Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью нашей работы является обоснование возможностей использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.
Объектом нашего исследования выступают компьютерные технологии на уроках физической культуры.
Предмет – возможности успешного использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.

Содержание

1.Теоретико-методические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.1 Исторические предпосылки развития проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.2 Теоретические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.3 Информационные технологии на уроках физической культуры в средней школе
1.4 Методологические подходы к решению проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2. Опытно-эксперементальная работа по внедрению использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2.1 Цели и задачи теоретического и эмпирического исследования
2.2 Методология исследования проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
Заключение

Работа содержит 1 файл

первая глава моей курсовой НАДЯ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

    Конечно, здесь перечислены не все задачи, которые составляли бы необходимый  и достаточный уровень для  электронного учебника, но эти являются наиболее актуальными.

    Достоинства и недостатки электронного учебника

    Электронный учебник, являясь гипертекстовым документом, сталкивает пользователей и создателей с рядом следующих сложностей:

  • Желательно предусмотреть возможность работы по локальной сети с учебником, возможность размещения его в сети Интернет.
  • Защита системно-обучающей функции, чтобы случайные ошибки пользователей не меняли содержание учебника.
  • Необходимость ужесточения требования к психолого-педагогическим аспектам, обратить внимание на коммуникативные режимы.

    Главным недостатком электронным учебников  является - трудность чтения больших  текстов с экрана компьютера, в  результате чего ухудшается восприятие информации. Для решения этой проблемы во многих учебниках реализованы  два режима обучения: текстовый и  звуковой. Текстовый режим можно назвать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой – аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма. Оба режима являются различными способами представления одного и того же материала

    Выделяют  еще целый ряд недостатков, которые приписывают электронному учебнику:

  • необходимость владения определенной информационной культурой как студентами, так и преподавателями;
  • при использовании сетевых образовательных технологий необходимо наличие локальной сети или доступа в сеть Интернет;
  • необходимость наличия сравнительно дорогостоящей компьютерной техники или возможность доступа к современному персональному компьютеру каждого члена общества, желающего получить образование;
  • отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия;
  • мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными.

    Несмотря  на такое обилие недостатков, электронный  учебник имеет большое количество преимуществ.

    Достоинства электронного учебника:

  • Повышается производительность труда преподавателя.
  • Работа с электронными учебниками активизирует самостоятельное мышление учащихся.
  • Индивидуальный темп обучения. Под этим подразумевается не только «индивидуализация» по времени, так как обучение при классно-урочной системе подчинено жестким временным рамкам, но и вариантность развернутости учебного материала, учет типа памяти, темперамента и мышления учащегося.
  • Режим электронных конференций позволяет эффективно производить чтение проблемных лекций.
  • Электронный учебник восприимчив к новой информации, оперативно можно вводить нововведения, связанные с реформированием общественно-политической, экономической жизнью.
  • Обеспечение каждого студента несколькими альтернативными учебниками по каждому курсу, включая зарубежные источники.
  • Существенное повышение эффективности обучения за счет использования информационных технологий.
  • Осуществление широкого контроля учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы обучающихся.
  • Приобщение к использованию современных информационных технологий как обучающихся, так и преподавателей.
  • Использование мультимедийных возможностей, позволяющее сделать содержание более наглядным, понятным.
  • Возможность снабдить учебный материал динамическими рисунками, использование которых позволяет студенту экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон.
  • Возможность моделировать.
  • Возможность быстро и эффективно тестировать или как-нибудь иначе проверять знания студентов.
  • Возможность организовывать самостоятельную работу студентов, давать подсказки, справки и многое другое.
  • Использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.
  • Пожалуй, одно из самых главных достоинств – возможность организовывать виртуальную лабораторную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке.

    Электронный учебник аккумулирует в себе все  основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а так же слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью учащихся.

    Таким образом, существует большое количество преимуществ электронного учебника над печатным, поэтому проблема создания качественного электронного учебника является актуальной в настоящее время проблемой.

    Исходя  из вышеизложенного наиболее часто  используемыми информационными  технологиями являются мультимедия, Internet, электронные учебники.  

1.4. Методологические подходы к решению проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе

Системный подход

    Системный подход представляет собой направление  методологии научного познания и  социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как  систем.

          Методология системного подхода представлена в трудах А.Н.Аверьянова, В.Г.Афонасьева, И.Б.Блауберга, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина и др. Его педагогическая интерпретация дана в работах В.П.Беспалько,Ю.А.Конаржевского, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, В.А.Якунина и др.

         Базовым понятием, с которым непосредственно связано реализация системного подхода, является понятие «система». Под системой мы понимаем целостную совокупность элементов, характеризующуюся следующими необходимыми признаками: 1) совокупность элементов отграничена от окружающей среды; 2) между элементами существует взаимная связь; 3) элементы взаимодействуют между собой; 4) элементы в отдельности существуют лишь благодаря существованию целого; 5) свойство совокупности в целом не сводятся к сумме свойств составляющих её элементов; 6) свойство совокупности в целом не выводится из свойств составляющих её элементов; 7) функционирование совокупности несводимо к функционированию отдельных элементов; 8) существуют системообразующие факторы, обеспечивающие вышеперечисленные свойства.

          Как видно из приведенных признаков  понятие «система» тесно связана  с понятиями «элемент», «целостность»,  «связь», «системообразующие факторы»  поскольку их однозначное понимание  существенно для дальнейшего  изложения дадим им краткую  характеристику.

         С самих общих позиций элемент представляет собой минимальный компонент системы, то есть компонент неделимый далее при выбранном способе расчленения. При этом с точки зрения системного исследования выделение элементов непосредственно связано с описанием их «функциональных обязанностей» в системе. Простое перечисление компонентов исследуемой совокупности и связи между ними не соответствует духу системного подхода и низводит его до уровня структурного анализа. Этот аспект особенно важен при проектировании новых систем. Каждый элемент проектируемой системы изначально должен рассматриваться как элемент целого, выполняющий определённую функцию.

          Понятие «целостность» характеризует внешнюю и внутреннюю «отграниченность» объекта. Оно выступает, прежде всего, как фактор, ориентирующий на определённую (системную) постановку проблемы и выработку соответствующей стратегии исследования.

          Очевидно, что и целостность, и  системность любого объекта зависят  в первую очередь от наличия  определенных связей между его элементами.

          Под связью в филосовской литературе понимается объективная форма бытия материи; взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени.

          Поскольку исследование педагогического  феномена с позиции системного подхода предполагает идентификацию и изучение типов связи между его компонентами, рассмотрим некоторые их классификации.

          В научной литературе встречается  классификации связей, в основу  которых положены формы движения  материи  (связей перемещения, изменения и развития), формы детерминизма (однозначные, вероятностные и корреляционные связи), сила связей (жесткие и корпускулярные связи), сторона существования действительности (стационарные, генетические связи и связи перехода), характер результата действия связи (связи порождения и переобразования), направление действия (прямые и обратные связи), тип процесса, определяемой связи (связи функционирования, развития и управление), субстратные характеристики (связи переноса вещества, энергии и информации) и др.

         Наиболее подробно типология  связи представлена в работе  И.И.Новинского, который предложил,  рассматривая явления с системных  позиций выделять в его структуре  связей исходного, обратного,  относительно самостоятельного, встречного, параллельного и других направлений.

          Самостоятельной, и исключительно  важной проблемой в исследовании  системы является выявление  системообразующих факторов. В самом общем смысле они представляют собой все явления, силы, процессы, связи и тд., которые приводят к образованию системы. В настоящее время принято выделять внешние и внутренние системообразующие факторы.

          К внешним относятся факторы, которые, «способствуя образованию системы, в тоже время выступают чуждыми для её элементов, не обусловливаются и не вызываются внутренней необходимости к объединению». Они не являются основными для системообразования, но играют важную роль. К таким факторам в первую очередь относятся свойство окружающей среды и время.

          К внутренним относятся те системообразующие факторы, которые «порождаются объединяющимися в систему отдельными элементами, группами элементов (частями) или всем множеством». В методологии науки выделяют следующие виды внутренних системообразующих факторов: единство природного качества элементов (например, общность происхождения или строения), связи взаимодополнения, факторы индуктивности (например, свойство достраивания системы до завершения), жесткие структурные связи, связи обмена (вещество, энергией, информации и тд.). функциональные связи («распределение обязанностей» при взаимодействии элементов системы).

          Применение системного подхода  в педагогических исследованиях  требуют , прежде всего идентификации  изучаемого феномена как педагогической  системы. Рассматривая сущность  данного понятия, мы исходили из определения системы. При этом педагогической основой предлагаемого нами определения послужило понятие «педагогический процесс», освобожденное от его внешних проявлений и конкретных реализаций. Именно такой подход отстаивает В.А. Сластенинин, трактуя педагогический процесс как «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленная на решение развивающих и образовательных задач».

          Применение системного подхода,  не ограничивается идентификацией  исследуемого феномена как педагогической системы. Полноценное его использование предполагает представление системных свойств изучаемого объекта в качестве первого шага, как правило,  характеризуется системная цель.

         Таким образом, системный подход  является на сегодняшний день одним из наиболее мощных общенаучных средств, поскольку среди основных его функций преобладает осмысление общего направления движения научного познания. Четко ставя проблему и отчерчивая пути её исследования, он представляет возможность для эффективной реализации более конкретных подходов. Его применение, как теоретико-методологического основания педагогической концепции, предполагает  исследование системных свойств изучаемого феномена и описания их в терминах теории систем.

         Деятельностный подход

       Деятельностный подход представляет собой методологическое направление исследования предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности.

Информация о работе Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе