Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью нашей работы является обоснование возможностей использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.
Объектом нашего исследования выступают компьютерные технологии на уроках физической культуры.
Предмет – возможности успешного использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.

Содержание

1.Теоретико-методические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.1 Исторические предпосылки развития проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.2 Теоретические аспекты использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
1.3 Информационные технологии на уроках физической культуры в средней школе
1.4 Методологические подходы к решению проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2. Опытно-эксперементальная работа по внедрению использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
2.1 Цели и задачи теоретического и эмпирического исследования
2.2 Методология исследования проблемы использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в средней школе
Заключение

Работа содержит 1 файл

первая глава моей курсовой НАДЯ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

    Следующее определение  это компьютерные технологии- системный метод организационных  мер по проектированию создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических ресурсов направленных на оптимизацию образовательного процесса.

    Так как компьютерные технологии не рассматриваються с позиции физической культуры и  спорта, за основу мы берем вышеуказанное.

    Для дальнейшего рассмотрения темы курсовой работы нам необходимо раскрыть общую классификацию теории педагогической технологии.

    Классификация педагогических технологий:

  • По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометолические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
  • По философской основе : материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентисткие) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалисткие, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
  • По ведущему фактору психического развития : биогенные, социогенные, психогенные идеалистические технологии.

    В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один- едиственный фактор, метод, принцип- педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

  • По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологиц, интерирозаторские, развивающие. Можно упомянуть ещё малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений. навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально- нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей ) и приходные (формирование действенно- практической сферы - СДП).
  • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально- ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

    В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой- либо одной  приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных- комбинируются из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

    Весьма  интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В. Т. Фоменко:

  • Технологии,  предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, излишне созерцательное, в противовес чем и используется эта технология.
 

    Она предполагает несколько планов действий:

  • предметный план действий;
  • внешнеречевой план действий;
  • свернутый или сокращенный план действий, т.е. «про себя».

    Обучение, в особенности в старших классах, в большинстве случаев является словесным, и это обстоятельство – одно из гносеологических источников формальности знаний учащихся. Чтобы реализовать внешнеречевую деятельность учащихся, новаторы находят выход: запись каждым учеником собственной речи на пленку с последующим прослушиванием. Необходимо помоч учащимся свое отношение к домашней работе (прочитав сложный материал, проложи, пересказывая, тропу в буреломе понятий, событий, фактов, с которыми только что имел дело при выполнении домашней работы).

    Действия  «про себя» - это план таких действий, которые сжимают, уплотняют в сознании ребенка в более емкие категории. Реализации такого плана действий, т.е. «про себя», должна способствовать компьютерная оснащенность учебного процесса (управление мыслительной деятельность посредством компьютера- переходящее в самоупаравление). Поэтому необходимо внедрять компьютерные учебные программы- в этом надежда на улучшение дела.

  • Технология, предполагающего построения учебного процесса на концептуальной основе.

    Концептуальная  основа предполагает:

  • вычленения единой основы;
  • вычленение сквозных идей курса;
  • вычленение межпредметных идей.

    Истинный  учитель приходит на урок с гибкой моделью предстоящего процесса в  голове, который и предусматривается  динамическая дозировка содержания с дифференциацией на более существенное или менее существенное. Для чего она необходима? Освоением ребенком ключевое понятие есть та «вершина», с которой хорошо обозревается все поле фактов, охватываемое этим понятием, оно становится ориентиром действий высокого уровня обобщений.

    Рассматриваемая технология вычленение сквозных идей  учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы не было перескоков в пределах такой крупной единицей образовательного процесса, как учебный курс.

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе.

    Крупноблочная технология (научная разработка Н. Эрдниева и В. Шаталова) предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов; например: объединение нескольких правил, определений характеристик в одном определении, одной характеристике, что увеличивает их информационную емкость

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе.

    Идею  опережения, положенную в основу обучения С.Лысенков, С. Соловейчик назвал гениальной. В  отличие от двухлинейной логической структуры урока, характерной для крупноблочного обучения. опережающая технология имеет трехлинейную структуру урока. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая для дидактики система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение – в пределах урока, среднее – в пределах системы уроков, дальнее – в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

    Способный и опытный учитель видит будущее, знает не только свой предмет, каким- то шестым чувством чувствует, как настроены его ученики, стремиться работать по опережающей системе.

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.

    Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующий реальную действительность, и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.

    Диалогу, как известно противостоит все еще  имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом. в том, что субъект – субъектные отношения реализуются на уроке не только в знаньевой, но и в нравственно эстетической сфере.

    Таким образом, исходя из вышеописанного, использование  компьютера на уроках физической культуры лежит в плоскости личностно-ориентированной технологии обучения. 
 
 

    1.3. Информационные технологии на уроках физической культуры в средней школе

    Мультимедиа

    С развитием информационных технологий все больше внимания уделяется возможностям, предоставляемым компьютером для разработки компьютерных технологий обучения. Особенно богатыми дидактическими возможностями, обладает технология мультимедиа, представляющая собой интерактивное объединение текста, графики, звука, видео и анимации на основе единого интерактивного программного обеспечения.

    Мультимедиа технологии успешно применяются  в настоящее время в сфере  образования и профессиональной подготовки, в издательской деятельности (электронные книги), для компьютеризации  бизнеса (реклама, обслуживание клиентов), в информационных центрах (библиотеки, музеи) и т.д.

    Одно  из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в  сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа  способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения.

    Экспериментально  установлено, что при устном изложении  материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной  тысячи условных единиц информации, а  при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.                        

    Существует  несколько определений мультимедиа  которая подходят дополнением нашего исследования:

    Мультимедиа – это технология, описывающая  порядок разработки, функционирования и применения средств обработки  информации разных типов;

      Мультимедиа – это особый обобщающий  вид информации, которая объединяет  в себе как традиционную статическую  визуальную (текст, графику), так  и динамическую информацию разных  типов (речь, музыку, видео фрагменты,  анимацию и т.п.).

    Данные  определения соответствуют специфике школьного образования нашего исследования .

    В условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное  непрерывное пополнение знаний и  их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа-ресурсов в общем среднем образовании основной упор делается на организацию самостоятельной познавательной (индивидуальной и/или групповой) деятельности учащихся, развитие критического мышления, культуры общения, умения выполнять различные социальные роли.

    Методика  использования мультимедиа технологий предполагает:

    1) совершенствование системы управления  обучением на различных этапах  урока; 

    2) повышение уровня мотивации учащегося;

    3) улучшение качества обучения  и воспитания, что повысит информационную  культуру учащихся;

    4) демонстрацию возможностей компьютера , не только как средства для  игры;

    5.) комфортность обучения.

    Мультимедийные  уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

    • усвоить базовые знания по предмету;

    • систематизировать усвоенные знания;

    • сформировать навыки самоконтроля;

    • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике  в частности;

    • оказать методическую помощь учащимся в самостоятельной работе на учебным материалом.

    Данную  технологию можно рассматривать  как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением  которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения  учебного материала и обеспечение его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40%-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Информация о работе Компьютерные технологии на уроках физической культуры в средней школе