Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью нашей работы является обоснование возможностей использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.
Объектом нашего исследования выступают компьютерные технологии на уроках физической культуры.
Предмет – возможности успешного использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.

Содержание

1.Теоретико-методические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.1 Исторические предпосылки развития проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.2 Теоретические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.3 Информационные технологии на уроках физической культуры в средней школе
1.4 Методологические подходы к решению проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2. Опытно-эксперементальная работа по внедрению использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2.1 Цели и задачи теоретического и эмпирического исследования
2.2 Методология исследования проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
Заключение

Работа содержит 1 файл

первая глава моей курсовой НАДЯ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

    При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

    Учащихся  привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Во время таких уроков создаётся  обстановка реального общения, при которой учащиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у них пропадает страх перед компьютером, они учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.

    У учащихся появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять  дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется  самоконтроль.

    Необходимо  отметить, что мотивация в данном случае увеличивается, и в дополнение несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

    Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. 

    Приведем  несколько примеров:

    1.Использование  мультимедиа позволяет продемонстрировать  ученикам ряд упражнений по физической культуре, выполнение которых невозможно в системе среднего профессионального образования.

    2. С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать учащимся историю развития физической культуры, не покидая аудитории.

    Использование мультимедиа позволяет обучаемым  работать с учебными материалами  по-разному - учащийся сам решает, как  изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

    Работая с мультимедиа-средствами, учащиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.

    Мультимедийные  средства в обучении имеют ряд  преимуществ по сравнению с традиционными  печатными учебниками и учебными пособиями:

  • предоставление возможности индивидуализации учебного процесса, приспособление его к индивидуальным особенностям учащихся;
  • повышение наглядности представления материала с помощью нескольких воспринимаемых человеком сред;
  • повышение активизации познавательной деятельности учащихся, благодаря интерактивности;
  • усиление контролирующей функции учебного курса за счет использования встроенных тестов разного уровня, облегчающих деятельность учителя и создающих эффективную обратную связь.

    Таким образом, применение технологии мультимедиа  в образовательном процессе значительно  повышает заинтересованность и мотивацию  деятельности учащихся, а также уровень усвоения учащимися необходимых знаний и умений, так как требует от них активизации самостоятельной познавательной деятельности /8/.

    Глобальная компьютерная сеть Internet

    Создание  компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

    В последние годы компьютер стал доступным  не только для взрослых, но и для  большинства детей. Позитивная возможность  современных Internet–технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн–лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

    Еще одна возможность, которую успешно  используют современные учителя  и профессора, - развитие и поощрение  творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по учебному курсу, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу. Для реализации намеченных проектов от учащихся, как и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:

  • умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данных, распечатывать информацию на принтере;
  • владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами;
  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
  • в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;
  • умение войти в сеть (электронную почту);
  • умение составить и отправить по сети письмо;
  • умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;
  • структурировать полученные письма в специальной директории;
  • работать в системах DOS и WINDOWS, пользуясь редакторами WORD разной модификации;
  • входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию.

    Несмотря  на преимущества и перспективы включения Internet–технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Internet или на специальном СD не составляет особого труда.

    Однако, не останавливаясь на издержках Internet–технологий, обратим свое внимание на их особенности.

    На  базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet–учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и  дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

    Internet-учебник  обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

  • сокращается путь от автора учебника к ученику;
  • появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
  • сокращаются расходы на изготовление учебника;
  • решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);
  • появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet.

    Очень ценно, что доступ к Internet–учебнику  возможен с любой машины, подключенной к сети Internet, что позволяет при  наличии интереса со стороны пользователей  попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения.

    Обилие  средств разработки и конвертации в стандарты документов, принятых в World Wide Web, позволяет преподавателю достаточно легко готовить учебные материалы, не изучая дополнительно сложных языков программирования и не прибегая к помощи сторонних разработчиков.

    По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым увеличивая число доступных студенту или учащемуся учебных курсов.

    Однако, гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане Internet предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web-chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование /10/.

    Образовательные порталы.

    Портал  есть ориентированная на пользователя информационная Web-система с единой для каждого конкретного пользователя точкой доступа к разнообразной информации, относящейся к определенному приложению. В работе А.Н. Тихонова и А.Д. Иванникова портал определяется как «сетевой узел или комплекс узлов, подключенных к интернету по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на определенную аудиторию». Обращение пользователь к порталу происходит с помощью браузеров, размещенных на клиентских узлах.

    В зависимости от масштабов охвата пользователей различают межрегиональные, региональные и корпоративные порталы.

    В зависимости от назначения и основной группы пользователей порталы, ориентированные на образовательное сообщество, подразделяются на образовательные, университетские, административные и др.

    Образовательные порталы непосредственно служат целям предоставления образовательных  услуг. Они содержат электронные материалы, методические указания, расписание занятий и консультаций и другие данные, относящиеся непосредственно к учебному процессу, и имеют средства доступа к ним. Образовательные порталы подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Если горизонтальный портал охватывает материалы по большому числу предметных областей, то вертикальные порталы относятся к определенному направлению подготовки обучаемых или даже к конкретной дисциплине.

    Информационные  ресурсы порталов в образовательной сфере представлены не только учебными и учебно-методическими. В информационные ресурсы входят также сведения о структуре и функциях образовательных учреждений, условия предоставления образовательных услуг, базы данных профессорско-преподавательского состава и научных работников, электронные публикации книг, научных статей, авторефератов диссертаций, сведения о научных и методических конференциях семинарах и др.

    Атрибутами  образовательных ресурсов (образовательных  материалов) являются такие параметры, как предметная область. тип образовательного ресурса, уровень образования характер аудитории.

    Обычно  используется иерархическая рубрикация. Так, в одном из порталов на верхнем  уровне иерархии типов ресурсов предлагаются следующие значения типа: учебный  материал, учебно-методический материал, дополнительный материал, информационный ресурс.

    На  втором уровне для рубрики «Учебный материал» вводятся значения: учебник, учебное пособие, текст лекций, лабораторный практикум, задачник, тесты и контрольные  вопросы.

    Для рубрики «Учебно-методический материал» используются значения: методические указания, план занятий, учебный план, учебная программа.

    К дополнительным материалам на втором уровне иерархии отнесены: статья, монография, хрестоматия, наглядное пособие, атлас, словарь, справочник, энциклопедия, БД, автореферат диссертации, диссертация. 

Информация о работе Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе