Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: научиться обнаруживать конфликтные ситуации в педагогическом процессе и выявлять способы их предотвращения.
Задачи: 1. раскрыть структуру и свойства педагогических конфликтов; 2. определить условия протекания педагогических конфликтов и их причины; 3. разработать рекомендации для практического применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Общее представление о педагогическом конфликте . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Деловые и личные конфликты между школьниками
и учителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3. Причины педагогических конфликтов и реакции на них . . . . . . . . . 17
1.4. Управление педагогическими конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ . . . . . . . . . 22
2.1. Подросток и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2. Личность учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Общие рекомендации для педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА "ПОДРОСТОК И ШКОЛА"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ "КОНФЛИКТОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ"

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

      10. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть  может каждый. Как разрешать конфликты.  – М.: АО Стрингер, 1992. – 481 с.

      11. Корчак Я. Как любить детей.  – М.: Политиздат, 1968. – 493 с.

      12. Культура общения учителя. Методич. рекомендации. – Л.: Знание, 1990. – 176 с.

      13. Митина Л.М. Взаимосвязь личных  качеств учителя и способов  преодоления им трудностей в  педагогическом общении // Вопросы  психологии. – 1987. - №6 – с76.

      14. Мухаметдинова Г.В., Рожкова М.И., Юдин В.П. Социальная защита. – Казань.: Дом, 1993. – 453 с.

      15. Наш проблемный подросток. Уч.пособие.  – С Пб.: Союз, 1998.-144 с.

      16. Петровская Л.А. Воспитатель –  подросток: пути развития диалога  // Учителям и родителям о психологии  подростка. – М.: Педагогика, 1987.-431 с.

      17. Психология развивающейся личности. Под ред. А.В.Петровского. –  М.: Педагогика, 1987.- 342 с.

      18. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие  в педагогическом процессе. –  М.: Просвещение, 1991. – 306 с.

      19. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. – М.: Дизайн ПРО, 1998. – 80 с.

      20. Самоукина Н.В. Игры в которые  играют… Психологический практикум.  – Дубна.: Изд. центр "Феникс", 1997. – 128 с.

      21. Симонова Л.В. Межличностные конфликты  педагогов и старшеклассников и пути их развития. Автореф.канд.псих.наук.– М., 1989.-89 с.

      22. Синица И.Е. Педагогический такт  и мастерство учителя. – М.: Педагогика, 1983. – 232 с.

      23. Соц. Конфликтология: Учеб. пособ.  для студентов факультета соц.  работы / Моск. государственный социальный ун-т; Н.П.Дедов, А.В.Морозова, Е.Г.Сорокина, Т.Ф.Суслова. Под. ред. А.В.Морозова – М.: Академия, 2002.

      24. Страхов И.В. Психологические  основы педагогического такта.  – Саратов.: Изд-во Саратовск.  ун-та, 1972. – 334 с.

      25. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления: Пер. с анг. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 189 с.

      26. Фельдштейн Д.И. Возрастная и  педагогическая психология: Изобр.  психол. труда / РАО; Моск. психолого-социальный  ин-т. – М.: Воронеж, МОДЭК, 2003. –  432 с.

      27. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: Учеб. пособ. для студентов вуз. – СПб.: Питер, 2003. – 252 с.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Анкета "Подросток и  школа" 

  1. Что вас  привлекает в школе?

      а. общение с друзьями;

      б. учеба;

      в. ничего.

2. Как  часто у вас возникают конфликты  с педагогами?

      а. часто;

      б. иногда;

      в. никогда.

3. Кто  на ваш взгляд является виновником  конфликтов?

      а. учитель;

      б. я;

      в. другие обстоятельства.

4. На  какой почве чаще возникают  конфликты?

      а. учебной;

      б. личной.

5. Как  отражаются конфликты на вашей  учебной деятельности?

      а. часто мешают учиться;

      б. стараюсь не обращать на них внимания, но время от времени 

          они мешают учиться.

      в. не отражаются никак.

6. Проводятся  ли в вашей школе занятия  по вопросам культуры общения?

      а. да, постоянно;

      б. да, иногда;

      в. нет, не припомню. 

7. Как  часто вы чувствуете обиду  на окружающих?

      а. часто;

      б. иногда;

      в. почти никогда.

8. Уравновешенный  ли вы человек?

      а.  да;

      б. нет.

9. Испытываете  ли вы на себе неприязненное  отношение учителя?

      а. часто;

      б. иногда;

      в. никогда.

10. Хотелось  бы вам изменить что-нибудь  в отношениях с учителями?

      а. да, и очень многое;

      б. да, но совсем не многое;

      в. нет.

11. Если  вы испытываете неприязнь к  учителю вы:

      а. открыто это показываете  и в отношении  к преподавателю,

          и в отношении к предмету;

      б. открыто показывайте  это преподавателю, но предмет учите 

          по-прежнему;

      в. не подаете виду.

12. Какие  качества в педагогах вам не  нравятся более всего?

13. Какие  качества в педагогах вы цените  более всего?

 

Результаты  анкетирования "Подросток и школа"

(в  процентах) 

      1.  а – 46

            б – 39

            в – 15

      2.  а – 9

            б – 40

            в – 51

      3. а – 21

            б – 20

            в – 59

      4. а – 26

            б – 74

      5. а – 13

            б – 50,5

            в – 36,5

      6. а – 34

            б – 41,5

            в – 24,5

      7. а – 40,5

            б – 37

            в – 22,5

      8. а – 26

            б – 74

      9. а – 12

            б – 42

            в – 46  

      10. а – 30

            б – 61

            в – 9

      11. а – 6

            б – 37

            в – 57

      12.  Доброта    - 20

            Уважение    - 20

                     Справедливость  - 17

            Понимание    - 17

            Уравновешенность  - 6

            Терпеливость   - 6

                     Вежливость  - 6

            Чувство юмора  - 3

            Профессионализм  - 3

            Внимательность  - 3

      13. Грубость    - 32

                    Нервозность   - 27

                    Несправедливость           - 14

                    Придирчивость   - 9

            Неуважение   - 4,5

            Авторитаризм   - 4,5

            Заносчивость  - 4,5

            Попустительство  - 4,5

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Тест "Конфликтогенность  учителя" 

I. Ученик плохо посещает уроки.

    1. Связываюсь с классным руководителем или родителями, чтобы выяснить причину.
    2. Изучаю мотивацию учения ребенка.
    3. В серьезных случаях ставлю вопрос о пропусках на классном собрании.

II. Ученик плохо учится.

    1. Сажаю на первую парту рядом с трудолюбивым школьником.
    2. Стараюсь понять мир интересов ребенка.
    3. Часто контролирую и требую того же  от родителей.

III. Ученик задает каверзные вопросы.

    1. "Ставлю его на место", чтобы другим было неповадно.
    2. Отвечаю на любое вопрос: если знаю – немедленно, если не знаю – на следующем уроке.
    3. Если вопросы далеки от изучаемой темы, не считаю нужным отвечать.

IV. Ученик плохо ведет себя на уроке.

    1. Сразу же пресекаю нарушение порядка: делаю устные замечания, запись в дневнике и т.п.
    2. Переключаю внимание, с помощью вопросов и заданий вовлекаю в работу.
    3. Критически анализирую организацию урока, вношу необходимые коррективы.
 

      Нечетный  номер варианта ответов – 10, четный – 20 баллов. Набравшие 60 и более баллов склонны к ненасильственному  преодолению межличностных противоречий, набравшие менее 60 – к обострению отношений с учащимися.

      Результат: 60 процентов педагогов набрало  менее 60, 40 процентов – 60 баллов.

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте