Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:32, курсовая работа
Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
Введение 3
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
1.1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
1.4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 19
Глава II ИСЛЕДОВАТЕСКое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………… 23
2.1 Характеристика эмоциональной сферы детей. 25
2.2 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 45
Выводы 47
Педагогические рекомендации 49
Заключение 50
Литература 51
Приложения
Для изучения эмоционального состояния дошкольников были использованы следующие методики:
1.Рисуночный тест Дж.Бака«Дом – Дерево - Человек».
В
результате проведенного исследования
и количественной оценки теста мы
получили данные по симптомокомплексам,
которые представили в виде таблицы:
Таблица 1: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Незащищенность |
- | - | 7 | 24% | 22 | 76% |
Тревожность | 2 | 7% | 5 | 17% | 22 | 76% |
Недоверие к себе | - | - | 7 | 24% | 22 | 76% |
Чувство неполноценности | - | - | 4 | 14% | 25 | 86% |
Враждебность | - | - | 6 | 21% | 23 | 79% |
Конфликтность (фрустрация) | - | - | 6 | 21% | 23 | 79% |
Трудности общения | - | - | 5 | 17% | 24 | 83% |
Депрессивность | - | - | 7 | 24% | 22 | 76% |
Мы
имеем следующие результаты:
В таблице 1 находятся следующие полученные данные : по симптомокомплексу «незащищенность» - 24% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей – низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности имеют 7% детей, средний уровень тревожности имеют 17% детей и низкий уровень – 76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 76% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «чувство неполноценности»: 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей – низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность» и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют средний уровень 17% человек и низкий уровень – 83% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя
таблицу количественной обработки
данных по симптомокомплексам, мы увидели
некоторую взаимосвязь уровня тревожности,
степенью выраженности конфликтности
и трудности общения, а именно
у детей с высоким и повышенным
уровнем тревожности
Анализируя
рисунки некоторых детей, мы получили
следующие результаты:
Например, анализ рисунка Ярослава
Ч. показал нам наличие у
ребенка высокого уровня
В некоторых рисунках дети
изображают военную тематику, человека
в агрессивной позе, кисти рук
в виде кулаков, что говорит
о наличии у некоторых детей
агрессивных тенденций,
При анализе рисунка Вовы В. Заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руках держит шпаги). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Мы предполагаем, агрессивность мальчика выражается в стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, что возможно и является причиной возникновения трудностей в общении с другими детьми группы.
По результатам социометрического исследования видно, что Вова В. имеет только два выбора из всех детей группы, мальчик имеет неблагополучную статусную категорию, и из этого мы также можем сделать вывод, что у мальчика возникают трудности в общении с другими детьми. Следствием агрессивности может являться и то, что большинство детей испытывают по этой причине к мальчику негативные эмоции и отрицательно их оценивают и следовательно не принимают Вову В. в свой круг общения. В группе при проведении наблюдения за детьми у Вовы В. проявлялись в поведении признаки агрессии по отношению к другим детям. Дети часто жаловались на него («Вова обижает меня...», «А Вова толкается...»).
Также
в рисунках многих детей наблюдаются
элементы демонстративности. Особенно
это видно на рисунках девочек
Леры Т., Ярославы Я.. Девочки изображают
принцесс в пышных платьях, с коронами;
на платьях множество
тенденций у детей.
Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе.
Несмотря
на такую особенность в группе
девочки пользуются популярностью,
дети тянутся к ним. Девочки имеют
по социометрическому исследованию
благоприятную статусную
Анализ еще одного рисунка показал немного другой результат. Это анализ рисунка Юли К. Прежде всего по рисунку можно сказать, что у Юли высокий уровень тревожности и наблюдаются трудности в общении с детьми группы. По социометрическому исследованию мы получили результаты о том, что Юля К. находится в статусной категории «не принятые» и не имеет выборов детей.
При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности, только это проявление немного другого типа, т.е. можно предположить, что у Юли К. возможно проявление демонстративности по типу «бегства в воображение».
Ребенок с таким видом
Компенсируя
испытываемый им недостаток внимания,
такой ребенок иногда лжет, что
вызывает к нему отрицательное отношение
со стороны детей (особенно, если такая
черта отрицательно оценивается воспитателем).
Рисуя человека, ребенок с таким видом демонстративности компенсирует свое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессы или других необычных персонажей, то есть за счет украшения своего образа. Однако на рисунке Юли К. элементы декорированности носят более сдержанный характер, чем декорированность фигур на рисунках Леры Т, Ярославы Я. На рисунке есть некоторые показатели, которые свидетельствуют о неблагополучном личностном развитии. Одна из отличительных особенностей демонстративности, как личностной черты от демонстративности, носящей компенсаторный характер - прорисовка ног.
В первом случае девочки
В
процессе рисования Юля К. часто
обращалась за поддержкой, переспрашивала
или правильно она рисует и
все ли она правильно делает. При
рисовании сильно наживала на карандаш.
О повышенной степени тревожности
свидетельствует «тревожная линия».
На рисунке изображенного дома отсутствуют
двери, из чего можно сделать вывод,
что ребенок испытывает трудности
при стремлении раскрыться перед
другими (особенно это может быть
в домашнем кругу). Редуцированные кисти
рук свидетельствуют о
Исследуя рисунки некоторых детей, можно увидеть наиболее яркое проявление тревожности. Например, рассмотрим рисунок Андрея К. Прежде всего надо сказать, что ребенок при рисовании вел себя неспокойно, прикрывал рисунок рукой. На рисунке видна сильная линия нажима карандаша на бумагу. В рисунке человека, Андрей сильно выделил туловище: оно слишком крупное, что говорит о наличии неудовлетворенных, остроосознаваемых ребенком потребностей; туловище сильно затушевано, что говорит о присутствии тревоги у ребенка. Руки слишком крупные, т.е. у ребенка сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Одновременно фигура человека изображена как бы на ветру, что говорит о потребности этого ребенка в любви, привязанности, теплоте. В нарисованном доме отсутствует дверь, т.е. можно сказать, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, есть трудности в общении с детьми, может быть из-за повышенного уровня тревожности. При зарисовке дерева изобразил только ствол и ветки. Ветки нарисованы в разные стороны - это поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему.
Рисунок
Леши К. Показывает наличия у ребенка
тревоги, эмоциональной зависимости,
чувство дискомфорта и