а. учебной;
б. личной.
5. Как отражаются конфликты на вашей учебной деятельности?
а. часто мешают учиться;
б. стараюсь не обращать на них внимания, но время от времени
они мешают учиться.
в. не отражаются никак.
6. Проводятся ли в вашей школе занятия по вопросам культуры общения?
а. да, постоянно;
б. да, иногда;
в.
нет, не припомню.
7. Как часто вы чувствуете обиду на окружающих?
а. часто;
б. иногда;
в. почти никогда.
8. Уравновешенный ли вы человек?
а. да;
б. нет.
9. Испытываете ли вы на себе неприязненное отношение учителя?
а. часто;
б. иногда;
в. никогда.
10. Хотелось бы вам изменить что-нибудь в отношениях с учителями?
а. да, и очень многое;
б. да, но совсем не многое;
в. нет.
11. Если вы испытываете неприязнь к учителю вы:
а. открыто это показываете и в отношении к преподавателю,
и в отношении к предмету;
б. открыто показывайте это преподавателю, но предмет учите
по-прежнему;
в. не подаете виду.
12. Какие качества в педагогах вам не нравятся более всего?
13. Какие
качества в педагогах вы
Результаты анкетирования "Подросток и школа"
(в
процентах)
1. а – 46
б – 39
в – 15
2. а – 9
б – 40
в – 51
3. а – 21
б – 20
в – 59
4. а – 26
б – 74
5. а – 13
б – 50,5
в – 36,5
6. а – 34
б – 41,5
в – 24,5
7. а – 40,5
б – 37
в – 22,5
8. а – 26
б – 74
9. а – 12
б – 42
в – 46
10. а – 30
б – 61
в – 9
11. а – 6
б – 37
в – 57
12. Доброта - 20
Уважение - 20
Справедливость - 17
Понимание - 17
Уравновешенность - 6
Терпеливость - 6
Вежливость - 6
Чувство юмора - 3
Профессионализм - 3
Внимательность - 3
13. Грубость - 32
Нервозность - 27
Несправедливость - 14
Придирчивость - 9
Неуважение - 4,5
Авторитаризм - 4,5
Заносчивость - 4,5
Попустительство - 4,5
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Тест
"Конфликтогенность
учителя"
I. Ученик плохо посещает уроки.
II. Ученик плохо учится.
III. Ученик задает каверзные вопросы.
IV. Ученик плохо ведет себя на уроке.
Нечетный
номер варианта ответов – 10, четный
– 20 баллов. Набравшие 60 и более баллов
склонны к ненасильственному
преодолению межличностных
Результат: 60 процентов педагогов набрало менее 60, 40 процентов – 60 баллов.