Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью нашей работы является обоснование возможностей использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.
Объектом нашего исследования выступают компьютерные технологии на уроках физической культуры.
Предмет – возможности успешного использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.

Содержание

1.Теоретико-методические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.1 Исторические предпосылки развития проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.2 Теоретические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.3 Информационные технологии на уроках физической культуры в средней школе
1.4 Методологические подходы к решению проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2. Опытно-эксперементальная работа по внедрению использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2.1 Цели и задачи теоретического и эмпирического исследования
2.2 Методология исследования проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
Заключение

Работа содержит 1 файл

первая глава моей курсовой НАДЯ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

    - представить историографию вопроса;

    - изучить теоретические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры;

    - определить наиболее продуктивные методологические подходы изучению темы применяемые компьютерных технологий;

    - представить наиболее эффективные методы теоретического и эмпирического уровня исследования.

    Теоретико-методологическую основу исследования составляют научно-исследовательские работы, в которых представлены ведущие идеи теории методики физической культуры и спорта: (Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов, И.Г. Захарова, Г.И. Попов);компьютерных технологий: (М.З. Биболетова, Н.Ю.Пахомова, Т.А.Полилова ),в теории систем (И.В. Блауберг. Дж. ванн Гиг,В.Н.Садовский,Э.Г. Юдин и др.), деятельности (А.Н. Леон-тьев,И.С. Иаркарян, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский, В.С. Швырев и др.), педагогического элемента(Дж. Гласс, Д. Кэмпбелл, Дж. Стенли и др.), системного и деятельностного подходов (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Сериков и др.), внешний информационно-образовательной среды (А.Х.Ардеев, О.А. Илбченко, Д.Ш.Матрос, В.А.Ямвин и др.)

    Организация, база и этапы исследования. Теоретическая работа осуществлялась в Костанайском государственном педагогическом институте и проходила в три этапа.

    На  первом этапе – изучалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме компьютерных технологий на уроках физической культуре, литература по учебной деятельности студента вуза. На основе анализа существующих концепций и теорий были сформулированы исходные позиции исследования, разрабатывался понятийный аппарат, обосновывался выбор методических подходов к решению поставленной проблемы, формулировались их ключевые положения. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях практической деятельности тренера. На данном этапе использовались следующие методы: историко-педагогический, теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование.

    На  втором этапе – уточнялись выводы, оценивались полученные в ходе теоретического и частично эмпирического исследования данных. Основные методы на данном этапе: системный анализ, индукция, конкретизация , анкетирование, дедукция, интервьюирование, наблюдение, анализ, синтез.

    На  третьем этапе – осуществлялось обобщение и описание полученных результатов уточнение практических рекомендаций, внедрение результатов исследования в практическую деятельность учителя физической культуры, оформление результатов исследования. На данном этапе использовались следующие методы: анализ результатов, обобщение, сравнение, экспертная оценка, самоанализ.

    Обоснованность  и достоверность  результатов исследования определяется: 1) использованием в качестве теоретических основ исследования фундаментальных положений философии, общей психологии и педагогики и физической культуры; 2) использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследования; 3) результатами частичного внедрения в образовательный процесс практической деятельности учителя физической культуры.

    Курсовая  работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы. Текст занимает  50 страниц, содержит 5 таблиц, 7 рисунков. 

 

     1.Теоретические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе 

    1. Исторические  предпосылки развития проблемы компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
 

    В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую  эпоху, дорогу к которой проложило  бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и научно-технического процесса в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

    История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах  и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования.  При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем «компьютеризация общества», где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации /1/.

    Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется  единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования. По мнению директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании В.Г. Кинелева: «Новые информационные технологии должны способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения индивида, позволяющего ему занять прочное положение в информационном обществе» /2/.

    Информационные  технологии можно рассматривать  как элемент и функцию информационного  общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

    Формирование  в стране информационного обучения неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. Был осуществлен переход: от устного диалога времен Сократа - к образовательным формам, которые включили чтение и письмо; от  ученых времен раннего Средневековья, обучающих независимых учеников тогда, когда им заблагорассудится, - к новой образовательной структуре, в которой организованные ученые и студенты работают вместе в пределах университета, колледжа, а учителя и ученики объединены в стенах школы. “Третья волна” или «третья революция», по мнению О.Тоффлера, несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах обучения, которые делают устаревшими ранее существующие; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежный средств и власти” /2/.

    Вот уже почти два десятка лет  не утихают споры о том, какое  место должен занимать компьютер  в профессиональной деятельности педагога. Экзотикой для подавляющего большинства педагогов остаются и компьютерные учебники, и интеллектуальные системы, и телетестинг, и прочие атрибуты тесной дружбы школы и информатики.

    При выборе технологий необходимо учитывать  наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.

    Образовательные технологии - это комплекс дидактических  методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.  Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «ученик - компьютер - преподаватель» большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях становится визуализация мысли, информации, знаний. К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции /3/.

    Развитие  компьютерных сетей может коренным образом изменить систему образования, облегчить обмен научными знаниями, поиск информации, усовершенствовать  распространение печатных материалов. Дидактические возможности компьютеров после объединения их в компьютерные сети существенно возрастают.

    С точки зрения использования информационных технологий обучения представляют интерес  возможности компьютерной сети в  части обмена учебной информацией  в виде текста, статической и анимированной графики, речи. Преподаватель и обучаемый могут обмениваться в интерактивном режиме информацией на расстоянии от нескольких метров до нескольких тысяч километров, причем это может происходить в реальном масштабе времени или асинхронно. Восприятие учебного материала в этом случае происходит визуально с экрана монитора или с твердой копии (распечатки на бумаге). Работа в компьютерных сетях представляет возможность так называемого массового индивидуализированного обучения, где обучаемый может работать в удобном для него месте, в удобное время, в удобном темпе. Кроме этого он может при этом, во первых, обращаться за справками в базу данных, во-вторых, проводить автоматизированный самоконтроль степени усвоения учебного материала, в-третьих, участвовать в электронных семинарах и практических занятиях, в-четвертых, получать консультационные услуги. Дидактические возможности компьютерных сетей представляют большой простор для разработки различных вариантов организации информационных технологий обучения /4/.

    Анализ  показывает, что применение информационных технологий обучения уже сегодня  существенно изменяет роль и функции  педагога и обучаемых, оказывает  значительное влияние на все компоненты учебного процесса обучения: меняется сам характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучаемых; соотношение дидактических функций, реализуемых в системе «педагог- информационные технологии обучения -обучаемый»; усложняются программы и методики преподавания различных дисциплин; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. Иначе говоря, внедрение в учебный процесс информационных технологий обучения неизбежно влечет за собой существенные изменения в структуре всей педагогической системы вуза. Причем, схема «человек–компьютер» обладает неизмеримо большими возможностями, способна предложить принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, отличный от традиционного.

    Таким образом, историография изучаемого вопроса делится на три периода:

    1 период (50-70 годы ХХ века),

    2 период ( с конца 70-х годов ХХ века),

    3 период (с 80-х годов по настоящее время).

1.2 Теоретические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе

    В научной литературе существует множество трактовок термина физической культуры, но изучив их, мы сделали вывод, что все они похожи. В своей работе мы будем понимать физическая культура, как настоящая часть, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

    Следующий термин (понятие) это педагогическая технология. Для анализа данного понятия  мы использовали работы таких авторов как И.П. Волков, В.М. Манахов, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, а также информационные сайты ЮНЕСКО:  педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

    Данное  определение не является полным и  не учитывает специфику нашего исследования. Поэтому применив синтезирование как  метод теоретического исследования, мы получаем понятие педагогическая технология с позиции физической культуры и спорта: педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению уроков  по физической культуре и учебно-тренировочных занятий , а также обеспечением комфортных условий для учащихся, учителей физической культуры и тренеров.

Информация о работе Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе