Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа
Цель: научиться обнаруживать конфликтные ситуации в педагогическом процессе и выявлять способы их предотвращения.
Задачи: 1. раскрыть структуру и свойства педагогических конфликтов; 2. определить условия протекания педагогических конфликтов и их причины; 3. разработать рекомендации для практического применения.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Общее представление о педагогическом конфликте . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Деловые и личные конфликты между школьниками
и учителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3. Причины педагогических конфликтов и реакции на них . . . . . . . . . 17
1.4. Управление педагогическими конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ . . . . . . . . . 22
2.1. Подросток и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2. Личность учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Общие рекомендации для педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА "ПОДРОСТОК И ШКОЛА"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ "КОНФЛИКТОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ"
2.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ
И ПЕДАГОГОВ
2.1.
Подросток и школа
В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер.
В это противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков.
Эта основная потребность активизирует целый блок связанных с ней потребностей, характерных для этого возраста. К ним можно отнести следующие:
-
потребность в самовыражении
проявляется у подростка в
повышенном интересе и
-
усиление половой
- потребность уметь "что-то делать", а не только учиться, по мнению П.В.Симонова, наиболее ярко требует своего удовлетворения именно в подростковом возрасте и является одним из способов самовыражения, которые могут оценить сверстники. Такая оценка более значима для подростка, чем оценка учителем его учебной работы;
-
потребность "что-то значить"
для других, быть кому-то нужным
со всеми своими
- характерная для подростка потребность в равноправном общении со взрослым выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило, не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с учителем [15; 139].
Подростки большую часть своего времени проводят в школе, поэтому именно здесь очень ярко проявляются все особенности данного возраста, основные линии поведения со сверстниками и взрослыми. Как следствие – школа становится своеобразным плацдармом по оттачиванию основных моделей поведения. Это не может не вызывать различные напряженные и конфликтные ситуации. Следует отметить, что в подростковом возрасте учение утрачивает для школьников первостепенную значимость, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Это можно проследить по результатам анкетирования (см. приложение 1):
Ребят в школе привлекает | ||
46%
общение со сверстниками |
39%
учеба |
15%
ничего |
Причины конфликтов можно усматривать и в заметной ранимости, которая обнаруживается в подростковом возрасте. Изменение образа тела, формирование нового "я", выход из позиции ребенка, но еще не приобретение статуса и роли взрослого делает подростков особенно чувствительными и очень восприимчивыми. Например:
Как часто они чувствуют обиду на окружающих? | ||
40,5%
часто |
37%
иногда |
22,5
никогда |
При
этом 74 процента из них считают себя
неуравновешенным человеком. Эти факторы
напрямую отражаются в учебном процессе,
вызывая различные
На какой почве чаще возникают конфликты? | |
26%
на личной |
74%
на деловой |
Как уже отмечалось, деловые конфликты обусловлены рассогласованиями, возникающими в совместной предметной деятельности. Самым конфликтным является заключительный этап учебной деятельности – оценки полученных знаний, умений и навыков. А именно в подростковом возрасте школьники становятся более требовательны к профессиональным качествам преподавателя, что и подтверждается результатами опросника. Любопытен и тот факт, что учащиеся в этот период ориентированы более именно на деловое взаимодействие с учителем:
Если учащиеся (подростки) испытывают неприязнь к учителю, они: | ||
6%
открыто это показывают и в отношении к преподавателю, и в отношении к предмету |
37%
открыто показывают это преподавателю, но предмет учат по-прежнему |
51%
не подают виду |
Но,
педагогические конфликты, как любые другие,
рассматриваются, как столкновение противоположно
направленных, несовместимых потребностей,
мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов
поведения. Следовательно, для возникновения
конфликтов нужны как минимум 2 субъекта.
В ракурсе педагогической деятельности
– это учащийся и педагог. Это дает возможность
предположить, что виновником конфликтов
не обязательно является подросток.
По мнению ребят виновником конфликтов является: | ||
21%
учитель |
20%
сами учащиеся |
59%
внешние обстоятельства |
Если
же непосредственно рассматривать
отношение педагогов к
Неприятное отношение к себе со стороны педагога ребята испытывают: | ||
12%
часто |
42%
иногда |
46%
никогда |
Как
известно, конфликты в педагогической
деятельности надолго нарушают систему
взаимоотношений между учителем и учениками,
вызывают у учителя глубокое стрессовое
состояние, неудовлетворенность своей
работой и сказываясь на учебной деятельности
самих учащихся.
Конфликты отражаются на учебной деятельности ребят следующим образом: | ||
13%
часто мешают учиться |
50,5%
стараются не обращать на них внимание, но время от времени они мешают учиться |
36,5%
не отражаются никак |
Следствием
этого являются следующие результаты:
Хочется ли ребятам изменить что-нибудь в отношениях с учителями? | ||
30%
да, и очень многое |
61%
да, но совсем не многое |
9%
нет |
В плане работы школы с ребятами в сфере коммуникаций, этики общения можно отметить следующие результаты:
Занятия по вопросам культуры общения проводятся в школе: | ||
34%
постоянно |
41,5%
иногда |
24,5%
не припомнят |
Таким
образом, педагогическое общение –
не обязательное, бесконфликтное взаимодействие,
поскольку сопряжено с
2.2.
Личность учителя
Наглядным
показателем коммуникативной
Как
уже отмечалось, в общей сумме
91 процент из опрошенных подростков
хотели бы что-либо изменить в отношении
с учителями. Это является свидетельством
некоторой неудовлетворенности ходом
учебного процесса в целом и характера
взаимодействия с учителями в частности.
По результатам ответов учеников можно
построить следующий график, содержащий
перечень качеств, которые не нравятся
им в педагогах более всего (см. приложение
1):
32%
% - процент (выражение степени
27% актуальности)
14%
9%
4,5%
1- грубость;
2 - нервозность;
3 - несправедливость;
4 - придирчивость;
5 - неуважение к личности ученика;
6 - авторитарность;
7 - заносчивость;
8 - попустительство.
И, соответственно,
приведем график качеств, которые наиболее
ценятся учащимися в личности
педагога:
20%
17%
6%
3%
1 - доброта;
2 - уважение к ученику;
3 - понимание;
4 - справедливость;
5 - уравновешенность;
6 - терпеливость;
7 - вежливость;
8 - чувство юмора;
9 - профессионализм;
10 - внимательность
При
сопоставлении тех
В сложных конфликтных ситуациях взаимодействия учителя с учеником заложены как минимум две возможности: первая – воспринять конфликт как путь для разрешения назревших противоречий и вторая – воспринять конфликт как угрозу своему благополучию, как нарушение своей ранее сложившейся целостности. В первом случае способ преодоления трудности направлен на продуктивное структурирование процесса педагогического общения, выход на новый уровень взаимодействия с учеником. Второй способ (непродуктивный) осуществляется на уровне психологической защиты, что снижает творческий потенциал учителя [13; 76].