Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:40, курсовая работа
Сказки есть в каждом доме, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Влияние сказки на личностное развитие ребенка
Из опыта работы
Кезик Нины Максимовны
Сказки есть в каждом доме, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. При этом удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:
существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке – дурочку и т. п.
сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном
это чтение, рассказ, в лучшем случае пересказ в лицах и драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;
сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
с развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Мы используем сказочный материал нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.)
НЕТРАДИЦИОННО – это значит научить детей оригинально, непривычно, по–своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику работы со сказкой в детском саду.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка-
детский сад №353 первой категории г.Челябинска
Методическая разработка
влияние сказки на личностное развитие ребенка
Составила: Кезик Н.М.
Челябинск, 2008
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказки есть в каждом доме, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач) совершенно справедливо утверждают следующее:
существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке – дурочку и т. п.
сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном –
это чтение, рассказ, в лучшем случае пересказ в лицах и драматизация,
просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;
сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
с развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем:
смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами используется специальная универсальная схема, предлагаемая Л. Б. Фесюковой и помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
НАЗВАНИЕ СКАЗКИ. 1. Нравственный урок. 2. Воспитание добрых чувств. 3. Речевая зарядка 4. Развитие мышления и воображения. 5. Сказка и математика. 6. Сказка и экология. 7. Сказка развивает руки. |
Вполне понятно, что эти семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше.
Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Не должно смущать, если в какой – то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует данную методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т. д. и т. п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.
Таким образом, схема - лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармоничного развития детей.
Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своём мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребёнка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…
Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Мы используем сказочный материал нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.)
НЕТРАДИЦИОННО – это значит научить детей оригинально, непривычно, по–своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов. В приложении к данной работе мы поместили варианты образцов некоторых заданий и занятий с детьми.
Во-первых, важно знать, для чего необходим «нравственный» урок.
Он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Выявив это не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.
Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несёт в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнурённых ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на тёплой печи», «да есть калачи», чтобы всё «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть – самобранка» и т. д. Но не станем же мы из – за этого утверждать, что лень – это хорошо, что «не обманешь – не проживёшь» ит.д.
Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.
Приведём несколько примеров.
В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в рубрике «Нравственный урок» рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво себя ведёт, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чём не повинных героев сказки?
Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок – «Изнеженность – достоинство принцесс…»
Действительно, не лучше ли повести беседу с ребёнком в таком русле. Ведь содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают).
Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому–то. Вот тут–то и начинаются противоречия.
Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия – один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети, как правило, мимо которого проходят взрослые.
Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, а для кого плохо. А может быть не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
Рассмотрим теперь следующий из семи разделов – «Воспитание добрых чувств».
Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвилли: «Есть другое важное личное качество, которое несёт в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств».
Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так, или иначе;
- ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
-«Докажи, что Алёнка лучше всех»;
-«Кого тебе жалко в этой сказке»;
-«Как ты поступил на месте…»;
-«Как движениями похвалить петушка»;
В работе часто используется ТРИЗовская игра «Хорошо – плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления – значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Периодически взрослый должен показывать ребёнку своё отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу:
«Мне не очень нравится Ивасик – Телесик. Угадайте, почему?»
То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать взрослым и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Информация о работе Влияние сказки на личностное развитие ребенка